ДЫК,ТАБЫК ЕЛЫ-ПАЛЫ

ЗОЛОТО У ВСЕХ ОДНОГО ЦВЕТА
При беспредендентно вялом внимании прессы опустился занавес над вторым рок-фестивалем ТАБЫК в столице самой холодной страны в мире.
Слова Цоя «Я ждал это время, и вот, это время пришло» куда более цельно воплотились в творческом прорыве наших северных соседей, чем в пост- августовских вялых попытках реформ победителей-демократов.
Еще летом я помогал Чол-Бо- ну проводить сельский рок- фестиваль в их родной деревне Намцы (к восторгу поселян я привез в эту глушь модников из НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА) и был убежден, что мои старые приятели по-прежнему остаются путеводной звездой для прочих якутских музыкантов.
Но эти «остальные», собравшись с силами, вытащили меня на свой смотр (обзаведясь многодетной семьей, я стал неимоверно тяжел на подъем) и убедили, что Чол-Бону сейчас будет трудно претендовать даже на первое место среди равных — настолько пружинисто — мощный шаг вперед сделали их земляки.

Эта стремительная перегруппировка сил вызвала в моей памяти аналогии с ситуацией середины 80-х в Ленинграде, когда неожиданно под опорами пьедестала трех-четырех признанных «китов» затряслась почва, и вулкан контр-культуры «изверг из глубин» новых лидеров — АЛИСУ, БАШЛАЧЕВА, ТЕЛЕВИЗОР и ДДТ.
В пунами якутского рока нет явных гребешков, волна немного утомляет единообразием, но это нисколько не смахивает на безликость. Ощущение, что ты на Клондайке, в гостях у героев Джека Лондона: пришел миг удачи, — десятки смельчаков разом опустила свои лопаты в девственную землю — и засверкало золото! Но золото у всех было одного цвета…

Чол-Бону — честь по делам: они первые застолбили делянку в правильном месте — в узловых корневищах народного музыкального сознания, языком газеты — в якутском фольклоре. Нынешней осенью стало ясно, что тут копать не перекапать!
Ай-Тал-Чороон-Сэргэ — этот триумвират командовал парадом на ТАБЫК-91. Группы из разных концов необъятной Якутии нагшли в ее тайниках свои сокровища, хотя, увы, для непосвященного в суть якутской земли, внешнее сходство сильно подавляет восприятие ори, гинальных находок.
Каждая из этих групп украсила бы любой престижный фестиваль Запада, именно, любой, ибо в отличие от унифицированного питерского, московского и свердловского рока, якутов с радостью примут в свои объятия и нетрадиционные сборища, как-то: авангарда, нового джаза и, конечно же, чистой этно-музыки. Потому что, в изолированности Якутии от общемировых процессов развития, тех, что подмяли под себя всех русских рокеров в центрах (где и большевики очень чисто вырубили свою проcеку) — было спасение якутской культуры, ее самобытности. И в лице «новой» (она же первая) якутской волны, мы имеем органичную и удавшуюся попытку народа расправить плечи.

БУБЕН ВМЕСТО МИТИНГА
У многих русских этот сдвиг произошел в политическом осознании — в Августе, ну, а якуты, до сих пор торчащие от «красного шамана» Ленина и лозунгов его шайки (все его памятники и аршинно-дебильные приказы коммунистов до сих пор в полном авторитете в стране белого безмолвия), без лишних словопрений и бунтов достали из бабушкиных сундуков драгоценное наследие предков песни: ритмы, интонации, пляски и даже готовые сценические костюмы — и едва ли не первыми на территории бывшего СССР заслужили эпитет «современная национальная музыка».
«Ау! — где она у эстонцев, русских? Ни на Рок — Самме рах. ни на Монстрах Рока ею и не пахнет. Питерский, Свердловский рок-клубы, московская Рок-лаборатория — суть центры современной «городской» музыки, но это, пока не есть самодостаточная сила, что и доказали провалы всех рокСП. «Туземцы» же нашли выход так же легко и верно, как святые ходили по воде, с чистым сердцем и без рефлексии на Боуи и АС—ДС; даже их хард энд- хэви бэнд № 1 — Сэргэ, куда ближе к компании сельских шаманов, чем к МЕТАЛЛИКЕ и ОЗЗИ…

НОВЫЙ эпос
Пытаться вникнуть в своеобразие ведущие якутских групп, дело, пока что пустое по двум причинам. Во-первых, лично мне это не позволяет тотальная невежественность в области якутской культуры. Ну, и, конечно, незнание языка. По мнению местных специалистов, лирические глубины «новых» якутских песен не уступают древнему эпосу якутов и являются его прямым наследником. При всем моем уважениии к БГ, Кормильцеву и Макару, о них этого не скажешь.
Я перейду на личности лишь раз и здесь речь пойдет об открытии ТАБЫКА-91, дотоле абсолютно неизвестной группе ХАРДЫЫ. В этих простых ребятах есть та резкость, «опаска», что выделило бы их и в тусовках на Рубинштейна, 13 и Горбушки: как гопники, так и панки, наверняка бы признали команду низкорослых кочегаров за своих. Узнав о «главной» профессии музыкантов, я лишний раз помедитировал на тему «топки». Этому способствовали и ежедневные концерты на фестивале гостей из Питера, молодой пост-цоевской группы КАМЧАТКА, которая очень адигао и искренне копирует КИНО образца
1984 года.

Я бы вряд ли осмелился на столь громкие похвалы ТА- БЫКУ, если бы его успехи ограничивались сугубо местными делами, в том-то и штука, что не менее сильные переживания и мне и публике доставила представительная делегация из Тувы.

ТУВА — КРУТА
Уже почти став независимой (в Союз — Тува, окруженная со всех сторон СССР, попала лишь… в 1944 году!) сегодняшняя Тувинская республика обнаружила среди своих обитателей целую плеяду замечательных талантов, играющих супер-современную музыку.
Они очень разные: прогремевший в прошлом году на Рок-Азии «Биосинтез» — этакая кызыльская попмеханика с мудрым виолончелистом Врежем Мелояном на месте Капитана (Курехина); мощная «Лама», с опытом кабаков, но при этом с поразительно свежим неожиданным солистом, изобретательно использующим в поп-роке все изыски древнего горлового пения и, наконец, сугубо (на первый взгляд!) филармоническая команда академиков фольклорной музыки — ансамбль «Тыва». Объединяет их звонкая струя мэйнстрима, бьющая из темных курганов буддийской Тувы — древнего центра Азиии
Вреж оказался первым, кто сумел вытащить меня на сцену после конца ЗВУКОВ МУ, позже выяснится, что за этим стоит наше немалое сходство: пути двух драконов, одновременно и раков не могли рано или поздно не пересечься, и я благодарен за это судьбе; в рядах БИОСИНТЕЗА мне было также легко и весело, как и в сборной Курехина в 1984—1985 годах. К тому же качество применяемых БИОСИНТЕЗОМ в пищу препаратов вполне соответствует названию — на другой день после знакомства, я смог продрать глаза лишь к началу вечернего концерта.
Вреж сообщил, мне, что присланный на ТАБЫК отряд — есть лишь верхушка тувинского айсберга искусств, в которой вмерзли национальный театр, авангардный джаз, рок, живопись (Мелоян сам изготовляет и огромные чудо- маски). Последней его мыслью при нашем расставание была надежда, что Тува дотянет до XXI века без железной дороги. «Снятие секретности нас погубит», — заявил он, (Вреж — армянин, а талантливое погружение Мелояна в Туву, лишнее подтверждение богатства и его собственного этнического типа).

ФИННЫ ЛЮБЯТ ГРЯЗЬ, ЯКУТЫ — ЦВЕТЫ

Поп-эстраду на ТАБЫКЕ лихо представили эвенко-камчадальско-якутская группы СЭЭДЬЭ и лауреат Голосов Азии Кыдырали Болманов. Забавно — героически выглядели юные финны, группа ВАЛВАНТО КОМИССИО, Бог весть, как попавшие в Якутию. Они очень серьезно, на грани с тупостью, мочили свой пост-пан к в стиле СИЛУЕН ВЭЛИЕТ-86 и их упорство было оценено публикой. Но не их музыка — якуты балдеют от мелодий, а финны владеют лишь ритмом… Парадокс.

НЕБО В АЛМАЗАХ ИЗ ПОД ЗЕМЛИ
Худрук группы Чороон сказал мне в последний фестивальный вечер, что слово ТАБЫК выбрано для названия неверно. Это слишком ответственное мистически-роковое понятие из морозной тьмы якутской истории. Доживший до эпохи рок-н-ролла, Табык — огромный бубен в форме 12-ти бычьих шкур, распятых на перекладинах — использовался властью-тойонами лишь в исключительных случаях, как самых драматичных, так и сверх радостных: от эпидемий до рождения наследника у предводителя местного дворянства.
Но пока что рокот трех табыков, «держащих» задник фестивальной сцены, приносил Якутии только удачи. Люди, которые здесь буквально ходят по алмазам слышат музыку и сияние прямо из под своих ног.
Александр ЛИПНИЦКИЙ.
октябрь 1991 г.,
Фото Александра Шишкина.


Обсуждение