ОБ’ЕКТИВНЫЕ ЛЮДИ

Так уж сложилось исторически, что в Совке фотография представляет из себя всего лишь- изобразительный ряд, призванный отразить хронику наших трудовых Будней. Или красоту тех частей природы, которые до сих пор не засраны. Художественная фотография сведена к декоративной творчески и к Прибалтике географически. Понятия «фотовыставка” , «фотоальбом» для нас — все равно что доска почета, на которой, как известно, тоже фотографии.

И вполне возможно, что я не знаю нестоящих фотографов так же, как рядовой фотограф не знает настоящего рока. Проблемы едины для любого проявления искусства в данной системе — отсутствие аппаратуры, свободы творчества, хорошей коммерции, полиграфической Базы, наконец…

Фотография в самиздате — вообще понятие парадоксальное при множительной технике модели «Любава» — Фотография в рок—журнали— с гике — явление прежде всего очень эклектичное. Масса проявлений: «фотки» Вити Цоя, любовно вставленные в значки, и прочие Борисы Превещенковы с обложки журнала «Советский Экран», рядом — то, что продается перед концертами для поддержки возбуждения фанов — плакаты, просто цветные фотографии и даже черно-белые, плюс фотографии, которые позволяют хоть отдаленно представить себе того человека, которого слушаешь. Они иллюстративны, но не имеют под собой претензии — и поэтому хранятся как фотография Янки, присланная из Н-ска год назад или физиономия все того же БП, привезенная в 83-м из Питера. Есть просто оттяжные любительские фотки. Но у каждой команды существует период, когда она начинает себя осознавать и искать своего автора. Который не просто бы запечатлевал «великие миги», который выл бы соавтором. Не музыки — самой команды. Правду сказать, немногие находят,и тогда лицо команды — воля случая.

Каждое издание пытается работать с фотографией — и перевирает кучи любительского материала, чтобы найти пару—тройку по-настоящему авторских работ. Многие (почти все) начинали с трогательного наклеивания фотографий клеем ПВА на машинописные страницы…

Из всех известных мне изданий, пожалуй,только «Урлайт» уверенно работал с фотографией, но там она — «внутри” самого материала, что, в совокупности Со стремлением вместить максимум изобразительной информации в минимум печатного пространства, привело к обилию коллажей. Урлайтовские коллажи потеснили собственно авторскую фотографию, став самоценными, выйдя на обложки и постеры. Но не подрезала ли рука художника крыла фотохудожника? Большинство же других журналов остановилось на варианте «вырезных вклеек» («Гучномовец», «ПНС», «Рок-Опо»). Исключение, пожалуй, составляет героическая владивостокская «Штучка», где цветной изобразительный ряд, несмотря на дороговизну, преобладает над содержательным.

«ДВР» в своей работе сознательно пытается делать ставку на фотографию авторскую, художественную, не гнушаясь, Безусловно и хроникой. Если кому-то попадался «ДВР4» со страничными фотовкладками, — то это тот путь, который нам ближе. Фотограф — соавтор журнала. А журнал — соавтор фотографа. Так они вместе и маются. И выло бы видно на страницах журнала лицо (рожа — см.ниже) фотографа, а там — хоть трава не расти.
Или, как говаривает единственный от Урала до Токио аниматор Батя: «Моя задача — испортить «ДВР» хреновым графическим оформлением.» Вот все они так.

МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА ПАВИНА (он же финский революционер Павиайнен, он же г-н Павианов, он же Мишанька и т.д.) очень любят рок- музыканты и женщины. Как те, так и другие иногда Бегают за ним босоногой стайкой.

Но на самом деле М.Ю. — вовсе не фотохудожник, как было объявлено на его персональных выставках в Китайской Народно-Демократической Республике и Корее-Северной и как объясняется по пути на его чердак заезжим японцам или американцам. На самом деле он — судовой механик, и даже несколько лет жизни посвятил судам Дальневосточного ордена Октябрьской Революции Морского Пароходства. Потом еще несколько — различным студиям и Объединениям. На сегодняшний же день он не состоит ни в каких организациях, включая ДОСААФ и КПСС и исключая ДВР и ТИНРО.

Для М.Ю. характерна глубинная затаенная концептуальность в сочетании с патологической силой случайности. Его работы либо точно просчитаны — либо воо,ще чудом появились на свет. М.Ю. не признает сроков и границ, он — сама вольность и воплощение непосредственности.

В экспозиции домашнего музея художника представлены труды любимого руководителя т.Ким Чен Ира, сеть рыболовная, Козел Красный, Листовка Контр-прапагандистская и другие характерные предметы личного обихода, а также ряд авторских работ: плакаты «Резвость — Норма Жизни», «Нас — Рать»,календарь Владивостокского рок-клубa за 1987 год, признанный низкохудожественным, а также календарь организации ТИНРО, отпечатанный в стране Японии, и т.д.

В настоящий момент М.Ю.Павин неумолимо движется от фотографии театра к театру фотографии, в чем ему Своим непрерывным присутствием мешают разные хорошие люди, которые любят художника, его чердак-студию и совместное времяпр-епровождение. Несмотря ни на что он сейxас готовит к выпуску в свет свою первую книжку. О женщинах.
В «ДВР11» нет ни одной работы мастера, кроме автопортретов.

АЛЕКСЕЙ ВОРОНИН. Молчалив, потому что у него до сих пор не завезен уголь и не сколочен ящик под картошку. Классический недоучившийся архитектор, снимает рок’н’ролл уже пять лет. В экстремальных ситуациях (на концертах ЗООПАРКА, например) его всегда выручает весьма нехрупкое телосложение; Леха злится только если в давке не удается сменить объектив на аппарате.

— Мне лучше десять раз промолчать, чем один раз сказать.
Я могу делать очень многое, но помаленьку. Не зацикливаюсь на одной работе, и поэтому не стану большим специалистом в какой-то области, не стану и профессиональным фотографом.
Но фотография мне нужна — надо же что-то делать!.. А вообще я Больше люблю лежать на диване — все остальное происходит в перерывах. Хочу фильмы снимать, но до сих пор все попытки оканчивались плачевно — пытался снимать с 76—го года… То артисты напьются, то всех арестуют, то просто пленка в Бачке слипнется и выйдет параллельное кино… Фотография легче воплощается. Вопрос не в том, чтобы снять, а в том, чтобы покопаться и выбрать из того, что есть, — чтобы не полениться…

В фотографии и вообще в искусстве мне ближе не прямое отображение чего-то происходящего, а такая подача, когда смотришь — и веришь в то, чего, возможно, нет на самом деле. Термины — это уже не моя задача, это как назовут критики.
На моей белой стенке дома висят бракованные фотографии и 1 карта мира.

За концерт я снимаю обычно пленки четыре, из них для «ДВРа» можно кадров десять отобрать, а для себя — один… Бывает больше… (монолог А.Воронина записывался в течение полугола)

В настоящее время художник занят посадкой картошки и планированием виадука для подачи в дом хоть какого-нибудь водоснабжения — воду для реактивов и растворов он до сих пор носит из лубочного деревенского колодца.

(Материал был подготовлен для второй совместной инсталляции фотографов — выставки «Рок-Владивосток» в г.Череповце.>


Обсуждение