ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ РУССКОГО РОКА

В предлагаемых заметках автор решил поделиться своими размышлениями о некоторых аспектах генезиса русского рока, механизмах его воздействия на аудиторию, взаимоотношениях контр
культуры с властью я о других проблемах, тесно связанных с названными.
Ясно, что в рамках журнальной статьи невозможно осветить все многообразие названных проблем, поэтому здесь выделены лишь ключевые, по мнению автора, моменты.
При написании статьи учитывалось одно важное обстоятельство: исследование столь непростых предметов требует полной «деидеологизации» сознания исследователя, необходимо отойти от групповых интересов и даже от рокерской солидарности и проявить в работе максимальную интеллектуальную честность.

Мы живем в уходящей корнями в иррациональный беспредел Системе, которая глубоко враждебна человеку. Экономическим обеспечением господства этой Системы является тотальное огосударствление собственности, политическим ее обеспечением является никем не легитимированная монополия на политическую власть, узурпированная узкой группой лиц. Одним из факторов социального обеспечения господства и воспроизводства Системы является принцип распределения все и вся (включая духовную и политическую свободу) из единого Центра. Распределение зависит от иерархического положения в Системе ее подданного, а само это положение зависит в первую очередь от лояльности Системе и ее законам и в последнюю — от порядочности, компетентности и гражданской позиции. Любой агент Системы может по своему произволу отнять у человека достоинство, честь, имущество, свободу и жизнь. При этом одна из основных целей Системы, призванных обеспечить ее воспроизводство на всех уровнях, — отнять у человека самое главное, что определяет его существование в мире, ответственность перед Богом и людьми — его личность, растворить ее в себе.
Все институты Системы служат в основном этой цели. Мораль в Системе отсутствует, ее заменяет набор мифов, догм, стереотипов и принцип целесообразности, целесообразно же вое то, что служит целям Системы, т. е. разрушает личность. Агенты этой Системы и ее верноподданные напоминают персонажей Ф. Кафки и Иеронима Босха. Абсурд в ней из экзистенциального феномена превращен в социальный и, более того, является неотъемлемым атрибутом повседневной жизни людей.
Из всего вышесказанного следует важный вывод: экзистенциальной парадигмой» (т. е. той структурой «я», которая определяет смысл жизни человека) в Системе является Страх (и его обратная сторона — Агрессия). В самом деле: если у человека можно отнять (или не дать ему) нечто жизненно для него важное, если эта угроза сопровождает его всю его жизнь вместе с эфемерной надеждой на более или менее терпимое будущее, если она реальна и никогда не исчезает, а ее конкретное выполнение зависит лишь от того, в какой мере склонен к попустительству и либерализму тот или иной агент Системы, и если сам этот человек совершенно беззащитен — Страх определяет для него вое. Страх и ничего больше.
Но подобно тому, как тьма не существует без света, и у этой Системы есть противоположность, которая в своем человеческом проявлении необходимо предполагает наличие людей-отщепенцев («нелюдей» в терминологии И. Летова), выпадающих из Системы. Они могут выпадать своим образом жизни, инакомыслием, системой ценностей, отдельными поступками и т. д., но главный момент, определяющий факт выпадения из Системы, — осознание острой потребности любой ценой сохранить свою личность, -свое «я», поставить «я» вне зависимости от влияния Системы. Этот духовный искэйпизм ставит для выполнения сверхзадачи сохранить личность, по существу, единственное и основное условие — освободиться от Страха (и Агрессии). Ибо очевидно, что человек, поставивший последним бастионом защиты от дьявольских поползновений Системы собственную личность, должен быть полностью освобожден от страха потерять вое остальное, чем обладает, включая жизнь, Человек, отбросивший Страх, обретает Жизнь, человек, живущий в страхе ради жизни (не говоря уже о менее значимых вещах), отдает себя на растерзание демонам Системы и теряет свое «я», растворив его в ней. Итак, человек, выпавший из Системы, свою экзистенциальную антипарадигму формулирует для себя так: «Я не боюсь».
Не будет большим преувеличением оказать, что вся отечественная контр-культура и ее наивысшее проявление — рок-музыка возникла и существует как рефлексия над этой антипарадигмой людей, выпавших из Системы. Для того, чтобы сохранить и, что еще важнее, проявить Личность, необходимо «заявить своеволие». «Я не боюсь» — это в конечном итоге «пункт своеволия» большинства отечественных рок-музыкантов. Торжество освобожденной и суверенной Личности над темными страхами и страстями верноподданных Системы.
Для сравнения: в цивилизованном мире, свободном от влияния кошмарной Системы, где экзистенциальными парадигмами являются свобода, ответственность и совесть, рок выдвинул антипарадигму, одним из проявлений которой является творчество и образ жизни группы СЕКС ПИС- ТОЛЗ. Я не могу представить себе, чтобы самый крутой панк-рок-музыкант в России окончил бы свою жизнь так же, как Сид Вишес.
Социальная же функция рока в России, исходя из вышесказанного, состоит лишь в том, чтобы, показав безграничность духовных возможностей освобожденной Личности, освободить от Страха других, которые еще не освобождены, дать им шанс осознать их собственное «я», которое в момент рок-мистерии сливается с «я» музыканта, это высшая и непреходящая ценность. Это особенно актуально для России с ее вековым стереотипом сознания «Делай, как я» и экзальтированно- мессианскими тенденциями.
Другой экзистенциальной парадигмой подданных Системы является тотальное одиночество, отчуждение людей друг от друга (это, по-видимому, справедливо и по отношению ко всему человечеству, но в Системе особо подогревается сознанием того, что твой ближний — это не более чем конкурент в получении от Системы мисок похлебки и участка нар, где можно прилечь). И в этом аспекте рок играет незаменимую роль и являет собой великую ценность, потому что объединяет людей, разрушая пелену майи, противопоставляющей их друг другу в повседневной сюрреальности. Объединение происходит не в политическом и даже не в социальном плане (это объединение низшего порядка), а в духовном, и осуществляется оно не в физическом, а в тонком (астральном) мире. Момент этого объединения неумопостигаем, иррационален, и в этом важная тайна рока, расшифровать которую выше человеческих сил, но ее переживание ни с чем не сравнимо по своей остроте.
Механизм этого явления представляется автору так: рок-музыкант — это пассионарий, (открытый Космосу и аккумулирующий космическую энергию, и одновременно медиум, канализирующий ее в аудиторию. Улавливая космический ритм, он задает ритм музыке и при помощи системы рефренов-заклинаний («твой пала — фашист», «мы вместе», «мы — лед под ногами майора» и т. п.), действующих как мистический пароль (я отнюдь не кш политические лозунги, как можно было бы подумать), получая отзыв аудитории, открывает шлюзы для потока энергии в зал. В процесс восприятия музыки у слушателей включаются потенциально открытые Космосу тонкие структуры сознания (а отнюдь не «низменные инстинкты», в представлении иных авторов). В этот момент происходит то объединение, о котором говорилось выше.
Здесь нужно сделать одно важное замечание. Можно было бы утверждать, что людей в этом процессе в значительной мере объединяет образ общего врага (агента Системы), ведь подобного рода персонажи весьма часто встречаются в творчестве наших рок- музыкантов. Но, во-первых, агенты Системы — это вполне реальные, а не какие-то мифические враги контр-культуры и ее носителей, и это неоднократно подтверждалось их (агентов) действиями. Совершенно непонятно как раз обратное: почему агенты Системы создают из рок-музыкантов образ врага (точнее это слишком понятно, и об этом будет идти речь в дальнейшем). Во-вторых, создавая образ врага, музыканты отнюдь не преследуют никаких политических целей, во всяком случае, автор никогда не слышал от них призывов к каким-либо репрессиям, ущемлению чьих-либо прав, принятию каких-либо репрессивных законов и т. д. И в-третьих (и это главное), в последнее время большинство команд отказалось от создания этого образа, не зацикливаясь на ненависти и прошлых обидах. К сожалению, рок и здесь идет в авангарде общества, поскольку поиски врага — это тотальный синдром, охватывающий в последнее время общество. Это и понятно, ибо ни на что другое, кроме репрессий, Система, повидимому, не способна.
Яснее ясного, что Система не будет равнодушно взирать на попытки отщепенцев избежать интегрирования в нее. Личность любого человека она априори считает своей собственностью, а попытку избежать отчуждения Личности в свою собственность преступлением против себя, подлежащим преследованию. Если власть в государствах западного мира опирается в значительной мере на христианскую мораль, то власть в Системе — это власть Миром Сил. Эта власть носит магический характер, она иррациональна и, как это ни парадоксально звучит, анонимна. Ее реальные носители находятся вне человеческого общества, а внутри кого ее поддерживают лишь агенты Системы. Но, как мы уже раньше видели, рок тоже иррационален, тоже вторгается в Мир Сил (и, по-видимому, является одной из этих Сил) и в мире людей тоже имеет своих агентов. И можно с уверенностью предположить, что Сила рока антагонистична Силам, поддерживающим Систему. Таким образом, налицо нарушение космического равновесия, которое отражается в антагонизме между людьми, в частности, как конфликт между агентами Системы и слушателями рока. Этот конфликт обостряется до предела потому, что в результате борьбы космических Сил больше всех страдают люди с низким энергетическим потенциалом, люди максимально фрустрированные. А кто же является наиболее фрустрнрованными людьми в Системе» Ответ очевиден — это ее агенты (в том числе и те, кто занимается идеологическим и теоретическим обоснованием необходимости преступлений Системы против человека). Надо отметить, что агенты Системы — это изначально подавленные люди, неспособные ни к творческой, ни к какой бы то ни было просто общественно полезной деятельности. В отличие от «средних» людей, которые некоторое время в своей жизни все же пытаются противостоять бесчеловечной машине, но потом «под давлением обстоятельств» обретают конформно- пассивное сознание, эти с самого начала сознательной жизни устроены так, что единственный определяющий их поведение в Системе фактор — это глубокие комплексы личности (в том числе комплекс Герострата) и вытекающие из этих комплексов склонности к насилию, садистские тенденции и т. д. Будучи, как мы уже отметили, неспособными ни к какой общественно полезной деятельности, они в качестве единственной возможности для реализации своих комплексов подавляют чужую Личность; и «свобода» — это возможность лишать других людей всяких свобод. Совершенно понятно, что результатом этой их деятельности является глубокая фрустрация их самих (ибо ничего иного не может чувствовать человек, систематически присваивающий себе плоды чужого труда, чужие политические и духовные свободы и осуществляющий насилие — вспомним йоговский принцип «Яма
— Нияма»). И вот эти люди в процессе своей деятельности встречаются с попытками других людей отстоять свою Свободу и Личность. Ненависть первых к последним беспредельна потому, что, во-первых, как агенты Системы, они не могут допустить того, чтобы кто-то оставил хоть самую малость чего-либо для себя лично,- так как в их представлении все должно быть интегрировано в Систему без остатка. Личность должна превратиться в «винтик», а во-вторых, на уровне социального инстинкта они чувствуют, что некто все же обладает некоей ценностью, которой они сами не обладают, и это обстоятельство представляет для них лично огромную опасность, так как эта ценность разрушает само основание Системы, вне которой жизнь и деятельность ее агентов бессмысленна и просто невозможна. Для них человек, обладающий Личностью, — это вое равно что Экзорцист для демона. Дальнейшая «борьба» приводит всех этих социальных банкротов на новую ступень фрустрации, вследствие чего они превращаются в полных дегенератов и подонков, бьющих беременных женщин, лихо орудующих саперными лопатками, газом «Си-Эс», резиновыми дубинками и прочими аксесуарами, олицетворяющими Систему, либо отдающих соответствующие приказы.
(Окончание следует).

ОТ РЕДАКЦИИ. Некоторые положения статьи могут «оказаться спорными, ситуация сегодня более запутана. Но работа, написанная в 1990 г. и дополненная в 1991 г., точно отражает положение годичной и, тем более, двух- и трехгодичной давности. В следующем номере мы завершим эту публикацию.
*Понятие экзистенциальной парадигмы и экзистенциального вакуума заимствованы нами из статьи В. Козиева «Новое искусство в экзистенциальной парадигме» (журнал «Искусство» N 10, 1988 г.). Они представляются нам чрезвычайно точно отражающими суть дела.


Обсуждение