ЧУЖИЕ «Росстань», 1996

обложка кассеты "Росстань" группы ЧУЖИЕ
обложка кассеты «Росстань» группы ЧУЖИЕ

Together we stand,
Divided we fall.
R. Waters, “Hey You”.

Ну что, мафон рабочий? Врубай!

Включив «Росстань», услышим сначала жуткий грохот, — слава Богу, недолгий, — а затем один из немногих членораздельных номеров альбома «Нерождённое время», в коем Ромычъ поведает нам о мире, где «нет боли, нет рок-н-ролла, нет ничего», но каким-то чудом сохранились: а) улица, на которой б) весна проходит в) эшафотом. Оставленным для кого? – А вот: «мы выйдем на улицу и будем стрелять всех поэтов», — грозно поводя зоркими очами, обещает Ромычъ. Жалко, видать, недостреленных Летовым непутёвых бумагомарателей, но что поделаешь – работа…

Прогулка по эшафоту боком вылезла несчастной весне – насколько удалось понять из второй песни (Эй, звукооператор! Special Thanks, безрукий двоечник!), — «годы зимние пришли», и горе наше неизбывно, хотя надежда есть: «дай Бог, будет солнце», — оптимистично тоскует Ромычъ. Присоединяйтесь, а то ещё не взойдёт, чего доброго, и останется последний Good Day Sunshine лишь в памяти народной. Кстати, куда смотрит лондонский ВААП или что там у них есть? Кто-нибудь там за битловскими авторскими правами следит или нет, мать вашу?

Итак, робко надеющиеся на солнце наш герой сотоварищи «ожидали рассвета, да выпала ночь», а потом всё же кончилась, заблистало утреннее солнце на куполах церквей и стало видно: «одинокий в поле воин всё шёл в даль, одинокий в поле воин воевал. Всё шёл и шёл, и пел о любви». Грешен, с раннего детства таких люблю. И пословицами его бьют, и примерами историческими стегают, и к здравому смыслу взывают, и основной инстинкт (для россиянина – стадность) пробудить пытаются – хуй! штанга! Идёт в даль – и хоть бы хны! Молодец! Для сопливого романтика одиночество воина было основополагающим критерием: я равно восхищался и красным разведчиком, и звёздно-полосатым ковбоем (место жительства – погранзона, отсюда – сопредельное демократическое ТВ), и бисерным индейцем. Даже злобным уголовником – «потому что он один, всегда один, а со мною вся моя страна». Именно за это я того, с кем страна, и саму страну не любил. А к тому, кто всегда один, проникся трепетным уважением, хотя бы за смелость противостоять тем двоим: мусорному совку и его стране. Отрекаясь от социума (Во завернул! Больше не буду.), одиночка стряхивает его прах со своих ног и оказывается по ту сторону добра и зла, а мы, кряхтя под грузом правил, с восхищением на него взираем, облизываясь.

Ах, детство, детство. Ускакали деревянные лошадки, и для меня, хрыча старого, внеморальных фигур не осталось: «Искал таких же, чтоб одному идти… Одинокие в поле воины шли по одному…» То есть найдёт он кого-нибудь, глянет с иствудовским прищуром – и дальше пойдёт в гордом одиночестве, ведь не нужны ему ни мы, многогрешные, ни, что куда более странно, такие же страдальцы «за обчество», тоскливо бредущие «по одному». Что ж, если вам никто не нужен – флаг вам в руки, Аники, но come надо по возможности together, если любовь для вас важнее, чем песни о ней, вроде № 6: «А как пропел – так проживи, ты разожги собой костры…» Я, ты, он, она не разжигаем, может быть. Так мы и не поём, — обязательств, стало быть, не принимаем. А господа ЧУЖИЕ поют, но трудно им разжечь костёр нагромождением беглых ног, безымянных туманов, мёртвых котов, рыбьих глаз, злых рук и подобных дырявых валенок, в обилии рассыпанных перед многострадальным слушателем. А Ромычъ всё не унимается, и уже вместо «недописанный альбом» из «Последней звезды» хочется вставить «непрописанный», потому как «носовой» вокал и скрежет гитарный – ДОСТАЛИ УЖЕ!

Чуваки, я не привередлив. Во время оно я слушал русский рок-н-ролл в записях такого качества, что не приведи вам Боже того же. Но я отвык! А привык за эти годы не к навороченным Hi-End центрам, а к элементарному качеству. Тиражируешь кассеты – значит, хочешь чтобы разошлись они по городам и весям и услышали их братья по разуму, а услышав — поняли. Так приложи к этому хоть какие-то усилия, кроме усилия по тиражированию своих песен. Нет, не хотят. Ограничиваются кратким: «О, сколько мы их знаем, этих песен», и далее: «Эти песни не задушишь, не убьёшь!» Вот в это верю. И Неуловимого Джо не задушили до сих пор. По той же причине.

Кстати, когда Ромычъ и Эн поняли, что они ЧУЖИЕ на этом празднике жизни и проблема самоидентификации таким образом была решена, могли они думать, что на далёком Урале одному дедушке, вслушивающемуся натужно в «Росстань» и пытающемуся врубиться в отношение «песни Ромыча – песни Эн», придёт в голову то же слово: «чужие»? Разницы-то: М и Ж. Стилистика будто та же: те же гитары, но не такие наэлектриченные; то же нанизывание метафор, но не такая гиблая рыхлость в текстах, и всё это девичьим, но твёрдым вокалом сплетённое, — бисерной россыпью не остаётся, а бусинка к бусинке. Словечко к словечку – в единый образ сливается.

Осень проходит, не заметишь – январь,
Ты развернёшься спиною к луне.
Белая дымка растает в глазах,
Ты повернёшься глазами ко мне.
Я приду – Ты увидишь свет!

Дождь не заменит печали и грусть,
Снег заметает карниз, да и пусть,
Ночь не заменит сердце твоё,
Дунешь на свечку и взглянешь в окно.
Я приду – Ты заметишь дождь!

Бисер рассыпан, кровь на снегу,
Снизу и сверху, дочка в бреду,
Сон не заменит боли в саду,
Ты не заметишь, а я уйду.
Я уйду, а ты закроешь глаза.

Песня прольётся солнечным днём,
Крышку и доски скрепят гвоздём,
Вода закипит, заплачет струна,
Вот и темно, я снова одна.
Я уйду – Ты заметишь…

Снег заблестит и свяжет глаза,
Ты не поверишь, что это слеза.
Снег заметёт крест за крестом,
Доски да гвозди – и дело с концом…
Но я приду!..

Я вернусь, расскажу тебе о земле:
Что внутри, темно ли там мне;
Ты рассмеёшься и скажешь, что там
Есть небеса, тебе я их отдам.
Ты прислушайся к сердцу – стонет, поёт.
Слушай – душа рвётся в полёт.
Я уйду – Мы заметим дождь…
Я уйду – Мы заменим дождь…

Не уходи!

P.S. Эн собиралась записывать сольник. Скорее бы услышать.

Старый Дедушка Леннон.


Обсуждение