ДИКАЯ ОХОТА: прощание с черной луной

Сергей Калугин / Фото Алексея Нешина
Сергей Калугин / Фото Алексея Нешина

Hа афише ЦДХ значилось «Лидер группы ДИКАЯ ОХОТА Сергей Калугин. Новая программа». На деле оказалось не сольный концерт, а выступление расширенного состава ОХОТЫ. Что же касается новой программы, то сам Калугин заявил всем, что с ним просто не согласовали текст афиши: «Я пишу не так много; если за год появляется четыре пять песен, то это большая удача. Так что если впредь увидите на афише аналогичную надпись, то имейте в виду, что у меня просто появилось еще несколько новых композиций.» Видимо, это признание одного из лидеров столичной рок акустики вызвано было неимоверным переаншлагом в Доме Художника. Сергей подумал, что такое количество народа «клюнуло» на новизну репертуара (похоже, ему все еще невдомек, что его эстетские композиции пользуются все большим интересом, а CD «NIGREDO», одно время лежавший без движения, ныне в пору допечатывать).

Но как бы там ни было, разочарованных в зале не наблюдалось даже в той части публики, что убеждена: идеальное звучание Калугина сольное. Видимо потому, что ДИКАЯ ОХОТА обрела таки немытое и слаженное звучание, привлечение этнических инструментов и перкуссии пошло явно на пользу, и теперь концертное звучание максимально приближено к тому, что записано на компакте. Если бы не небольшой перебор по части ударных, все было бы прекрасно.

Собственно, по поводу новой программы Сергей поскромничал. Новых песен у него появилось немало и это совершенно не Калугин времен «Короля Ондатры» и «Восхождения Черной Луны».

Суть осталась та же. По прежнему сложные по содержанию и почти классические по построению стихи исполняются под музыку, в основе которой классическая гитара и арт рок. На этот «скелет» наматываются элементы фольклора (скандинавского, кельтского, германского и т.д.), фламенко «далее везде», в зависимости от фантазии и потребностей автора.

Но ушла мрачность, инфернальность, когда «нечего больше терять, кроме мерзкого чувства предельной вины». После периода nigredo (в котором последней композицией стало «черное суфийское буги» «Туркестанский Экспресс»), похоже, начался этап albedo. «На колени пред ликом Зари! Омовение сердца сиянием дня… Все что мы были и все чем мы станем \\ Кружится в танце, в едином биении \\ Перерождение, первосмыкание \\ Благословение, Благословение!» это «Гимн»; а вот «Весна»: «…Я открыл глаза.\\ Воды шли волной,\\ Унося на гребне \\ Хлопья пены сна.\\ И я стал собой.\\ Я увидел Небо.\\ И была Весна!».

Безусловно лучшая композиция нынешнего периода «Сицилийский Виноград». Здесь великолепно использована стилистика и гитарная техника итальянской народной музыки; текст же (написанный как бы от имени виноградной грозди) повествует о перерождении «янтарной крови» виноградного сока в вино («Годы без света, дева Мария! Годы по мраке, святой Себастьян!..»), а затем, уже на алтаре — в кровь Спасителя. Трактовки излишни — имеющий уши да услышит!

Кроме того, появилось изрядное количество изящных инструменталов — синтез мягкого арт-рока и традиций барокко. Это вполне в духе нынешних калугинских настроений. На концерте он признался, что собирается записисать совместно с Ольгой Арефьевой (КОВЧЕГ) альбом старинных песен.

Есть и песни в этом же ключе забавные, неожиданно игривые: пастораль «Пастушка Адельфина» и «Школа Мудрости», которую Сергей написал к собственному 30-летию. К этому моменту жизни вся премудрость жизни, если верить песне, свелась к следующему: » Жизнь дается, чтоб резвиться \\ С дамой сердца под кустом, \\ Чтобы пить хмельную брагу, \\ Относитъ штаны в кабак\\ И нанизывать на шпагу\\ Всех, кто думает не так!»

«Я устаю петь сложно о сложном, — ответил Калугин на недоуменный вопрос из зала. — Хочется порой спеть просто о простом.» И в подтверждение выступил в не свойственной для себя роли рок-н-ролльшика, исполнив несколько разудалых вещиц на вполне приземленные бытовые темы.

Еще одна неожиданная сторона нынешнего творчества Калугина — пародии. В этом блоке наибольшей симпатией публики пользуются «Москва Православная» и «Настасьино-2»: «колхозно алхимическая» композиция о том, как в известном селе, где “каждый третий индуист», все вдруг стали андрогинами.

В конце выступления отпеты на вопросы почтенной публики.

«Что Вы думаете о романе «Император Иллюзий» Cepгея Лукьяненко, который так обильно цитирует Ваши песни?» «Этот фантаст делает немыслимое количество самых невообразимых ошибок! Цитируя «Черную Луну» он умудрился написать: «Бог мой, это не РОБОТ» (в оригинале — «Это не ропот» Д.У.) Ну, как мне к нему после этого относиться?!..»

«Почему Вы не поете «Танец Казановы»? Это одна из лучших Ваших вещей.» «Точнее, одна из самых известных. Но она для меня сегодня совершенно не актуальна».

“Знаете ли Вы о существовании движения «Зеленая Свастика»?  «Радикальные зеленые мои друзья! По моему, замечательная идея: если завод загадил реку, то надо его директора заставить хлебать из нее воду. Если другие санкции не помогают, то это единственный выход!»

«Так все же за какими силами будущее — светлыми или темными?» «Будущее за гармонией»

«Кто же Вы все-таки по вероисповеданию? » «Как сказали знакомые католики, я биритуал. Могу войти и в православный, и в католический храмы. Для меня разделение христианства на конфессии чистая условность; я живу как бы в первом тысячелетии христианства, во времена Единой Церкви.»

«Когда появится новый альбом?» «В планах их три. И в ближайшие дни я приступаю к записи.»

Дмитрий УРЮПИН
Фото Алексея Нешипа


Обсуждение