Так уж как-то повелось делить отечественную рок-культуру по регионам — Питер, Москва, Свердловск с Уралом, Украина и др. О самых именитых представителях написаны горы статей. Но есть в России огромная страна — Сибирь, о независимой культуре которой если и были статьи, то в основном в изданиях, которые раньше считались сильно неофициальными. Несомненным же лидером этого самого сибирского рока является КАЛИНОВ МОСТ.
Парадоксальность истории этой группы очевидна. Одни только недавно, с выходом первой официальной пластинки, впервые услышали это название, другие знают и любят песни МОСТА уж года четыре точно. КАЛИНОВ МОСТ действительно практически лучшая ритм-энд-блюзовая, если не сказать больше, группа в стране Творческий потенциал музыкантов высок, а качество уже существующего в акустике материала просто беспредельно. Иногда меня умиляют разговоры некоторых ветеранов нашего рок-н-ролла о том, что дескать сейчас все проще, примитивнее, а вот они в свое время играли настоящую музыку. Да, но после тех, кто играл настоящую музыку, остались записи, как минимум концертные, которые очень оттяжно слушать до сих пор. А МОСТ реально доказал, что не бывает немодных направлений в музыке, бывают музыканты, у которых просто не получается сделать свои песни модно в выбранном ими же стиле.
Довольно традиционная музыка МОСТА не кажется старомодной. Она звучит на редкость мощно, современно, органично переплетаясь с голосом самозабвенно поющего Ревякина. Да, в свои двадцать семь лет он уже имеет собственное место в ряду самобытнейших русских поэтов конца XX века. Но эта тема может стать предметом для отдельной статьи. В данном же случае было решено поговорить об альбоме «ВЫВОРОТЕНЬ».
Заглавная композиция альбома «Колесо» носит несколько вводный характер и практически является прологом всей пластинки. Акустическая гитара, губная гармошка и перкуссия с первых звуков альбома придают ему некий фольклорный, даже народный колорит.
Если следовать уже выбранному сравнению, то последняя на первой стороне «Что нашел» является эпилогом к этой части пластинки и, по сути, не что иное, как второй куплет «Колеса». Между этими двумя небольшими композициями располагаются четыре хита. Да-да, я не оговорилась — четыре. А всего их на альбоме шесть: 2, 3, 4, 5, 7, 8 композиции. Они все абсолютно самостоятельны, но выдержаны в одном, точно найденном, стиле и слушаются на одном дыхании. Так как надо слушаются.
За счет этой довольно остроумной компоновки вещей, первая сторона пластинки уже сама по себе воспринимается, как достаточно самостоятельное произведение. Чего уж никак нельзя сказать о второй стороне. Создается впечатление, что пока группа занималась составлением первой стороны альбома, отношение к этому процессу было весьма торжественное, и получился прекрасный дворец; а все, что туда не влезло было засунуто как попало на вторую сторону, где в результате выросла покосившаяся избушка. Слава творцу, что там все же оказалось два совершенно великолепных хита — «Назад в подвалы» и «Гон в полдень». Они сменяются довольно душной и надуманной «Увидеть себя». Вдруг откуда ни возьмись появилась банальность, местами доходящая до провинциальности (то, от чего МОСТЫ, казалось бы, избавились еще в далеком 87-м). Как это ни забавно, в этой композиции очень наглядно демонстрируется насколько органично Дима Ревякин поет. Так как стоит ему начать читать стихи, как наступает ужасный тормоз ломающий все настроение песни.
Но самым обидным проколом альбома является «Последняя охота» (в первой акустической редакции «Седой якут»). Когда после длительного перерыва Дима Ревякин появился в европейской части страны и попел друзьям-прияте- лям свои новые песни под гитару, было очевидно, что эта песня является программной. Она по праву могла стать кульминацией альбома, его стержнем, вокруг которого расположились бы остальные композиции. Один из самых излюбленных методов Ревякина — перемена ритма внутри одной песни. Как правило, это является достоинством, так как усиливает впечатление от стихов, часто придает новую окраску голосу, в котором со сменой ритма появляются все новые и новые оттенки, иногда это дает возможность распознать новый поворот в игре слов, таких простых и сложных одновременно. Что же касается «Последней охоты», то можно считать, что именно этот метод и помешал ей стать № 1 в альбоме «Выворотень». В первом вартианте «Охота» вся пелась примерно в том размере, в котором на пластинке звучат лишь припевы. С первых же тактов ну просто невозможно отвязаться от желания переменить скорость на 45 оборотов, и лишь на припевах возвращать ее на 33. Явная растянутость песни привела к тому, что уже в середине становится интересно, чем там дело кончится. Безумно обидно! Такую песню угробить!
Господа музыканты, больше интуиции! Меньше головы! Ну куда в студиях девается ваша такая богатая и с трудом управляемая природа, которая просто бьет через край в часы досуга?
Таким образом, в виде двух последних композиций, попа альбома сильно увязла. Но даже эти довольно серьезные недостатки вряд ли смогут испортить тот праздник, который, получат купившие этот альбом меломаны.
Вообще необходимо отметить сильный рост уровня музыкантов КАЛИНОВА МОСТА. Прекрасно сыгранная ритм-секция. Отлично на альбоме отыграл Василий Смоленцев. Да, не смог МОСТ найти лучшего гитариста. Да и странно, что пытался. Как в очередной раз выяснилось, важно не количество взятых нот, и не скорость, с которой они берутся, а нечто гораздо более тонкое, которое, вероятно, и является способностью музыканта уловить, почувствовать то, что заложено в каждой конкретной песне, и показать это данное, как можно дальше раздвигая рамки музыкальной эстетики группы, не выпадая из них. Приятно удивила и разносторонность МОСТОВ: басист Андрей Щеников оказался еще и клавишником, и на номере «Назад в подвалы» просто давал Элтона Джона.
Что касается операторской работы, она сделана грамотно и с хорошим вкусом, а единственное к чему мог бы придраться самый дотошный слушатель — это периодическое отсутствие плотности звука. Порой голос вокалиста звучит очень обособленно от инструментальной части фонограммы. Не думаю, чтоб это было супер грамотно, но местами именно это придает звучанию больше прозрачности, легкости, чего, вероятно, и хотел добиться Ревякин таким сведением.
В заключение хочется сказать о том, что КАЛИНОВУ МОСТУ, одной из самобытнейших и лучших групп страны, наконец-то удалось записать полноценный альбом. У музыкантов МОСТА до сих пор не было прецедентов долгой серьезной работы в студии (пожалуй, кроме записи трех песен еще в 1989 году)., Так что, дорогие МОСТЫ, с удачным дебютом! А для поклонников творчества этой группы могу сообщить, что готовится к выходу второй альбом КМ «Узарень». Но о нем в следующем номере.
Света ЛОСЕВА.
LP КАЛИНОВ МОСТ: «ВЫВОРОТЕНЬ»
СТОРОНА А.
«Колесо»
«Набекрень голова»
«Венч»
«Вышло так»
«Имя назвать»
«Что нашел»
СТОРОНА В.
«Назад в подвалы»
«Гон в полдень»
«Увидеть себя»
«Последняя охота»
Дмитрий Ревякин — вокал, акустическая гитара.
Андрей Щеников — бас, клавишные.
Виктор Чаппыгин — ударные.
Василий Смоленцев — гитара.
Сергей Воронов — гармошка хомус.
Звукорежиссер — Сергей Соловьев.
SHC Records.