(Поэтика клипа в современной отечественной поп-музыке)
В свое время В.Цой сказал следующую фразу (не гарантирую правильность цитаты, но смысл сохранен):»Мы играем на плохих инструментах, у нас плохая запись, если и наши тексты будут плохи, то нас вообще не станут слушать». Тем самым он высказал интересную мысль о возможности определенной «компенсации» неблагоприятных внешних эффектов талантливым содержанием текста.
Ныне мы являемся свидетелями принципиально обратной картины: крайне низкий интеллектуальный уровень современных поп-песен компенсируется (и часто вполне успешно) динамизмом внешнего оформления.
Наибольший интерес для исследования представляет клип. Существует ряд способов привлечения внимания как на сознательном, так и на подсознательном уровне (второй, кстати сказать, гораздо эффективнее).
Эротизация — самый примитивный, грубый и легкоузнаваемый способ воздействия на зрителя, так как слушатель песни трансформируется именно в зрителя клипа. Текст и музыка отступают на второй план, на первом же оказывается частично или полностью обнаженное тело, как правило женское. Примеры бесчисленны. Недостаток эротизации в том, что она имеет весьма ограниченное количество потенциальных «клиентов» — как правило, молодых людей периода полового созревания. Что же касается остальных, то для них уготованы более тонкие приемы манипулирования.
Вплотную к методу эротизации примыкает метод эпатажа. Отличить одно от другого часто достаточно сложно по причине того, что эпатаж в эстрадном клипмейкерстве почти всегда носит сексуальный характер. Попутно необходимо отметить, что сейчас эпатаж переместился из сферы выражения своего «Я» в сферу «наглядной агитации», стал способом привлечения внимания. Утратив место в маргинальном пространстве контр — культуры и уютно устроившись в, если угодно, поп — центре, эпатаж потерял статус подпольного и “щельного» языка, превратившись в достояние многих. Эротически — эпатирующее воздействие, никоим образом не соотнесенное с «глубинной реальностью» прослеживается, например, во многих работах Аркадия Укупника: атрибутика дрэг—культуры (певец травести), а также два персонажа, щеголяющие в садомазохистской амуниции (клип к песне «Я на тебе никогда не женюсь»).
Другим краеугольным камнем, на котором держится современный поп—клип, является так называемый (мною) «метод энигмы» (от греческого: энигма — загадка). Пример: клип к песне Линды «Круг от руки». Эффективность воздействия данного приема коренится в самом зрителе. Человеку свойственно желание отыскивать смысл — клип предоставляет ему такую возможность. Обращусь к упомянутому клипу. На песке появляются и исчезают совершенно произвольно выбранные картинки, внимание же привлекает появление хорошо знакомых символов, вроде монады, всевидящего ока и др. Наше сознание лихорадочно пытается подыскать варианты интерпретаций, объяснений, прочтений. Возможно, что смысла и нет; то, что мы видим, произвольно и абсурдно, но разум зрителя уже задействован, привлечен, а большего и не требуется.
«Метод энигмы» широко — употребим, достаточно вспомнить клип к известной песне группы «Агата Кристи» — «Опиум для никого». Требующее толкования поведение персонажей клипа словно подталкивает к вопросу «почему все произошло именно так». Не стоит искать экзистенциального содержания — его просто нет, а зрителю задана загадка без ответа (или с их множеством, что одно и то же), сам же процесс поиска смысла уже кем-то предзадан, но, к сожалению, только лишь для вовлечения человека в чужую игру
Наиболее интересным и наименее заметным мне представляется способ воздействия, который я условно назову «метод паразитизма”. Паразитизм проявляется в том, что клип существует, более того, получает некую насыщенность не за счет собственного содержания, а за счет использования того, что было сделано раньше. Примеров масса, но мало кто обращает внимание на то, что клипы к песням «Сказочная тайга»(«Агата Кристи»), «Восток — дело тонкое” (Аркадий Укупник) и др. держатся за счет эксплуатации — в данном случае, старых популярных фильмов путем умелого монтажа кадров. (Хорошо, если подобная эксплуатация не влечет за собой судебные разборки, как это было в случае с клипом «Есаул —2» по Газманову. — прим. ред.)
Удивительно, что факта эксплуатации не скрывают и сами исполнители. Например, Аркадий Укупник совершенно спокойно заявил, что фильм — шлягер породит песню — шлягер. Некоторое утешение находишь лишь в том, что подделка, симуляция рано или поздно, так или иначе, но проявит себя. «Белое солнце пустыни» смотрят до сих пор, причем фильму уже довольно много лет. А вот песня, которой была предуготовлена роль шлягера — паразита медленно скрывается с (простите за штамп) «культурного горизонта», и то только в том случае, если она там когда-либо находилась.
Говорить о способах влияния можно довольно долго, но не в рамках газетной статьи. Можно указать на чисто физиологические аспекты влияния — сверхчастая смена кадров, ведущая к запоминанию на уровне подсознания, непомерное усиление динамики действия, что ведет к уподоблению клипа кинобоевику (клип к песне «Москва — Чикаго 30—х годов»).
К чисто фактическому содержанию статьи хотелось бы добавить, что автор никоим образом не претендует на роль всеведающего Метакритика, которому, якобы, известно истинное положение вещей, более того, автор по целому ряду причин не может им стать, еще более того, Метакритика (или Абсолютного свидетеля, называйте, как хотите) просто нет, как поведал нам не столь давно один веселый француз.
Таким образом, высказывание «свято место пусто не бывает» теряет свой пафос. Отсутствие МЕСТА снимает все претензии на него. Вернее, претензии остаются, но факт их реализации становится весьма проблематичен.
Столь длинное и не везде понятное объяснение я предпринял для того, чтобы сказать, что имеющий место разбор ни в коем случае не претендует на универсальность, а тем более на то, чтобы стать для кого-то объясняющей схемой. Мне кажется, что то, что я написал, в той или иной мере соответствует действительности, что это — так. Не более (которое, однако, всегда предполагает и “не менее») того.
С искренним пожеланием оставаться на границе,
Критерий Статуей.