ПРОИЗВОЛЬНАЯ КОСМОНАВТИКА 2 /ГРИГОРИЙ ФЕЛЬДМАН

18 июня я отправился на фестиваль «Произвольная космонавтика 2» в СДК МАИ — в место, где, как известно, «все наше». Забегая вперед, скажу, что так и не понял, зачем понадобилось организаторам устраивать эту трехдневную «дискотеку для танцующих головой» (так было заявлено на флаерах) в огромном зале новой цитадели форматного говнорока. Но я отвлекся. Вот, бреду я, значит, от метро «Сокол» в сторону МАИ. Солнце светит из-за тучки. Ни одной афиши предстоящего фестиваля не вижу. Странно. Даже сомневаться начал: а будет ли «космонавтика», если на такое масштабное событие в таком понтовом месте москвичей и гостей столицы ни одна афиша не приглашает? Ведь все остальное висит: от зазывалок на концерт типа «нашей панк-группы» «КиШ» до рекламы маишных дискотек для танцующих ногами. А как узнают простые граждане и студенты из окрестных вузов, интересующиеся хорошими песнями о концерте? Да никак! Потом встречаю фотографа Олега Беликова, который только что оттуда: мол, все будет, но не сразу, потому что людей пока совсем мало, поэтому есть время попить пивка.

…В фойе СДК меня встретил Толик Обыденкин, организатор фестиваля, и дал проходку. Я обменялся приветствиями со знакомыми и решил потоптаться у кассетных лотков. В итоге прикупил себе кассету «Карибасов» и кое-чего выяснил:

1. Промо-кассеты к фестивалю, обещанные флаерами к наличию в дружественных фестивалю клубах «Форпост» и «Перекресток», кажется, еще с месяц назад появились именно сегодня, когда нужда в них отпала окончательно.
2. Настроение у тех, кто делает фестиваль, и у тех, кто торгует; кассетами, пессимистическое.
3. В зале сидит человек 100.
4. Все музыканты на месте. Ожидают только Михаила Башакова.
В темном зале среди бескрайнего моря пустых кресел кое-где торчали головы. Все вели себя тихо и смотрели прямо перед собой: выступал Александр Прахов. Один, под гитару, на огромной сцене-аэродроме. Мощно и очень убедительно. Как всегда.

А потом Тиматков, еще один организатор и по совместительству конферансье, объявил «Белую Гвардию». Флейта, гитара, бас, бонги и Зоя Ященко в больших темных очках. Пытается шутить. Дымит благовониями. Говорит медленно и тихо: «В Непале это делается так…» — дзиннь! поют в ее руках караталы, маленькие тибетские медные тарелочки, оружие кришнаитов. И еще раз—дзиннь! Раньше Зоя ассоциировалась у меня с КСП, теперь — с Харрисоном и Гребенщиковым.

Потом Тиматков объявил перерыв, после которого пообещал Юлию Теуникову, а Башакова не пообещал, скорее наоборот: Миша, оказывается, не может. У него саундчек перед завтрашним «мак- сидромом». Но он завтра, может быть, заедет и споет (насколько мне известно — не заехал). Как стало известно, на входе некоторые юные меломаны, прознавшие о том, что Башакова не будет, разворачивались и уходили скупать последние билеты в «Олимпийский» на русский антиВудсток. Какой еще акустический андеграунд? У Миши теперь новые друзья он больше не обиженный Пашей Кашиным лидер питерской группы «Духи», а известный всей стране певец, написавший совместно с группой «Smokie» популярную песню про «Элис»! Похлопаем ему (на прощанье)!

С недавних пор Юлия Теуникова предпочитает выступать с составом: Саша Сорокин на варганах и Игорь Бычков с контрабасом.
Ощущая дрожь от голоса Юли, забирающегося прямо под кожу, я думал: «О, Джа! Эти песни прекрасны. И звучат они в сто раз лучше чем на альбоме. Вот здесь их и нужно было записывать, чтобы потом выпускать». Кстати, звук на концерте был очень хороший.
На закуску нам оставили Михаила Борзыкина. Затянувшиеся попытки подключить и настроить синтезатор (неужели организаторы не могли предусмотреть это за
ранее?), ласково называемый «гитарой» и во многом заменяющий группу «Телевизор» (вынужденно), Борзыкин превратил в перфоманс. Он единственный из выступавших в первый день не смотрелся на огромной сцене СДК сиротой. Хэдлайнер по праву. Чистый кайф. Самое яркое впечатление первого дня фестиваля. Про «папу-фашиста» он не пел, но это и не было нужно. За час он исполнил множество песен — старых, новых и совсем новых: о ситуации в целом, о «докторах Франкенштейнах русского
рока», о любви. Он пел, играл и танцевал. Если узнаете, что у Борзыкина концерты в вашем городе — бросайте все и бегите туда: это нужно слышать и видеть.

…Закончился первый день «Произвольной космонавтики 2». Я ехал домой и думал: хороший концерт получился, праздничный, но вот зачем это все? Понятно, зачем было делать первую «Космонавтику» в литинститутском «клубе» «Третье Ухо» (царствие ему небесное), но зачем нужна гигантомания? Три дня в большом зале —
это кому? Если не можешь собрать народ — делай скромнее. Вот устраивает Дима Студеный свой «Складень» / «Посолонь» / «Даждь» в небольших зальчиках, и ничего,
даже аншлаги случаются. И зачем, спрашивается, раздавать фестивальные флаера на концертах Шевчука и Кинчева, куда люди интересующиеся андеграундом особо не ходят? Что, опять вера в его величество русский рок? Когда вы, господа организаторы, поймете, что большинству любителей «Алисы», «ДДТ» и прочих легенд «мороз рекордз» ваши фестивали до п.. .ы? У них уже есть свое «Настоящее». И еще: группу «Дркин Бэнд» зачем было заявлять? Веня уже давно в раю, и, следовательно, группы с таким названием быть НЕ МОЖЕТ, и все это понимают. А может, сей хитрый PR-ход нацелен на отпугивание тех, кто продолжает любить песни Вени Дркина? В это верить не хочется. И где же, все-таки, многочисленные афиши? Хотя бы имена Зои Ященко, Рады, Умки, Миши Борзыкина в этом городе что-то для кого-то значат, все-таки. Или нет? и получается, что подбор музыкантов прекрасный, идея замечательная — а толку ноль: ни новой публики, которая бы оценила и полюбила, ни огласки, ничего. Грустно.

P.S. Второй день, с участием Умки, Рады и Ольги Тишиной, оказался последним. Третью часть космонавтики отменили.


Обсуждение