ВЛАДИМИР АНИКИН — Я НЕ МУЗЫКАНТ

(0 Русском Средневековье, Горящем Сердце иамериканском постструктурадизме…)
интервью около «Были»
(«Быль» — кинотеатр в Старом Осколе, где проходит торжественная часть фестиваля «Лира». — ред.)

Сидела, думала: что бы такого написать про Аникина, дабы читатель непросвещенный имел хоть какое-то представление с кем, собственно, интервью он будет читать. И поняла, что это для меня «мартышкин труд» — НЕ МОГУ! Даже слово-то не могу подобрать, которое обычно пишется во всевозможных ознакомительных статьях после имени (того, кому статья посвящается)

Музыкант — не музыкант (сам сказал!), бард — не бард (изначально ругательное определение), почт, философ — по точнее. Хотя опять-таки, привычное значение этих слов не отражает сути. Так что, вот Володины рассуждения на некоторые заданные нами темы — читайте, там все. Впрочем, нет. Все — в песнях. Ищите, слушайте.

Сокол: Я хотел тебя спросить, как ты ко всему этому пришел?
Вл. Аникин: К чему?

С: Ну, к такому… к музыке
В А: Я не музыкант.

С: Это понятно. Ну, к року, как к такому всеобъемлющему понятию.
ВА.: Всеобъемлющему?

С: Дa. Как с тобой такое случилось?
ВА: Я, в общем-то, в данный момент не чувствую, что со мной что-то случилось (смех).

Волга: Вот, докатился до ТАКОЙ жизни!
ВА: Все хорошо… А насчет всеобъемлющих понятий — поконкретней..

С.: Да не стебись!
ВА. (смеясь): Да я не стебусь на самом деле.

С: Все люди до какого-то определенного периода слушают ну, что Бог на душу положит. А потом их «накрывает», и они начинают что-то делать сами..
В А: Я понял.

С: Как с тобой это случилось? И когда?
ВА: Наверное, год 93-й… Была купа парадоксальных ситуаций. Если говорить о личном… за день можно настолько поменяться… Причем, говоря не только о душевном алане, а именно о материальном .. А по поводу музыки .. Ну, да, все мы слушали «рок»: Летова, питерские группы А я. вообще, чувак из деревни из-под Костромы Единственное, что мне когда-то (еще в 86-м году) нравилось — наверное, это всем покажется странным — Гарик Сукачев Сейчас я уже совсем по-другому считаю… Рос, рос мальчик, и вот, что из него получилось. Я не знаю, с чем это связано. Может с Богом (я не хочу так говорить). Может с распиздяйетвом … Короче, Сокол, давай конкретные вопросы на конкретные темы (еле сдерживает смех)

С.: Сколько тебе лет? (дружный хохот)
ВА 29.

С: Ты женат?
ВА: Да.

С: Дети есть?
ВА: Дочка 7 лет.

С: День рождения?
ВА: 30 апреля

С: Отлично! Как ты относишься к своему последнему альбому?
ВА: «Неоязычникам» — специально написанный злой альбом, намеренно злой. Чего бы я не хотел вообще — в таком ракурсе подавать это близким людям. Но дело в том, что… Я, может быть стал неживым человеком Я сделал некое разделение. С одной стороны — то, что называется искусством — искусством не является. «Неоязычникам» — это, на самом деле, комментарий. Это критик Может, это у меня от концепции литературы. Но, в общем, этот альбом — критика к тому, что сделано Есть художественные произведения, которые самодостаточны «Неоязычникам» — это обыкновенный срез, плоскость. Это, может быть, один короткий взгляд. Я его так определяю.

В: Что касается конкретных вопросов: какие были альбомы, концерты?
ВА: Был альбом «Огненное Солнце» 96-го года. Я потерял демо-запись в свое время… Ну, там песни «Лучше массовый фашизм». «Баба-дура». «Постмодернистские игрища» (это я и сейчас пою). Там такой подвальный звук. И рекордный срок записи этого альбома — два часа «грязного» времени Я не успел сделать даже дублей. Ну, чуваки, которые меня писали, через день вдруг решили полабать в электричестве, и менты подвал этот закрыли. В общем, ничего не сделал Но сам по себе «Огненное Солнце» есть.

В: А концерты?
ВА.: Харьков, Белгород. Курск.. В Москве очень редко В Москву меня практически никуда не пускают.

В: Почему?
ВА: Потому, что в Москве существует определенная ситуация такого знакомства Есть, допустим, тот же Кудрячев (директор рок-лаборатории), продюсер Сашки Непомнящего. Меня он знает очень давно, он испугался меня еще в 96-м году’ на «Лире» У меня тогда голоса не было вообще! Ну, почему я не музыкант — мне как раз нравится то состояние, когда нет никаких возможностей и даже шансов. У меня был примерно такой голос: «А-а-а» (далее следуют нефиксирусмыс на бумагу звуки, близкие одновременно сипению и визгу. — прим. В ). С таким голосом я вышел на сцену. Кудрячев сказал, что, так или иначе, даже в андеграунде существует некий компромисс между подачей, исполнением (достаточно техничным) и тем что человек хочет сказать Я иду, может быть, от модных штучек и к ним цепляюсь, но именно эта концепция — «неоискусство» Постструктуралнзм. который появился на Западе. — пользуюсь им как каким-то методом… Другое дело, что в России происходит все через какой-то пиздец, поэтому я совершенно не ставлю это во главу утла. А некий срез, выработанный на Западе, он довольно полезный. Это может стать методом работы со своим врагом Но с друтой стороны, идея средневекового начала, где нет дихотомии — дистанции между формой и содержанием Все вместе. Вес и там. и там, но при этом есть и то, и другое. Принцип кочевника, который живет, исходя из того, что он превращается в некое ГОРЯЩЕЕ СЕРДЦЕ, которое двигается и перемещается Это. может быть, неудачный образ, но просто взбрело на ум.

С.: А кого из авторов-исполнителей ты считаешь своими соратниками?
ВА: Вершиной русского рока (вообще за всю его историю) я считаю два альбома Крижевского — «Щурясь На Небо» и «Сын Сена». Очень рекомендую! Это нельзя даже назвать квинтэссенцией всего Это — бескомпромиссно! Хотя он хороший музыкант, он мог бы лабать где-то. Но как он все закончил! Человек, который записал десять альбомов и сумел от этого отказаться. Напоминает сюжет из Мережковского («Юлиан Отступник». Когда человек находится на духовной ступени очень высокой, ему гораздо легче стать подонком и отступится. Если он будет продолжать что-то делать, он пойдет на компромисс с собой. Макс этого не сделал, он не стал отступаться. Он сделал все последовательно. Честно.

С.: Подожди. Я говорю про тех. кого ты воспринимаешь… ну, с одного фронта.
ВА: Вот, ребята собрались… Коля Вдовиченко. Лешка Фомин. Саша… Мы можем сильно ругаться, вплоть до… Ладно, не буду. В последнее время есть какая-то разрозненность Если очень долго друг с другом общаемся.. Мы любим друг друга заочно, все хорошо… Но недельку пообщавшись, обязательно переругаемся Раньше вычлененка в меньшей степени была Мне кажется, была большая стенка между миром социальным и нами Сейчас мир социальный очень хитрый, он работает как хорошая чувствительная машина, (уже со всеми бионаладками) и тонко подстраивается вообще под все. Он может не запрещать того же Лешку Фомина но он может рафинировать, растворюсь в стансом стакане. Я не рок- музыкант, на самом деле, если рок как протест. Сейчас я понимаю, что просто противостояние миру ничего не даст. Тебя сварят в общем потоке — и все Нужно как-то по-иному… Вот поэтому я ищу Русское Средневековье, аналогии. Они есть, тот же Григорий Сковорода. Тот же бард, только без гитары Путешествовал в 16-м. по-моему, веке по территории России. Украины. Такой русский Сократ. Ну, может быть, этот аналог не имеет отношения к музыке, но я тоже не музыкант.

С.: А что впервые произвели на тебя впечатление?
ВА: Гарик Сукачев. Сейчас я это не переношу .

В: Ну, да, ты говорил.
ВА.: А такой подвиг для меня были два альбома Егора. «Русское Поле Экспсрименла» и «Прыг-Скок» Сейчас это уже давность лет За это время я сто раз изменился К Егору уже совсем другое отношение, но эти два альбома я очень уважаю. Независимо от того, что он сейчас… да и сейчас, в принципе, все нормально. У меня претензии не по поводу «бабок». Идет информационная война и опираться в отношении Егора на какие-то гностические доктрины довольно профанически, потому что гностических текстов нет. Он их не читал Я по роду занятий знаю. Так или иначе, это превращается в некую тайну, которая сопровождается атрибутикой с косухами. Но при этом, я уверен, что он человек хороший и замечательный, просто появляется такое окружение. Его окружение, мне кажется, оно его портит. Не его вина. Хотя, может, и его. Тут уж ничего не иол сдаешь. Вот эти два альбома. Еще Башлачев, конечно же. Но Башлачева я уже лет восемь не слушаю.

B.: Почему?
В : Знаешь Мне сейчас это ничего не дает, если честно.

C.: В каком плане?
ВА: В плане того, что мне ничего это не дает

В: Дает — не дает Это как?
ВА.: Нет, я соврал. Когда я приезжаю к чувакам, у которых есть его видео-записи, я смотрю Я обожаю смотреть это на видео. Кассеты его я не могу слушать. Почему? Вот как раз про то. что я говорил — я ищу Русское Средневековье. Не говорю о душе, о Боге — зачем об этом? Есть технические вещи — они для меня страшные, они меня пугают. То, что я называю иконографическим методом — это тоже техническая вещь. Но, с другой стороны — что там вложено. Так или иначе, это не является произведением искусства. Опять же, Павел Флоренский, который написал работу «Обратная Перспектива» В отличие от западного католического искусства, где зритель ЛЮБУЕТСЯ — не важно там, Марией Магдалиной или какой-нибудь архитектурой. В иконографии происходит обратная картина — не ты смотришь на то, что сделано, на то что сделано, смотрит на тебя. Ты не участник. Другое дело, что меня это путает. Я до сих пор не могу об этом с батюшкой поговорить. Дело в том. что это происходит в сфере музыки. В иконографии там есть традиции, есть предание, жесткость, армейские принципы. Последние пять лет я работаю над тем, чтобы у людей, с которыми я общаюсь и которых люблю (и как творческих и как просто людей), исчезло состояние амбициозности. Если оно исчезнет — можно говорить, что что-то сделано. Иначе все превратится в призматическое отражение того, что было и существовало в западном роке так или иначе.

В: В нелюбимом тобою «ИNАЧЕ» есть интервью с Калугиным где он тоже говорит о. так называемом. «Новом Средневековье» как об альтернативе постмодернизму.
ВА.: Новое Средневековье в отношение Калугина восходит к западной литературе и философии. На это, в общем-то. Шпенглер указывал уже. Опять постструктурализм хороший Калугин оперирует алхимическими вещами, говоря о Средневековье, которые существовали на Западе и отразились на современном постструктурализмс, вульгарно называемом постмодерном Я говорю совершенно о другом Я говорю о Средневековье русском. Напрочь оно отличается от Средневековья Запада. Говоря о Западе, можно сказать одно слово — квинтэссенция, где все перемешано понемножку Говоря же о Средневековье русском, можно говорить о стержне или образе, от которого все отстраивается притягивается, отталкивается, крутится Но это образ не какой-то центр и пуп Земли, он всепронизываюший Геометрии выстроить нельзя. Средневековый бард западного образца — это просто чувак, который, грубо говоря, приходил — в замок, где ему вино с жареной курицей выставляют. У него это включено в концепцию культуры. Средневековье русское… это горящее сердце, которое путешествует. Это разные вещи.

В: Ты считаешь, что в наше время каким-то образом возможно вернуть то состояние?
ВА: Состояние нельзя вернуть Можно… зацепиться за корешок, который затоптали и продолжают топтать Дело в том, что мы-то уже никогда не ста ног теми людьми, и даже пытаться не надо. В современном мире надо все учитывать, поэтому (может быть, это странно; я и с Интернетом общаюсь. Пользование техникой меня грузит. Почему я люблю в акустике выступать, она предполагает дихотомию. Она расчленяет, заставляет — как в микрофон лабать, как по гитаре стучать. Это технические вещи. С другой стороны, она расчленяет общее состояние, мировоззрение и т.д. А это для меня крах — уподобление Запад. С другой стороны, что надо пользоваться всем, и все подспудно. Извини меня за грубый пример Мне стыдно. что я это скажу, но есть такая фраза — «сон все, что движется». Она грубая, но она многое передаст.

С.: Избежим вопроса о творческих планах. Поступим проще: как бы ты хотел провести следующий год?
ВА: Знаешь, на такие вопросы я отвечаю цитатой из группы «Любэ»: «Мы будем жить теперь по-новому». (Общий ржач)

С: За базар ответишь?
ВА.: Отвечу!

В.:(серьезно): А насколько тебе важно, чтоб твои песни воспринимались?
ВА: Ты знаешь, достаточно важно. Мне даже не важно отношение ко мне — положительное или отрицательное. Я давно пришел к тому, что отрицательное отношение — это тоже нормально. Пугает равнодушие. Мне важно отношение людей не потому, что мне хочется нравиться (хотя, что скрывать и это присутствует), а потому, что я чувствую всех в ЕДИНОМ потоке. У меня есть песня «Красный Крест». Там последние слова:

И чуждый звук не погнушаться
Мир искушать, за зря сорваться
Он внутрь лезет — из вне ко мне.
Да не ко мне, ко всем во зле.

То есть, я ощущаю очень часто людей, с которыми общаюсь, как себя А иногда обратная вещь происходит себя как людей. Это редкое состояние, но иногда оно приходит Для меня оно идеально.

В: Слушай, вот профессионализм ты, скажем так, на трон не возводишь…
ВА.: Ну, для меня это, на самом деле, в последнее время важно, потому что приходится играть на достаточно большое количество людей. И для некоторых… сели ты слажаешь, дальше тебя слушать не будут. Это техническая вещь. Но я ни в косм случае не ставлю это во главу угла Даже в панке в отвязном, долбоебном, если группа хорошая — профессионализм есть Даже Летов говорил: «У нас вся аппаратура напрочь расстроена, а мы лабаем!». Они — профессионалы… Но не надо играть с людьми, которые в косухах ходят, в его футболках.

В: А что тогда НАСТОЯЩЕЕ?
ВА.: Я же сказал — оголенное горящее сердце передвигающееся

В: Цели того, что ты делаешь, ты смог бы сформулировать?
ВА: А это и является целью! Любовью, целью… О целях вообще не надо говорить. Когда я о них слышу, я вспоминаю американский прагматизм. Люди, которые создали учение о целеполагании… Надо стремиться! Надо работать! Да и Бога мы любим ради цели! Этого я не принимаю, но не потому, что отвергаю Просто отвергать глупо. Тоже самое, что становиться обратной стороной медали. Я просто говорю, что есть Любовь. И там есть цель, все. Я, может, громко говорю ТАКОЕ слово! Но дело не в этом… Там, правда, есть все

С: Вов, а как ты относишься к различному кайфу?
ВА: Набухаться люблю. Наркотики я не принимаю.

С.: Абсолютное отрицание?
ВА: Да-да. Я понимаю, конечно, что они психоэнергетические вещи какие-то дают, новые возможности организма. Но это все настолько искусственно! Я знаю, сейчас в Голландии группы существуют, которым специалисты-продюсеры для имиджа «выписывают» разную наркоту: «Тебе нужно героинчика в таких-то дозах под такую-то музыку, а ты в это время ЛСД жрешь, потом выходишь и до поворота доезжаешь на тачке, при этом можно текилкой догнаться. А ты только ганджа покури — и у вас будет крутая музыка!». В России все по-другому… Все это страшно. Вообше, мне обидно, что молодые пацаны умирают из-за этой хуйни. Просто другого слова я не нахожу.

С.: Изложи впечатления о прошедшем фестивале.
ВА.: Ну, «Оскольская Лира» для меня — изначальная установка компромисса. Компромисса с миром социальным. Как ни странно, как ни обидно (потому что среди КСП-тусовки есть очень достойные люди — тот же Гена Жуков) барды (вроде как романтики!), они социализировались настолько, что… Так же как и некоторые панки (тут нет разницы что он на голове носит — панамку или ирокез). Само существование рок-бардовской мастерской — это хорошо, но очень часто бывает ощущение проигранной войны. Возникает отношение с социальным миром: с мерией, с администрацией фестиваля, с бумажками, со «спортом» (с конкурсами выхода на сцену). От этого многое проигрывается… Фестиваль «Балаклея» мной задумывался не потому. А из-за русского Средневековья. Оно есть на «Оскольской Лире», но уже иное. Здесь выход, что уже. может, проявляется и на «Балаклее», на социальный мир. Получается как некое поражение, как проигрыш. Это надо понимать. Всем людям (действительно хорошим), участникам рок-бардовской мастерской это надо понимать.

В: А «Балаклея»?
ВА : «Балаклея» — нет «Балаклея» — оттяг. Там нет спорта Внешне там анархия, отсутствие границ, но ость внутреннее единство. Это удаюсь на первой «Балаклее».. Вторая меня немного расстроила Я понял, что фестиваль будет собираться независимо от того приеду я туда или нет, но вот блядство меня смутило. Я надеюсь, что третий фестиваль будет хороший
30.07.2000.
г.Старый Оскол


Обсуждение