17.10-19.10.98. Клуб «Корабел». Фестиваль «Вторая Лестница»

Сэнди: «Вторая Лестница» — oй, доберёмся ли до небес? Вновь неутомимый Сергей Галкин, Босс наш и Великий Организатор, на правое дело поднял народы, на труд и на подвиги их вдохновил. Самоотверженные корабелы опять позволили заварить в своём доме эту кашу, верней, грандиозный компот из тёмных лошадок и ходячих легенд, трепетной отваги первых попыток и холодноватого отточенного профессионализма, из бардовских песен, фэнтэзийно-пасторального фолка и электрического зкстремала.

Слово «андерграунд» на сей раз исчезло из афиш, а за ним, во имя исторической справедливости, могло бы последовать и словосочетание «акустический рок», ибо происходившее явно вышло из рамок, определённых данным термином — сколь бы условен он ни был.

Каждый из трёх вечеров не походил на другие, и был, соответственно, удачен и неудачен по-своему. Герои древних сказаний, Ольга Першина и Олег Гаркуша, посетили «Лестницу» в субботу. Перри была отстранённо-страстна в песнях на английском языке, вкрадчиво-коварна в арии Злена из оперы «В объятиях Джинсни», слегка пафосна в кавер-верси «Дряни» Майка Науменко и сентиментально-томна (и, признаться, несколько утомительна) в цикле романсов на стихи Анны Ахматовой. Гаркуша декламировал свои знаменитые поэтические шедевры, а после подпевал Гавриле Лубнину. Лубнин же голосом напомнил Розенбаума, а манерой пения — чудодейственно обретшего слух Хвоста, песни его — будто продолжение его рисунков (или наоборот) с их гротескно-комическими и трогательными перонажами.

Группа ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ была представлена на фестивале мини-составом: солист (и автор всех текстов) Константин Арбенин и гитарист Александр Петерсон. В камерном варианте и полукамерной обстановке они выглядели живее, чем на всех тex концертах, где мне раньше доводилось бывать, утратили излишнюю «правильность» — единственный свой, пожалуй, недостаток. А «суперакустика» Арбенина — когда он поёт а капелла — вообще отдельное удовольствие.

Из лиц, замеченных в участии на «Первой Лестнице», в первый вечер выступили Андрей Радченко с группой АВАРИЯ, Илья Сёмкин и Борис Чистый. АВАРИИ пришлось играть без бас-гитариста, и то ли от этого, то ли из-за постоянных неладов со звуком музыканты как-то растерялись. Не оставил по себе сильного впечатления, супротив обычного, и Сёмкин, хотя новые его песни оказались ничуть не хуже прежних, а верная его девочка-шуршалочка Олеся была, как всегда, обаятельна и мила. Боб Чистый в который раз изумил нас своим поистине уникальным голосом.

Фёдор Маяцкий сразу и честно сообщил публике: «Ребята, я не могу петь. Я пил пять дней. Давайте я вам просто стихи почитаю». Почитал. И с трудом, но выжал из ободранной гортани обрывок песни. Я не поняла, за что беднягу отвлекли от любимого дела и силой затащили на сцену. Думаю, то ведомо только Боссу.

Ещё были Олег Пустовалов сотоварищи — довольно приятное полуфолковое трио — и приглашённая из Москвы БАНДА ЧЕТЫРЁХ. Относительно последних могу лишь с прискорбием констатировать: сия жидкая смесь Лотреамона с Неумоевым скучна. Просто скучна. * Второй день, выдался самым насыщенным и разнообразным.

Дмитрий Ефименко запомнился композицией в духе фламенко на слова «Неверной жены» Гарсиа Лорки, Юрий Ощепков — «Апокрифом на смерть Франсуа Вийона» и прочитанными в интервалах между песнями хокку собственного сочинения. Сергея Галкина я назвала бы последним романтиком, не будь оный титул давным-давно узурпирован БГ. НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ — Диана Арбенина и Светлана Сурганова — два голоса, гитара и скрипка — на диво слаженный тандем. Эта стрелковая бригада стремительно набирает популярность, и не удивительно. Каждый их выход — зажигательное шоу, «на ура» воспринимающееся практически любой аудиторией, и выступление в «Корабеле» не стало исключением из правила. Кэт Тренд, солистка нежно любимой не одним поколением питерских хиппи ПТИЦЫ СИ, предприняла очередную попытку увести нас из реалий смрадного города в свой фантастический лес-заповедник — побродить по нездешним, но таким нахоженным тропам. Насквозь урбанистический и электрический МАШНИН-БЭНД окунул с головой в кайф совсем иного рода всех — и даже тех, кто совсем того не ждал. Я, например, в какой-то момент очнувшись от транса, обнаружила, что вместе с дружным хором декадентов и прочих эстетов увлечённо подпеваю — «Ту-ту-ту, опять я не уехал в Крым», и, не вставая со стула, пытаюсь изобразить некое подобие дикарской пляски. А ведь никогда мне Машнин не нравился. И все ж Машнину не удалось затмить остальных выступавших — пусть и не столь именитых и громких.

Олег Дегтярёв и Кирилл Комаров, конечно, снова показали, что такое НАСТОЯЩАЯ игра. Дегтярёва, спохватившись, включили в список участников чуть ли не в последний момент — слава Богу: возможность услышать Олега выпадает не часто. А Леда и Алекс Поляков пришли с мешком сюрпризов. Сначала из мешка был извлечён Михаил Прошкин, клавишник и перкуссионист группы Ё; затем — конги. Совместив одно с другим и засадив Поля за аккомпанемент, Леда (в миру — Владислава Топорнина) спела кавер «Оккупационного Рэгги», песни с альбома «Ноябрь», записанного в 1997 году Я-Хой (в миру — Яков Соколов, самый подпольный музыкант близрасположенного андерграунда и по совместительству член Редактората журнала «Осколки»). На этом сюрпризы еще не кончились: Леда со сцены ушла, а Поляков и Прошкин остались, воссоединившись в этакий импровизированный ПОЛЬ-БЭНД. В таком вот «обогащённом» варианте были исполнены три вместившиеся в регламент вещи. Особенно к лицу перкуссия оказалась «Попутной Песне».

Третий день получился более спокойным.

Выступали: Башаков — опять же не один, а с БАШАКОВ-БЭНДОМ, Мерлин, Тоха, Джа, Платонов, ГЕРАЛЬДИКА, КЛЮЧ, ПЭХ и Змий. БАШАКОВ-БЭНД, наряду с ранее отыгравшими ЗИМОВЬЕМ и СНАЙПЕРАМИ, составил «фестивальное крыло» мейнстрима – добротной музыки, отличающейся от попсы уровнем, а от привычного нам русского рока – отсутствием «загрузов». Музыканты ГЕРАЛЬДИКИ наслаждались каждый в одиночку звуками, извлекаемыми из собственных инструментов и голосовых связок, не обращая внимания на соратников. Ребята из КЛЮЧА обиделись на недостаточно бурную, по их мнению, реакцию зрителей. Анатолий Платонов исполнил при настройке чудную «рыбу», что-то вроде: «семнадцать, двадцать, двадцать пять, не слышу голос, вашу мать» — банальные сочетания цифр прозвучали на удивление мелодично и эмоционально. Тоха на сей раз принципиально пел только песни на собственные слова. Мерлин, в электричестве, с Поляковым на басу и Андреем Заутером на бонгах, выдал нечто интересное и неожиданное (позже обозначенное КБ как «настоящий калифорнийский психодел»). Джа тоже сколотил себе маленькую банду (из тех же Мерлина и Заутера) и назвал её НЕЗАРИФМОВАННЫЕ ПРОСТРАНСТВА. Молодец, Джа! Я тоже «ненавижу баб»! ПЭХ (как бы группа, почему-то состоящая из одного человека) и Змий ничем особо примечательным не запомнились.

Теперь следует подвести итог, то бишь, вывести мораль, то есть, составить резюме. Всё это вместе взятое будет столь же лаконичным, сколь вышенаписанное. Фестиваль начался, закончился, доставил всем радость (а тут уж — каждому своё, как всегда). Праздник удался, и это главное. А достижения — очевидны, а промахи — обсуждать не хочется.

На апрель запланирована «Третья Лестница».

* — С.С: При всём уважении к мнению Сэнди по поводу выступления БАНДЫ ЧЕТЫРЁХ, не могу с ней согласиться. Это было как угодно, но никак не скучно. Вполне возможно, что ребята нарывались на скандал. Но в итоге в глазах большинства зрителей оный полностью лёг на совесть устроителей сейшена, и не без оснований. По моему глубочайшему убеждению, прежде чем сгонять музыкантов со сцены, даже если они уже превысили регламент, нужно дать им хотя бы допеть песню. Всё остальное — уже следствие действий КБ и Сергея Харченко. И ещё — на фоне всяких-разных Пустоваловых, Маяцких, ГЕРАЛЬДИК и иже с ними песни Сантима выглядели ярким пятном среди серости и дерьма.

** — внимание всех заинтересованных в участии в фестивале «Третья Лестница» — обратиться к Боссу можно (и нужно) по адресу: СПб, Комендантский проспект, д. 18 кв. 52, Галкину Сергею. Контактный телефон: 349-15-52.

Фото КБ (Гаркуша, Арбенин, НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ, Поль).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *