Фестиваль рок-музыки в Свердловске называют одним из интереснейших событий подобного рода. Четвертый Свердловский проходил в октябре минувшего года и вызвал множество оценок со стороны зрителей и специалистов. Учитывая важность такого явления, как фестиваль, редакция «ПерекатиПоля» провела «круглый стол» по итогам фестиваля, пригласив к нему известного автора Илью КОРМИЛЬЦЕВА. Во время фестиваля Илья находился в командировке в Северной Италии в составе группы ученых-спелеологов, поэтому перед обсуждением фестивальных выступлений мы посмотрели видео-запись концертов. В обсуждении приняли участие: президент рок-клуба Николай ГРАХОВ и журналисты Александр КАЛУЖСКИЙ и Алексей ОДИНЦОВ. Помимо суждений, участники беседы назвали свои оценки. В том случае, когда оценка была единой для всех выступавших, она фигурирует в сокращенном тексте обсуждения только один раз.
«АПРЕЛЬСКИЙ МАРШ»
Н. Г.: Что касается техники и исполнительского мастерства, эта
группа медленно, но неуклонно прогрессирует. Сейчас они выходят на уровень по настоящему интересных произведений, хотя не избавились от излишней затянутости. Не хватает специфической окраски…
И, К.: Им свободы не хватает.
А. К.: Но есть и вещи, сделанные крепко: «Сержант Бертран», новая версия «Когда его никто не видит».
Н. Г.: Да, такие вещи резко выделяются, однако, многое пока напоминает известные группы типа…
И. К.: Пока им мешает отсутствие независимости в высказывании своего, личного.
А. О.: Чисто на глаз это выглядело не то, что непрофессионально, а как-то несимпатично. Музыканты слишком поглощены своими инструментами, а их следовало бы «не замечать». Потом, кажется,
они очень горды тем, что они делают… Какая-то самодостаточность…
И.’ К.: Поведение на сцене — полный бардак, студенческая самодеятельность. Есть стремление поднять этот бардак до уровня эстетики — отсюда создание «Биробиджанского муз. треста», но пока из этого получается только расхлябанность.
Н. Г.: Эта несделанность стерилизует музыку. ***
И. К.: Хотя внешние данные есть и у Симакова, и у Гришенкова…
А. К.: В футболе ценится умение играть без мяча, на сцене тоже важно умение вести себя, когда ты непосредственно не занят, скажем, во время сольной партии,..
И. К.: Манера мешает, тексты не доносятся.,.***
А. К.: Их музыка сложна, поэтому важна подача, умение донести…***1/2
А. О.: Я не согласен с тем, ч*о их музыка сложна. Мы забываем о том, что всякая новая музыка имеет продолжения, становится в конце концов стандартом. **1/2
«САМА ПО СЕБЕ.»
Н. Г.: Появление этой группы на фестивале — результат удачного (на фоне остальных участников) выступления на отборочном туре. Меня привлекают интересные тексты вокалистки О. Лебедевой, посвященные изломанным женским судьбам…
И. К.: Сейчас переизбыток социальных текстов, но очень мало социальных текстов с точки зрения женщины.
держанию песен. Группа, похоже, не понимает общей задачи.
И. К.: Случайная тусовка музыкантов.
А. К.: Играть они умеют, в составе хорошие исполнители, просто группа сама по себе. Что касается содержания, то многие рокеры вбирают окружающую их грязь, чтобы затем выдавить ее через себя. В данном случае необычно именно сочетание: грязь выдавливают из женской груди — это может вызвать сенсацию в определенных слушательских кругах. Поведение на сцене тоже пока узнаваемо, хотя есть зачатки собственного рисунка.*
«ЧАЙФ»
И. К.: Шахрин — человек эмоциональный; зачастую его эмоции, выплескиваясь со сцены, оставались только эмоциями, только сырым материалом для творчества, а не творчеством. Сейчас в Шахрине проявилось качественно новое лирической чувство, освобожденное из-под диктата тяжести и давления, в результате чего воспряли лучшие свойства музыкантов группы в целом. Это определенно новый этап, хотя старое еще до конца не ушло. ****
Н. Г.: Для меня новые песни «Чайфа» — полная неожиданность. Новая зрелая позиция проявилась именно в лирических песнях. Но есть у Володи такая черта — тянуть за уши в программу старые вещи, хотя он вырос из этих вещей. ****
А. О.: В этом нет ничего страшного. Простительно, что человек не может отказаться от прошлого.
А. К.: Он же сказал, что «белая ворона» померла. Добавлю, что «вольный ветер» стих.
А. О.: Шахрин — один из немногих, кто берет всю ответственность на себя, не аппелирует к кому-то на стороне. Особенно это чувствовалось в песне «С войны», где автор обращается к герою, как к самому себе,.. Сам процесс взросления как-то не завершается, они переходят к новому этапу, не доведя до конца то, что было прежде… ***1/2
А. К.: Прежде им, действительно, многого не хватало, главным образом, музыки. Музыка значительно «подтянулась». Их фестивальное выступление — шаг вперед. Мне очень импонирует, что на сцене мужики, т. е. люди, которым есть что сказать, которые знают, как это сделать; люди, готовые ответить за свои слова. Просчет заключался в составлении программы. Ее надо было представить лишь в виде новой подборки песен, а рок’н’роллы оставить на десерт. ****
ПАП
И. К.: Пантыкина последнее время очень тяжело травмировало приобретение большого количества инструментов. Нет, это не финал, но этап, причем закономерный: всю жизнь делая ставку на технические средства решения своих задач, т. е. подходя ко всему так, что все собирается из гаек, он должен был потерять всякую эстетическую ориентацию. Такое чувство, ,что он думает таким образом: «Хотите — так, хотите — этак… Я все могу». На деле человек, который может все, в силу диалектики, не может ничего. *
А. О.: Пантыкин идет к созданию популярных песен, к рок-фестивалю это отношения не имеет — оценивать не берусь.
И. К.: Но претензия, что это — рок’и’ролл, заявлена. Сам-то себя этот человек называет рок-музыкантом?
А. О.: В таком случае на данном фестивале никакой рок-музыки у Саши не было.
И. К.: Но тогда поставим вопрос: когда она пропала?
А. О.: В «Кабинете» Пантыкин был на своем месте.
А. К.: «Кабинет» далеко не на 100 процентов детище Пантыкина…
А. О.: Значит, ему не надо стремиться на все «сто» замыкать на себя творческий процесс.
И. К.: В том-то и дело. Но это, очевидно, находится в существеном противоречии с творческими планами.
А. К.: Насколько я знаю, он начал работать в студии как продюсер и аранжировщик, может, он здесь себя реализует полнее?
И. К.: Он как раз из тех, кто облекает идею, а не генерирует.
Н. Г.: Пантыкин — человек, безусловно, талантливый. Он пытается создать некую необычную музыку, для этого он обладает исполнительским мастерством, умением работать со сложными формами, однако, сейчас он не занимается тем, к чему имеет способности, стремиться реализовать себя в чужой для него области. *1/2
А. К.: Первое, что бросается в глаза — расхождение между текстом и музыкой. И то, и другое не вызывает протеста, взятое излолированно, но в результате их сопряжения получается нелепость. Согласен, что это такая «особая» шутка, как и идея «проекта», как и все в нашей веселой стране. Но все-таки смотришь на вещи, которые в последнее время делает Саша, и не можешь не признать, что рок’н’ролл — это нечто иное. **
«НАСТЯ»
И. К.: Все это очень интересно, мило, но я человек уралмашевский… Чтобы подчеркнуть разницу в своем отношении к этому и к «Чайфу», я, против существующей системы оценок, ставлю **** — (с минусом).
А. О.: Мне кажется, что свердловскую рок-сцену всегда отличало стремление сделать свою музыку значительной. Настя — первая, кто безболезненно и смело отбросила эту порочную практику.
Н. Г.:, Я — большой поклонник Насти. То, что она делает, несет какое-то щемящее чувство, проникнутое большим гуманизмом. Очень многие группы страдают тем, что перенасыщают свою звуковую палитру, пропадает красота отдельных инструментов… Здесь каждый звук, как бы в пустоте, как бы парит… Эта музыкальна.я вязь, этот мелодичный ковер производят на меня сильное впечатление. Егор Белкин прекрасно дополнил на фестивале общее звучание… ****1/2
А. К.: Очень слаженная работа, трудно выделить кого-либо отдельно, хотя возвращение Егора во всех отношениях приятно.
А. О.: На мой взгляд, прежде всего, привлекательна сама Настя. Она несет нормальное обаяние, которое возможно и в рок-музыке и которого нет у других музыкантов. …Пожелание на будущее: подумать о камерности звучания. Интересно было бы, например, услышать Настю в сопровождении одного Белкина. ****
А. К.: Я сторонник мнения, что женщины — пол декоративный. Настя это не опровергает. То, что она делает, можно сравнить с причудливой раковиной, которую вдруг обнаруживаешь на нашем скудном берегу. Необъяснимо ее хрупкое появление здесь, среди гальки и песка… ***1/2
«ОТРАЖЕНИЕ»
Н. Г.: Их выступление меня не удовлетворило, несмотря на то, что музыкальных идей прибавилось…
И. К.: У них есть потенциал стать кем-то, прежде всего потенциал инструментальный…
Н. Г.: Больше всего меня не устроили тексты, они зависают и не несут никакой нагрузки…
И. К.: …что-то не доделано в текстах, чего- то не хватает в вокалисте…
Н. Г.: Вокал у меня тоже вызывает некоторые сомнения. Все эти недоделки не дают полноты картины… **1/2
И. К.: Да, материал выше среднего, но полуфабрикат. **1/2
А. О.: Во время фестиваля я получил большое удовольствие от того, что у «Отражения» был самый свежий звук. Основной акцент был перенесен на орган, что дало очень выигрышное впечатление. Тогда я и подумал, как иной раз немного надо музыкантам для того, чтобы выглядеть свежо. ***
А. К.: Это единственная группа, к которой приложимо такое явление, как Драйв. Для меня без драйва рок’н’ролл не существует. Если у Шахрина природа драйва в его личных (харизматических) качествах, то здесь происхождение драйва исключительно музыкальное. Прекрасное чувство инструментов, которые не «отвлекают» музыкантов, в отличие от «Апрельского марша». Не хватает какой-то окончательной доводки. Претензии к вокалисту, думаю, отпали бы, если бы звучали свои тексты, а так пройдет время, прежде чем (если вообще) он почувствует тексты своими. В зале мне было хорошо и жарко, хотя потенциал реализован лишь отчасти. ***
«АГАТА КРИСТИ»
Н. Г.: Похоже, что они на перепутье…
И. К.: Сложность моего отношения заключается в том, что мне его сложно объяснить…
Н. Г.: Раньше была энергия, которая подкупала. Сейчас энергия растворилась в усложненной оркестровке, пропала.
И. К.: У меня к ним одна претензия: они идут по дороге, которая слишком хорошо нарисована. Редкий случай, когда рациональный подход дает яркий художественный результат. Ничего «через себя», ничего больного, особенно сейчас. Так, что эта группа (по другому, чем сам Пынтыкин) «пантыкозна». Это, своего рода, «УД» нового этапа.
А. К.: Кстати, Пантыкин высоко оценил их выступление.
И. К.: Подобный подход вредит не только «Агате Кристи», но им болеет вся наша рок-сцена… ** (хотя в плане сыгранности это единственная команда^ достойная «пятерки»).
Н. Г.: Выступление было несколько натужное. ***
А. К.: Все это напоминает кофейный напиток: вкус похож, цвет — не отличишь… а не кофе, хотя, если не пробовать натурального… **
А. О.: Свое отношение к «Агате» я изложил в прошлом номере «ПП», в резенции на альбом. На фестивале было хуже. Какой-то маленький синтезаторный монстр. Сплошная форма, формальность, которая не затрагивает нисколько. *
«АССОЦИАЦИЯ»
И. К.: Здесь задача жанровая. Эта программа относится к рок-музыке, поскольку так считает сам автор. С этих позиций ее и следует оценивать. Для рок-музыки это очень плохо, потому что человек не знает, что он хочет сказать, как и зачем. Все на физиологическом уровне, но уровень низковат…
А. К.: Сыграно и хорошо сыграно. Хорошие музыканты. Могилевский обладает и владеет голосом. Нет (т. е. полностью отсутствует) художественной задачи. Как рок- музыку оценивать это не могу, что вовсе не означает невозможности отнести это к рок-музыке. С точки зрения современной эстрады, все сделано добротно и профессионально, не уступает (и даже превосходит)… * 1 /2.
«ВОДОПАДЫ»
И. К.: Эта группа изначально была обречена на эффектную, но короткую жизнь. Здесь важен был момент появления… Такой смех, как у них, сейчас не нужен, он уродлив на всех уровнях. *
А. К.: «Водопады им. Вахтанга Кикабидзе» превратились в «Водопады им. Хоакино Мурьеты». Сонтанность первых песен сменилась схемой. Живой юмор — натужным резонерством, где угадываются куски с чужого стола. Вполне возможно, что Высоцкий и Галич недоедали, стоит ли дожевывать то, что они не доели? Данное выступление было никак не подготовлено. На что они расчитывали? 1/2 (пол-«беды»).
Н. Г.: «Водопад» был гениален, когда я впервые услышал. Сейчас они пытаются делать серьезную музыку, втискиваются в чужеродную для них область. *1/2
«КАБИНЕТ»
А. О.: В общем-то выступление было нормальным, и все надежды были на то, что гитару Перова выведут на передний план. Они так и сделали, но между гитарой и остальными образовалась пустота… **1/2.
И. К.: Пантыкин — перец. Есть его одного тошно, без него — невкусно. В «Кабинете» была та щепотка перца, дававшая ему какую-то. жизненность, плотность, динамичность, качество звука. Без него — пресно, невкусно. К тому же вяло и лениво, что вообще рок’н’роллу противопоказано.
А. К.: В прошлом году наша редколлегия назвала «Кабинет» группой номер один. В этом году была другая группа. Здесь дело не в Пантыкине. Исчез, просто потух огонь, осталась лишь» «трудовая повинность». Музыканты, похоже, перестали болеть Музыкой…
М. ИЛЬИН
А. К.: Он все время хочет что-то успеть… Даже не фиксируется на своих находках. Музыканты у него из рук вон плохие. Самому Максиму хочу сказать, что когда гитара не держит строй, ее надо просто настроить, потому что половина выступления звучала на расстроенной гитаре. Это очень мешает слушать музыку. А в целом, есть энергия, есть какая- то изюминки… Хотелось бы, чтоб он действительно, определился, и чтоб из этого что-то получилось.**
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Фестиваль выполнил свою задачу. Он дал — возможность взглянуть друг на друга и на самого себя. Познакомил с гостями из других стран |ФРГ, Великобритания, Челябинск). Он поставил перед всеми участниками проблемы, которые им придется решать. Сенсаций не было, да и не в сенсациях счастье — разве могут они сравниться с чудом творческого постижения мира!! Именно этого мы желаем всем читателям «ПерекатиПоляи в Новом Году!