Некое экстремистское, но меткое определение рока гласит, что это, по сути, музыка док занятия любовью /в оригинале более крепкое словечка/; приползая со сцеш после шоу, полумертвая и выпотрошенная Джанис Джоплин признавалась, что чувствует, будто имела любовь с 40 тыс человек одновременно. Удивительно, но такое же впечатление оставалось у слушателей, они ощущали — ее пение возбуждает, потрясает и опустошает, как — сами понимаете, что.
Джанис родилась 19 января 1943 г. в Порт-Артуре, Техас, в благополучной
В школе увлеклась блюзовой музыкой, в 17 лет стала певицей в ночных клубах Хьюстона и Остина с бандой, игравшей кантри-блюграсс. Краткое время числилась в студентках Техасского университета, но в 1962 г. отправилась в Сан Франциско, где пала в барах. Лишившись работы, жила на пособие; в 66-м вернулась в Остин и Прошла по конкурсу в оркестр; но тут подоспело приглашение из Сан- Франциско от Чэта Хелмса присоединиться к фолк-группе, и Джанис поехала навстречу судьбе.
В то время Сан-Франциско был городом хипповой мечты: до небес поднялось психологическое видение нового мира — цветное, ослепительно- яркое, расплывчатое. Музыка для хиппи была формой любви; требовала обнаженной искренности, освящала любое непотребство — жизнь казалась беспрерывным «влажным сном». Чэт Хелмс ввел Джанис в сердце хипповой богемы; она стала петь с группой, правшей на Хайт-Эшбери. Называлась она ВIG BROTHER & THE HOLDING COMPANY / «Большой Брат и Акционерная компания»/: гитаристы Джейнс Гарли и Сэм Эндрю, басист Питер Альбин, барабанщик Дэйв Гетц. Музыка была наивной и расхлябанной, но появление Джанис обращало каждый концерт в шаманское действо. «Она была завернута в простыню… вся обвешаю цыплячьими костями и прочей колдовской дребеденью… лицо в размазанной косметике… у нее вечно болело горло, и она вопила и прыгала, как подбитая сова», — вспоминал потрясенный очевидец.
Летом 1966 г. Хелмс устроил группе прослушивание в чикагской фирме «Мэйнстрим», президент Боб Шэд предложил скудный контракт.В сентябре за два вечера в Чикаго и две «сессии» в Лос-Анжелесе был записан альбом с Шэдом в качестве продюсера.
Хиппи пытались творить жизнь как форму поп-искусства, поэтому наиболее ярко их культурная активность вылилась в фестивалях. Первым опытом ранее невиданной общности стал «Концерт Человеческого Присутствия» 14 января 1967 г. в парке Голден Гейт, собравший 20-тыс. аудиторию. ВIG BROTHER играли там с другими бандами с «бурлящего побережья»: GREATFUL DEAD, JEFFERSON AIRPLANE, QUICKSILVER MESSENGER SERVICE. Но до статуса «суперзвезд» их катапультировало явление на Международном поп- фестивале в Монтерей 16 июня, привлекшем помимо групп из Сан- Франциско, Джимми Хендрикса, THE WHO, CANNED HEAT, ELECTRIC FLAG.
Выступление Джанис потрясло: она пела бесстыднейшие, исповедальные слова голосом мощным, как паровозный гудок. Под впечатлением сего, ею заинтересовался Альберт Гроссман, менеджер Дилана, а президент CBS Клайв Дэвис за четверть миллиона откупил у «Мэйнстрим” все права на группу.
Когда в январе 1968 г. в Нью-Йорке записывался альбом «Cheap Thrills’ / «Дешевые приколки»/, продюсер Джон Саймон был поражен неспособностью музыкантов достичь минимальной профессиональной компетентности. Меж тем, для хиппи дилетантизм был принципиальным, .прилизанный профессионализм» отвергался как признак продажности. Однако, вышедший в сентябре диск разошелся в США миллионным тиражом.
Побуждаемая Гроссманом и фирмой CBS, Джанис решается на сольную карьеру. В новую команду KOZMIC BLUES BAND пригласила Сэма Эндрю, басиста Брэда Кемпбелла, барабанщика Мори Бейкера, духовую секцию. В таком составе записан альбом (1969), прокатило турне по США, кульминацией стало выступление в августе в Вудстоке.
В следующем году у Джанис снова новая группа FULL TILT BOOGIE BAND; Брэд Кемпбел; Джон Тилл — гитара, Кларк Пайсон — ударные, Кен Пирсон — орган. 12 июня началось большое турне, завершившееся в августе на Гарвардском стадионе перед 40-тыс. толпой. Затем отправились в Лос-Анжелес для записи нового материала, и «сессии» проходили хорошо, певица полна вдохновения и энтузиазма…
Вечером 4 октября дорожный менеджер Джон Кук обнаружил Джанис мертвой в мотеле Лэндмарк в Голливуде. Вердикт врача гласил: смерть от передозировки героина. Предсмертный диск назывался “Pearl” /“Жемчужина» — прозвище певицы/. Он вышел в марте ’71 г. к двум песням Джанис не успела записать вокал.
Джанис на сцене разделяла со своими слушателями, была по истине незабываемой. Пронизывающее все ее существо ощущение полноты бытия естественно изливалось как эротический призыв: вся жизнь ее была, в определенном смысле, «передозировкой».