Мы горевали, что в нашей рок-музыке мало женщин-исполни- тельниц, мало женских ансамблей. Потом начали радоваться успехам взбалмошной Жанны Агузаровой, открыли для себя хрупкую до болезненности утонченность свердловчанки Насти Полевой, с интересом восприняли дебют москвички Инны Желанной…
* * *
Но женщин в нашей рок-музыке по-прежнему немного, хотя все чаще появляются они на сцене, внося в жесткий мир рок-н-ролла свой свет, свое смятение, делая этот мир лиричнее, эмоциональнее. Наконец — и это закономерно — появились женщины-менеджеры. Правда, это пока нетипично для нашего рока.
В Ленинграде вам назовут двух лучших менеджеров любительского рока, оба — женщины: Марианна Цой и Светлана Данилишина. На наши вопросы отвечает Светлана.
— Принято считать, что профессия менеджера — не женская…
— Это мнение несправедливо, хотя у нас быть женщиной- менеджером (да и просто менеджером) непросто. Тем не менее во всем мире появляется все больше женщин- менеджеров. Именно в наших условиях, мне кажется, это вообще женская профессия, так как зачастую приходится быть заботливой мамой.
— А что это такое — быть мамой для рок-группы? Ведь тебе приходится иметь дело с творческими людьми с нестандартными проявлениями.
— Именно поэтому о них приходится заботиться больше, они менее других приспособлены к жизни. Накормить музыкантов, разместить их в гостинице — это масса проблем. Бывает, администратор делает одолжение: женщине, так и быть, отдельный номер дадим, а ребята и в пятиместном перекантуются. А ведь им-то как раз и нужен каждому отдельный номер! Волей- неволей относишься к ним, как к детям. Иногда прямо по- матерински забываешь о себе, создавая им наилучшие условия на гастролях. Так что менеджером в чистом виде быть не получается. У нас в рок- группах менеджер обычно и директор, и продюсер, и администратор, и нянька, и еще бог знает кто.
— Чем, по-твоему, обусловлена тенденция к появлению женщин-менеджеров?
— Хочу сразу оговориться — это происходит в так называемом любительском роке. В профессиональной среде этого нет. Когда вместе с музыкантами приходится пробиваться сквозь массу препон и запретов, женщины нередко оказываются сильнее. Кстати, менеджеры профессионального шоу-бизнеса имеют большой опыт, обширные связи, у них наработано все, в том числе и хитрость. Пока что женская хитрость и интуиция не выдерживают конкуренции с «наработанным».
— Твоя работа проходит в невероятном темпе…
— Действительно — сумасшедшая жизнь. Каждый раз думаешь: вот завершится еще один этап, и найдется время для себя. Но это иллюзии. Очень трудно… Я люблю свою работу — все можно выдержать, если работа нравится.
— Чем нравится?
— Все началось с идеи великого рок-братства, в которое мне хотелось войти полноправным членом (надеюсь, коммерция эту идею не задавит до конца). К тому же приятно сознавать, что делаешь полезное людям — не только группе, но и зрителям. После удачных концертов у меня всегда такой подъем! Силу свою ощущаешь, ведь эта работа — еще и возможность самоутверждения, способ реализации личности. Хотя и говорят, что женщина должна быть слабой, меня больше привлекают сильные женщины.
— Обязательно ли, чтобы менеджеру нравилась работа его подопечных?
— Думаю, для других необязательно. Для меня же это непременное условие. Я должна быть уверена, что те люди, которым я помогаю, делают свое дело здорово. Без этой уверенности трудно преодолевать многочисленные преграды, о которых я уже говорила.
— У тебя большая практика работы с «Калиновым мостом», «Телевизом». В чем самые большие трудности?
— В том, что музыканты поставлены в очень жесткие условия. Они должны зарабатывать на жизнь концертами, чего не должно быть. Для творчества у них слишком мало времени. Вот они проскакали галопом с концертами по Союзу, затем — передышка две недели. А за неделю надо записать альбом, если представилась возможность. Ничего хорошего их этого выйти не может!
Авторское право ничем не подкреплено, музыкантов используют как хотят. Да мало ли проблем? Возьмите быт — практически ни у кого нет условий для нормальной жизни. Даже известные, вышедшие из любительской среды профессиональные музыканты давно заслужили право на нормальную жизнь. А где она? Негде порепетировать, негде сочинять… Реклама — тоже большая проблема. В простую афишу надо вложить столько труда, пройти столько инстанций…
— Ты можешь представить, что твоя жизнь сложилась как- то иначе, пошла по другому пути?
— Я хорошо училась в школе, затем окончила институт легкой промышленности. На третьем курсе поняла, что никогда не буду работать по специальности. Хотела уйти из института, но, как обычно у нас бывает, уговаривали остаться: мол, только закончи, а будешь работать, кем хочешь. Но еще на втором курсе я познакомилась с ребятами из группы «ТВ» — тогда
только в проекте. Это и определило мое будущее. По-другому, видимо, быть не могло.
— Какими качествами должна обладать женщина-менеджер?
— Трудно говорить об этом: тогда получится, что я всеми этими качествами обладаю, а это не так. Но все же скажу.
Это прежде всего честность. Затем самоотверженность, подвижничество. Так, по крайней мере, должно быть в идеале. Плюс эффектная внешность. Во всяком случае, это большое подспорье в общении с административными работниками, большинство из которых — мужчины.
Не менее важно не быть дурой. Мужчине недостаток ума могут простить. Женщине, которая взялась за мужскую работу, — никогда!
Интервьюировала
Нина Барановская