ГИДДЮПС В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ: ИЗ АЗИИ НА БАЛТИКУ — И ОБРАТНО

В начале этого года группа «Гйддейапс» побывала на гастролях в Советском Союзе. По финским меркам продолжительность этих гастролей была рекордной.
В путевом дневнике солиста группы Акибоя содержится рассказ о поездке: концерт следует за концертом, а приятное чередуется с таким, что заставило оркестр порядком понервнчать.

Первое представление

Для «Гиддейапс» все началось с «Наутилуса Помпилиуса»: Слава Бутусов, лидер «Наутилуса», приезжал летом 1988 в Хельсинки и пару раз видел наш оркестр. Слава нашел, что «Гиддейапс» составил бы хорошую компанию фильму Марьяны Мюкканен «Серп и гитара», демонстрирующемуся в Свердловске, родном городе «Наутилуса Помпилиуса». Туда-то мы и поехали в ноябре 88-го года.
Поездка прошла без сучка и задоринки, господ приглашенных даже провели мимо очереди в самолет Аэрофлота, который прибыл в суровый шахтерский город на Урале точно по расписанию. Мы дали три плохо рекламированных концерта, собрав тем не менее полный зал, в котором, явно не привыкшие к рок-н-роллу
граждане, весьма вежливо
встретили первых запалных рокеров, выступающих так далеко в Сибири.
Только позднее я узнал, что свердловский рок-клуб являются одним из самых первых и активных в стране, и что в городе насчитываются десятки рок-групп. Мы смогли увидеть только «Агату Кристи». Она была похожа на 1973 год. Не может же рок быть ТАКИМ серьезным! Или может? О текстовке не могу ничего сказать, потому что весь мой словарный запас ограничивается несколькими вежливыми фразами типа «спасибо-пожалуйста-добрый вечер».
В Финляндии «Гиддейапс» создал сомнительную славу устроителя самых долгих гастролей. Сначала Удине в Италии, затем Свердловск в Советском Союзе. К счастью, на последних гастролях нас слушали лучшие менеджеры страны, а попал оркестр в капкан московского кооператива «Апрель». К счастью ли? Перенесемся во времени в январь 1989.

В путь!

Мокрый снег над хельсинкским вокзалом 15 января. Семь мужчин и одна женщина, а также 300 килограммов багажа втискиваются в поезд, вслед им слабо машут рукой семь женщин и один мужчина. В эту поездку группа отправилась с более основательным багажом, чем в предыдущую. Теперь с нами были три техника, менеджер и почти все необходимое для музыки. У гитаристов были свои гитары, усилители и микшерский пульт, у ударников — барабанные палочки, тарелки, а вся акустика и барабаны должны были найтись на месте выступлений.
Поезд снова привез «Гиддейапс» в Москву, и там мы искали место, где можно пообедать, поскольку наш организатор, Василий Лавров, непременно хотел предложить что-нибудь исконно русское, а именно ужин в доме своего друга, куда он, к нашему удивлению, не смог найти дороги без многочисленных расспросов прохожих. После ужина мы направились в аэропорт, где всю ночь прождали опаздывающий на шесть часов самолет; сопло машины извергало дым, когда мы вошли-таки в нее после бессонной ночи. Страх перед полетом — начало мудрости. Очень странно, но дым рассеялся, и через три часа мы, вконец утомленные, прибыли в Ташкент.

Шоки Ташкента

Ташкент запомнился нам своей экзотикой больше, чем нашими выступлениями, поскольку в первые дни огромный ледовый дворец зиял пустотой. Похоже, что сначала горожане и знать не знали, что в их дворце выступает рок-группа. Положение слегка изменилось в лучшую сторону, когда о нас рассказало местное телевидение, и уже на следующий день общесоюзное телевидение показало видеоклип «Little Weirdos» в программе для молодежи, которая впоследствии была продана в Италию и Латинскую Америку.
Особенностью местных выступлений был один комик, который веселил публику в паузах так, что одно полное отделение распадалось на два. Мы давали два концерта каждый вечер, и необходимость выходить четыре раза на сцену просто бесила нас. Посему сразу после Ташкента мы отказались от этой системы, и оставшиеся гастроли обошлись без снижающих напряжение концерта перерывов.
В сущности, вполне понятно, что перед концертом группу представляют. В Советском Союзе нас многословно представляли, потому что определение «друзья» Наутилуса Помпилиуса» хоть и есть самый легкий способ привязать незнакомую финскую группу к русскому сознанию, но ничего не говорит о самой «Гиддейапс».
После ташкентских выступлений нам представилась возможность посетить Самарканд. Речь шла об обыкновенной туристической экскурсии, эстетическими дарами которой мы наслаждались с красными от ветра ушами — это было самое высокое и холодное место поездки.
В это время в двухстах километрах земля ходила ходуном и погребла под собой деревню, но наш автобус уверенно держался на дороге, ведомый сорви-головой узбеком. Шофер, которого мы нарекли Франком, привез нас ужинать в заиндевелый, но уютный ресторан под открытым небом, в котором мы научились по-узбекски говорить «сердечное спасибо»: каттаракхмат!
Узбекистан означал для нас определенный культурный шок, а для нашего техника Юкки Вальштейна еще и шок электрический, который он получил во дворце спорта в Ташкенте от неисправного провода колонки.
Равнодушие местных «инженеров» было невероятным и могло поспорить разве что с их профессиональным дилетантством: трое мужчин работали над одним проводом.
Торговцы фруктами с ташкентского рынка на секунду за
были свой бизнес, когда увидели финских ребят необычного вида с серьгами в ушах. Бородачи из «Тысячи и одной ночи» сосредоточенно рассматривали нас и показывали пальцем до тех пор, пока менеджер наших гастролей Саша Калужский не догадолся придумать историю, что в фин- ляндии-де всем десятилетним мальчикам вдевают в ухо серьгу. Кто остался без нее, тот несчастен всю жизнь.

Голод по року в Латвии

После арбузного рынка в Ташкенте Рига показалась нам по- домашнему спокойным европейским городом. После восьмичасового перелета мы были готовы покорить Латвию, и случилось так, что единственная голодная до рока публика нашлась именно там. Мы дали шесть концертов в Елгаве, Валмиере, Риге, четыре последних из которых — в рижском дворце спорта. На каждом концерте зал был переполнен, молодежь перед эстрадой раскачивалась в такт, как будто бы знала мелодию, и каждый хотел похлопать по спине финского парня.
Латышская группа «Опус Про», исполняющая тяжелый рок, прихватила на эстраду четверку из «Гиддейпас» — спеть гимн латышских рокеров «Жвейкс лай жива» или что-то в этом роде. И публика веселилась. Латыши часто сравнивают себя с финнами и в свой жажде независимости хотят исполнять песни непременно на родном языке, поэтому мы сочли подходящим подавать реплики на финском; так публике, по крайней мере, было веселее.
В Латвии мы получили в пользование акустику Раймонда Паулса, /известен в Финляндии по песне «Миллион алых роз»/, которая была гораздо лучше ташкентской. Наши собственные инструменты и аппаратура могли бы быть вмиг распроданы, но мы не захватили с собой ничего лишнего и к тому же не особенно нуждались в рублях. Поэтому на этот раз наши рижские друзья остались облизывать пальчики. Лично мне кажется, что 4 500 рублей — сумма, которую гитарист «Опус Про» заплатил за гитару Маршалла — СЛИШКОМ большая сумма.

Жар в Челябинске

После гастролей по Латвии было бы здорово поехать в соседнюю Финляндию, но судьба распорядилась иначе: в Сибирь! И опять безумно ранний вылет в Москву, нас встречает холодная столица и маленький автобус, напоминающий повозку для перевозки скота, и котором мы тряслись два с половиной часа, переезжая из одного аэропорта в другой для полета в Челябинск. Тысячекилометровые перелеты и напряжение двух концертов в день настолько перегрузило голосовые связки солистов Акибоя и Саули, что на последнем этапе гастролей в Челябинске специалисты-отоларингологи находились четыре дня в состоянии боевой готовности. Несмотря на это, пришлось отменить два концерта в понедельник. Пишущему эти строки запретили говорить и петь, температура поднялась до 383 С.
В местной больнице в мою глотку залили микстуру, нос прочистили, а в зад всадили укол. Лечение быстро подействовало и на последних концертах вы могли видеть практически здорового человека.

Закрытый для туристов сибирский город Челябинск встретил «Гиддейапс» с вежливым любопытством. За несколько часов билеты на все восемь концертов были распроданы; публика была разношерстной; для нее эти концерты были первым знакомством с западным рок-н-роллом, по крайней мере с рок-н-роллом во плоти. Потому-то реакция их была осторожно-спокойной. На этом концерте публика не ревела, а вежливо аплодировала, Забавы ради мы опять произносили кое-какие реплики по-фински и были не на шутку удивлены, когда какой-то эстонский солдатик вдруг выкрикнул на чистом финском языке: «Играйте рок- н-ролл!» Концерты опять проходили во дворце спорта, и к нашему удивлению акустика была лучшей за все гасгроли.
Непритворное дружелюбие сибиряков произвело на меня большее впечатление, чем чрезмерное дружелюбие латышей. Челябинское телевидение, где нас интервьюировали, стало еще одним приятным сюрпризом. Так что же, хэппи-энд?

Организатор гастролей кооператив «Апрель» порядком подпортил настроение в последний момент. Перовозки в повозке для транспортировки скота и многочасовые ожидания в аэропорту еще можно было понять, но тот факт, что за билетами в Москву они отправились утром того же дня, переполнил чашу терпения, особенно когда обнаружилось, что билетов нет и в помине. Все билеты на поезд были проданы.

В Москве туристом

День в Москве был совсем лишним, к счастью, коллективный дух группы выдерживал и худшее, и когда было совсем невмоготу, мы не начинали выяснять отношения между собой, а всю свою злость направляли по верному адресу — к человеку по имени Василий Лавров, карьера менеджера которого, как хотелось бы надеяться, уже закатилась.
День в Москве был не запланирован, разместиться в гостинице оказалось очень сложным делом. Рубли не подходили и поэтому единственной спасительной соломинкой оказалась кредитная карточка /ВИСА/, нашего финского менеджера Йоуко Карппанена. Мы заказали телефонные разговоры с Финляндией, но ни один из них не дали, и наши близкие поджидали поезд на вокзале в Хельсинки, стоя под мокрым снегом в блаженном неведении о том, что мы приезжаем только на следующий день.
По всему видно, что советская рок-культура еще молода и на ее ниве могут подвизаться всякие бизнесмены. Такие, например, как этот молодой халтурщик Василий, у которого нет ни малейшего представления о том, как нужно работать с рок-группой. Для «Гиддейапс» эти гастроли стали трудовой победой, после которой уже ничто не страшно. Учеба оплачена.
Текст: Акибой


Обсуждение