STEEL PULSE

группа STEEL PULSE
группа STEEL PULSE

В середине 70-х вряд ли кто-то мог предсказать британской группе Steel Pulse мировую известность и звездное будущее. Тем не менее, это была первая регги-группа Британии, к которой захотели прислушаться и за границами Альбиона. И когда вся команда Steel Pulse, завернувшись в белые простыни, запела об ужасах Ку-Клукс-Клана, весь мир раскрыл уши и прислушался.

«Нам нелегко было вписаться в британскую культуру с музыкой регги. — вспоминает лидер группы Дэвид Хиндз — В середине семидесятых чернокожие в Англии выступали против белых британцев гораздо чаще, чем их заокеанские собратья — против американцев».

Причины появления подобных веяний следует искать в начале века, когда Великобритания была единственной страной Старого Света, все еще обладающей колониями. При наличии под ее контролем Индии, Западной Африки части Среднего Востока и карибских стран, национальный гимн «Rule Britannia» не был массовой галлюцинацией. После двух сокрушительных войн Британия оказалась в 1946 году лицом к лицу с нестабильностью в колониях, экономической депрессией и нехваткой рабочей силы в самой стране.

Прижатое к стенке британское правительство бросило колониям клич «Придите к новой, лучшей жизни — здесь вас ожидает работа и жилье». Ответом был медленный, но верный приток в Англии новых граждан, которые (в большинстве своем ямайцы) селились чаще в северных южных промышленных городах. Позже Steel Pulse скажет об этом «They tricked us with trinkets and beads / And tricked us right into slavery».

Дэвид Хиндз
Дэвид Хиндз

Да, здесь их ждала работа, а вместе с ней расизм, невыносимые жилищные условия и непривычный климат. К 1964 году это первое поколение, уже прочно пустившее корни на британской земле, вдохновленное борьбой американцев за гражданские права, выступило за интеграцию английского общества. Этот новый, жесткий взгляд на окружающий мир переняла рабочая молодежь, в рядах которой параллельно развивалось два движения — так называемых rudies -«крутых черных» и белых скинхэдов и панков. Хотя они и противостояли друг другу их объединяла привязанность к музыке Ямайки — сначала ска, затем регги.

К середине семидесятых Англия и символизирующий ее Лондон представляли собой больного слабоумием, граничащим с шизофренией. В то же время для всего мира Англия была страной стабильности и гражданских прав, а для своего народа — смесью загнивающей монархии, неумелых политиков, закрытых заводов и белых мятежей. И как и в других странах, британские чернокожие первыми испытали на себе последствия упадка. Бирмингем принял на себя главный удар — автомобильная и металлургическая промышленность были разрушены, рабочий класс – уничтожен.

В атмосфере всеобщего отчаяния часть молодежи становилась преступниками, наркоманами и тунеядцами, часть — поступала в колледжи или объединялась в музыкальные группы. В 1974 голу в Хэндзворте (Бирмингеме) появилась группа Steel Pulse, которая сейчас считается одной из наиболее блестящих профессиональных регги-групп мира.

группа STEEL PULSE
группа STEEL PULSE

История Slecl Pulse — это прежде всего история Дэвида Хиндза. Для мальчика, рожденного в 1958 году в простой рабочей ямайской семье, слишком уж далекой казалась карьера певца, автора песен и лидера группы кем он и стал впоследствии. «Моя семья не интересовалась. Мамина сестра была учительницей игры на пианино, но я не знал об этом до 25 лет. Большое влияние на меня оказали музыкальные программы «Тор оf the Pops», » Thank Your Lucky Stars» «Jukebox Jury».

Судьба Дэвида была определена тремя обстоятельствами: дружбой с Бэзилом Гэбидоном, с которым они учились в одной школе, военным движением черных в США и музыкой реггей.

«Если рассказывать сначала, то, пожалуй, начинать нужно с Бэзила.» — отмечает Дэвид в одном из интервью — «Он издавна увлекался игрой на акустической гитаре. Еще в школе Бэзил предложил создать группу я согласился и тоже научился играть. Я слушал как Марли играет на гитаре и старался подстроиться под него. Я проигрывал пластинки снова и снова, пока не находил нужный аккорд. Вообще я слушал многих — Albert King, Freddie King, George Benson. Так что если из меня что-то и получилось, то это мы сделали вместе.

Я раньше никогда не думал, что стану музыкантом. Я собирался стать пожарником или чертежником, может быть, даже художником, так как в это время я поступил в художественный колледж. Но вышло все иначе. Мы с Бэзилом освоили гитару, позже к нам присоединились Ронни Макквин (бас-гитара) и Селвин Браун (клавишные). Мы решили собираться и репетировать в подвале моего отца по воскресеньям, так как это было единственное свободное время у каждого из нас.»

Первый концерт труппы, имя для которой выбрал Рональд Макквин (так звали самую известную в то время скаковую лошадь), произошел в 1975 году в одном из баров Хэндзворта. Впечатления от этого концерта и реакция аудитории, уже давно ушли в прошлое, но Хиндз смеется, вспоминая: «У младшего брата Бэзила не было барабанов, ему приходилось стучать по картонке на стуле. У нас был один усилитель на троих, а Сэндвину пришлось занимать клавишные.

Первые концерты проходили раз в неделю по пятницам, и получали мы за них около сорока баксов за несколько часов работы, но мы и этим довольны. У нас был мини-фургон для перевозки оборудования. Он был настолько мал, что нам приходилось ездить, примерно по сорок пять раз домой и обратно в бар. Мы не могли позволить себе пропустить ни одного концерта — нам нужны были деньги, чтобы купить новые инструменты и улучшить звук. Владельцы двух ночным клубов как-то пришли в бар посмотреть на нас. Это было своего рода прослушивание. Позже они решили взять нас играть в своих клубах в пригороде Хэндзворта».

Это дало Steel Pulse возможность создавать новые версии различных песен, таких как «Do You Remember 0f Marcus Garvey», «Slavery Days», а также песен Марли, например «Jali Live».
Многие не хотели даже и слышать о музыке Раста и двери клубов для Steel Pulse скоро закрылись. Ребята были вынуждены слоняться без дела, ожидая редких концертов. Единственными «благодарными» слушателями оказались панки, которые принимали музыку реггей большей частью потому, что ее настойчиво отклоняла система. «Наиболее популярные панк-группы приглашали к себе для разогрева публики группы исполняющие реггей. Так мы начали выступать в лондонском клубе Vortex, который своим внешним видом напоминал обезьянник. Это были наши первые выступления в столице, и все слушатели были белые. Негры не ходили на панк-концерты. Во время выступлений панки обычно плевались и кидались пивными бутылками — это их способ показать как им нравится музыка».

Для семерых парней из Бирмингема (новые участники группы Стив Нэсбит, заменивший Кона, Афонсо Мартин и Майкл Рилэй — вокал, перкуссия) лондонская панк-сцена стала своего рода стартовой площадкой. В это время (в 1976 году) Steel Pulse принял участие в конкурсе регги-исполнителей со своим хитом «Nyah Love». «Мы выиграли одновременно и соревнование, и контракт на запись. — рассказывает Дэвид. — Это фактически была первая песня, которую я написал. Я много на нее поставил». Лидер группы Matumbi, оказавшей в свое время большое влияние на Steel Pulse – Дэнис Боуэлл — выступил продюсером этой песни а ее релиз под лэйблом «Ancor» разошелся по всей стране. Этот хит стал козырной картой группы, их вновь пригласили в Лондон с просьбой сделать клубный тур.

В течение года Steel Pulse разогревали публику перед выступлением таких групп, как Generation X, The Adverts, XJC, The Strangles и The Slits. В октябре 1977 года группа выступила на фестивале Rainbow в Лондоне, после чего был подписан кон факт с Island Records — первой в мире компанией звукозаписи, сделавшей ставку на музыку реггей.

Дебютный альбом группы — «Handsworth Revolution» — представляет собой очень дерзкий, нервозный, ритмически неправильный набор композиций, навеянных образом Раста, кинематографом, травкой и танцевальной музыкой семидесятых годов. Альбому, объединившему в себе требования молодежи Британии, пришлось выдержать немало нападок со стороны официальных критиков. Изображение на обложке исхода из гетто народа Джа перекликалось с библейскими аллегорическими подтекстами песен, а злое «Doesn’t justice stand for all» стало своего рода предупредительным выстрелом из двухствольного ружья.

Оксана Земцова.
По материалам сети Internet.

(Окончание в следующем номере)


Обсуждение