Группа ОСТРОВ, хотя и являемся одним из лучших регги-коллективов России, на страницах SE LA упоминалась не так уж часто. Справедливых упреков заслуживает наше издание и в том, что с таким большим опозданием откликнулось оно на выход в прошлом году альбома ОСТРОВА под названием «Смотри! Солнце встает». Отбрасывая всякую ложную скромность позволю себе сказать, что отсутствие оперативности к освещении музыкальных событий — пожалуй, единственный недостаток нашего альманаха. Но как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Начну с фактической информации, которую можно почерпну из вкладыша альбома. Оказывается, недостаточная оперативность — болезнь не только издателей SE LA: запись была сделана аж в 1995 году в студии «LKK Records», а выпущена на кассете только в 1997-м (Искренне жаль, что не на CD, ОСТРОВ этого более чем заслуживает). Душой проекта, как несложно догадаться, является певец, поэт, композитор, скульптор и т.п. Игорь Кулик. Именно им в 1993 году была создана группа, за короткий срок занявшая достойное место среди регги-ансамблей России. ОСТРОВ не размениваясь по пустякам, с первых дней своего существования активно включился в популяризацию рутс-регги и движения Растафари. Группа стала частым гостем московских альтернативных ночных клубов. «Смотри! Солнце встает» — первый альбом группы. Одиннадцать песен, составляющих его, собраны в порядке их написания.
Не будет преувеличением сказать, что на сегодняшний день ОСТРОВ — самый профессиональный регги-коллектив России. Великолепная игра музыкантов дополняется превосходными аранжировками. В каждой из песен присутствует ни с чем не сравнимый драйв — свидетельство полного взаимопонимания между участниками группы, без которого музыку регги играть просто невозможно.
Тексты песен Игоря Кулика органично укладываются в классическую схему «любовь — вера — бунт» сложившуюся в мире регги еще в 70-е годы и определившую основную тематическую направленность этой музыки. Чистая и светлая любовь воспевается в «Сказке»:
По серебрянкой реке, мимо сказочного леса
В хрупком челноке поплыву к тебе
Поплыву к своей мечте
Искренняя вера в светлое будущее, пронизывающая композиции «Остров», «Лови мечту» и «Давным-давно». Ослепительно ярко сияет в песне «Воин Вавилона»:
В хрустальном замке Вавилона
Я одинок, и мне так нужны
Три составляющих покоя –
Красный, желтый и цвет травы ..Джа, забери меня к берегу реки
Там травы высоки, ночи коротки.
Бунтарское неприятие Вавилона воплощается также и в «Кварталах битого стекла», «Растамане» и особенно, в песне «Солнце и ветер»:
Этот город проклят небесами
И потерян в пелене дождя.
Боже, что со мной что со всеми нами?
Наши дни — без солнца, окна — без огня.Солнце и ветер.
Солнце и ветер, живая вода —
Три вещи на свете
Нужны мне сейчас как никогда…
Все три ключевые темы тесно переплетаются в сознании слушателя, оставляя, тем не менее абсолютно цельное впечатление. Несколько выпадает из общего ряда вещь под названием «Будь им другом», посвященная солдатам, побывавшим на афганской и чеченской войнах. Хотя, в принципе, если начать припоминать, антивоенных песен у регги-музыкантов во все времена было немало. «Это хорошо сработанный, добротно сколоченный регги-альбом», — сказал после прослушивания кассеты один из моих друзей. И с этим мнением невозможно не согласиться. Отдельно хотелось бы коснуться еще одной, достаточно пикантной темы, связанной с ganja. ОСТРОВ, в отличие от большинства отечественных регги-исполнителей (Jah Division, в частности), явно не желает прямо, «в лоб» отстаивать интересы сторонников легализации. Музыканты предпочитают говорить об этом косвенно, намеками. Слово ganja фигурирует лишь в заключительной композиции «Растаман». В остальных все довольно завуалировано. Сначала нас приглашают прогуляться по берегу реки, где «травы высоки» и «ночи коротки» («Воин Вавилона»). Затем вместе с конопатыми малышами мы можем понаблюдать, как «отправляются корабли к берегам солнечной земли» («Корабли»). А немного позже — совершить полет «к вершинам древних гор» и «к долинам мудрых трав» («Лови мечту»). Если добавить ко всему этому отчетливо и красиво звучащие «кайя-кайя» в подпевках…
Впрочем, может мне это все просто мерещится? Ведь подобные аналогии в большом количестве можно найти и не только у ОСТРОВА, но и в некоторых образцах советской песенной классики. Возьмем, например песню, где есть такие слова: «На дальней станции сойду / Трава по пояс…». Не могу вспомнить, к сожалению, имя ее исполнителя, но хорошо помню, что закапчивается эта песня весьма символично: «И без меня обратный скорый-скорый поезд / Растает где-то в шуме городском «. Или вот еще: «Травы, травы, травы не успели / Oт росы серебренной проснуться / И такие нежные напевы / От чего-то прямо в сердце льются» (это, кажется, из репертуара Геннадия Белова). А как здорово звучало когда-то: «И снится нам не рокот космодрома / Не эта ледяная синева / А снится нам трава, трава у дома / Зеленая, высокая трава» (так пела знаменитая группа ЗЕМЛЯНЕ).
Совсем недавно, кстати, обнаружив в семейном архиве одну из реликвий, бережно сохраненных родителями, — свою тетрадь с изложениями и сочинениями за пятый класс, — я с большим изумлением прочел в одном из них буквально следующее, «он заметил, что по краям тропы растет трава «белоус» — верный спутник человека…». Далее рассказывалось, как главный герой -мальчик по имени Митраша — направился «к островку зеленой травы» и чуть не утонул в болоте. Спасла мальчика, как явствовало из текста, собака по кличке Травка. Сочинение, содержавшее эти перлы, называлось «Отчего чуть не погиб Митраша и что его спасло». Поудивлявшись тому, насколько двусмысленно все это звучит, я задумался: «Неужели это простое совпадение? А может это некий мистическо-символический привет, посылаемый нам из глубины прошлых лет самим Михаилом Пришвиным — автором бессмертной повести «Кладовая солнца» (чем, кстати, не название для регги-группы) к большим знатоком лесной флоры?». Оставив, однако, открытыми эти вопросы, требующие, безусловно, обращения к литературному первоисточнику, вернемся к альбому группы ОСТРОВ.
Художнику, задавшемуся целью сделать иллюстрации к текстам Игоря Кулика, пришлось бы проявить недюжинный талант пейзажиста. Ландшафты, созданные фантазией лидера группы, напоминают некоторые картины Константина Васильева. Неким романтическим сюрреализмом веет от всех этих пейзажей, в которых можно увидеть и «серебристую реку» со «сказочным лесом», и «малиновый закат» над «вершинами диких скал», и дом, стоящий «у самого обрыва, окнами к реке». Немного, конечно, наивно, но до чего красиво и живописно! Понятие «дом», вообще, в песнях ОСТРОВА начинает обретать статус особого символа. Дом для Игоря Кулика — это убежище от суеты и «коварного блеска Вавилона», некое воплощение мечты о тихом островке любви и безоблачного счастья. Для москвича, рожденного в «каменном мешке» и живущего в «кварталах битого стекла», такие желания более чем естественны.
О группе ОСТРОВ и ее первом (будем надеяться, не последнем) альбоме можно говорить еще очень и очень долго. И это не удивительно. Ведь любое по-настоящему глубокое и серьезное произведение способно рождать практически неиссякаемый поток мыслей и чувств. А главное — непреходящую уверенность в светлом будущем, без которой жизнь теряет свой высокий смысл.
..Пройдет совсем немного лет
И будет день и будет свет.
И будет дан всему ответ
Не будет войн, не будет страха.
Не будет слез, не будет бед.
Иван Земцов