ПАМЯТИ ВАДИМА МАЗИТОВА.

Слово «рок» в русском эквиваленте имеет зловещий оттенок.
«Таков был его рок» — молено сказать после смерти известного иркутского музыканта Вадима Мазитова.

Есть вещи, которые выразить словами невозможно. Когда пытаешься выложить их на бумаге, получается либо банально, либо плоско. Попытаюсь изложить свою точку зрения, вместо приторно-слащавого некролога «Знаете, каким он парнем был», рассказать о Вадиме Мазитове реальные вещи простым языком.
Вряд ли кто еще пользовался таким уважением и такой огромной любовью, как Вадим Мазитов. Созданный им «Принцип Неопределенности» — дочернее предприятие не менее известной некогда группы «Берег» — с момента своего возникновения занял лидирующее положение, являясь до сего дня группой номер один в отсутствии реальных конкурентов. Причины тому весьма объективны: феноменальная способность Вадима писать прекрасные стихи, которые профессиональные музыканты «Принципа Неопределенности” образца начала 90-х облекали в красивые запоминающиеся мелодии; постоянные выступления (в том числе со многими легендами русского рока — концерты с “Аквариумом», «Кино», «Крематорием», «Бригадой С», «ЧайФом”, «Алисой»); регулярные выезды на крупные рок-фестивали тех лет; стабильность состава; и не менее важный фактор — выпуск двойного альбома «…при попытке к бегству» в 1991 году (альбом разошелся в одном только Иркутске тиражом в пять тысяч экземпляров). Успех подкрепили видеоклипом «Долина тысячи дождей», не раз показанным по центральному ТВ.
В какой-то момент оставался один шаг до массового признания и — как следствие: бесконечным гастролям, мельканию на телеэкране, славы с ее дорогими и дешевыми атрибутами, и рано или поздно наступающему творческому маразму. Но ничего этого не было. «Принцип» вовремя самоустранился, избежав липкой паутины шоу-бизнеса. Мазитов остался в Иркутске, время от времени показываясь на публике и, как правило, каждый раз с новым, неудачным составом. Исключение составляет лишь ударник Майк Таборов, идейно близкий ему человек. На связке Мазитов-Таборов, собственно, все и держалось.
Мазитов превратился в сольного исполнителя, интересного еще и тем, что это был единственный человек, которому удалось на протяжении очень долгого времени не только поддерживать свой миф, но и внушить его окружающим, подкрепляя одним хитом за другим. Вышедший через 7 лет после записи альбома CD “…при попытке к бегству» остался в дискографии группы единственным альбомом (попавшим в книгу А.Кушнира «100 магнитоальбомов Советского Рока. 1977-1991: 15 лет подпольной звукозаписи»), остальное — многочисленные концертные записи разного качества, как правило с новыми вещами.
Смерть Вадима Мазитова — трагедия для тех, кто знал и ценил его творчество, вместе с тем, уход Мазитова и окончательный распад «Принципа Неопределенности» поставил последнюю точку, завершив эпоху не только в Иркутске, но и завершив эпоху Советского Рока как таковую. Изчезло последнее звено, соединяющее восьмидесятые годы — со всем их пафосом, романтикой, наивностью — с последним десятилетием.
И вряд ли кто еще в обозримом будущем сумеет так просто сказать:
Провинциальный РОК –
Мой приговор, мой пожизненный срок,
Данный однажды зарок –
Провинциальный РОК…
Василий ЗВЕРЕВ.


Обсуждение