15 июля 1933 года с нью-йоркского аэродрома Беннет с целью беспосадочного перелета через Атлантический океан поднялся в воздух шестиместный красавец — «Белланка И — 6.300». Модель СН была усовершенствована на средства литовских эмигрантов и помимо дополнительных бензобаков имела более мощный двигатель. Крейсерская скорость доходила до 250 км/час… Но причем же здесь рок-музыка? Не спешите, связь — есть! Самолет-то назывался «Литуаника». И вот уже в четвертый раз рок-фестиваль под таким названием привлекает пристальное внимание не только любителей истории авиации. Рок-музыка — ось, соединяющая мероприятия Дней молодежи в городе Вильнюсе. Общее сходство изначальных идей не мешает организаторам освежить каждый новый фестиваль какой-либо особенностью. В республиканскую прессу просочились тревожные сигналы о том, что под флагом «Литуаники» в этом году проходит симпозиум по поддержке Движения за перестройку в стране. А вильнюсская «Комсомольская правда» поместила материал расплывчатого содержания под названием «Не пострадает ли «Литуаника» от мании величия»? Сколь сложны пертурбации в духовном эфире литовского общества — понять не так уж и просто. Одно очевидно — национальное самосознание растет. Поэтому не удивило то, что один из концертов в рамках рок-фестиваля проходил в НАГОРНОМ парке (не путать с Нагорным Карабахом) в форме политического митинга, на котором поднимались желто-зелено-красные национальные флаги и вопросы, в основном связанные с деятельностью различных самодеятельных общественных движений. Другой специфической особенностью, и здесь речь уже может идти о традиции — является практика ввода рок-соединений из-за пределов республики. Дело в том, что участие местных или только прибалтийских групп не может обеспечить желаемого уровня. Ситуацию меняют гости. Они-то во многом и решают вопрос престижа, выявляют ориентацию, возможности оргкомитета и т.п. Так, например, в прошлом году лавры первенства оспаривали: БРИГАДА С, НИКОЛАЙ КОПЕРНИК, НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ из Москвы, АУКЦИОН, АВИА, КИНО из Ленинграда, НАУТИЛУС-ПОМПИЛИУС из Свердловска, JUKE BOX из Тбилиси, а также коллективы из Прибалтики. Причем дополнительно, помимо прочего, имела место Панорама литовской рок-музыки, познакомившая гостей с достижениями республики в области тяжелого металла.
В этом году все было несколько иначе. Возможно, свою роль в этом сыграло и мнение представителя свердловского рок-клуба А. Калужского, высказанное им на заключительной пресс-конференции «Литуаники-87». Но Панорамы тяжелого металла на сей раз не было. Так или иначе — «Хард-Экспресс-88», это название первого республиканского фестиваля тяжелого рока в Кайшядорисе. По мнению некоторых внутренних наблюдателей, выбор этого населенного пункта — остановки поездов между столицей Советской Литвы Вильнюсом и городом Каунасом — явится еще одним шагом к устранению музыкальной конфронтации между двумя этими городами. Однако любители тяжеленького не остались внакладе. Местные ГОРОСКОПАС и КАТЕДРА, а также латвийские ЛИВЫ на «Литуанике-88» были усилены «металлом» из ГДР. Группа ПРИНЦ стала профессиональной в 1985 году, а уже с начала 1986, изменив прежний стиль, стала демонстрировать нечто невысокой пробы. Эта хронология и общее впечатление наталкивали на грустные обобщения. Но, как вы уже поняли, фестиваль стал международным, — ура! Не имеет никакого смысла скрывать, что с 20 по 22 мая в помещении того же Дворца спорта экспериментальным объединением «Центрас» уже была удачно поведена международная акция — «Рок-форум» с интересным, на мой взгляд, представительством. Несмотря на то, что в оргкомитет «Рок-форума» входил представитель клуба «Литуаника» С. Керушаускас, эти две фирмы в Литве все же принято считать конкурирующими.
Да, кстати о музыке. 55-ю годовщину перелета через океан летчиков Стяпонаса Дариуса и Стасиса Гиренаса прибыли отметить ДАДА и ЛОМБАРД из Польши. Лихой помесью трэш-металла и ядреного панк-рока, особым магнетизмом и мощным драйвом ошеломил литовскую публику КАДАВЕРБАК из Голландии. Другой голландский коллектив — ИЗИМБРА предложил традиционный рок с психоделическим уклоном и элементами малознакомого для нас фольклора. Не осталась безучастной к сентябрьским событиям в Вильнюсе и солнечная Суоми. Мастера сценического движения HONEY B AND T-BONES, дающие до 250 концертов в год, напомнили многочисленным зрителям атмосферу ритм-энд-блюзовых клубов пресловутого лондонского Сохо. А другой финский и тоже англоязычный бэнд HAVANA BLACK вернул нас в начало 70-х. Несомненно, популярная в Скандинавии группа унаследовала традиции динозавров хард-буги южных штатов США. Но, проводя геометрические аналоги, в равностороннем треугольнике, помимо ZZ ТОР и BLACKFOOT, один угол явно принадлежит английской BAD COMPANY. Но не стану спорить и с теми, кто утверждает, что во время выступления HAVANA BLACK где-то рядом проплыла тень легендарного «Свинцового Дирижабля». Не подтвердились усиленно распространившиеся в период подготовки фестиваля слухи об участии в нем Нины Хаген. Вместо нее было представлено сразу три западногерманских соединения, одно из которых уже знакомо по участию в майских событиях, — ЮЛО — это объевшиеся сосисками, паразитирующие на классике хеви-буги конца 70-х годов, «облагораживающие» чужие произведения коммерческим звуком… И не удивительно, что особой популярностью у себя на родине не пользующиеся, но быстро уяснившие положение гражданина ФРГ — иностранного гостя СССР. Хамоватые и задиристые, чувствующие относительную безнаказанность за глупые шутки, они разбили гитару эстонских панк-рокеров из группы ВЕЛИКИЕ ЛУКИ. То, что это им сошло с рук, — не беда. Но беда может случиться, если такого рода ВИА повадятся проводить у нас рок-ликбез на свой манер. Другое дело DIE TOTEN HOSEN, которым, в отличие от последних, для покорения публики не требуется липких национально-политических спекуляций, т.к. им не занимать подлинно рок-н-ролльного духа (в данном случае в его пост-панк модификации). BROSELMASCHINE — музыка несколько иного плана. Использование экзотических инструментов и своеобразное мышление оставило приятное впечатление.
Жалобы Клауса Хедингсломана из ЮЛО на засилие на Западе «факинг-компьютеров» выглядят в особом свете после мощного выступления на фестивальных концертах богатых модным звуком веселых западноберлинских электронных нововолнистов BOOM OPERATORS.
О иностранных музыкантах можно много долго говорить, оценивая их творчество и степень престижности фестиваля… Но стоит тут упомянуть мельком проходивший в последних числах августа грандиозный по нашим историческим понятиям, «Гласность-фестиваль» в Таллинне, известный также под названием «Рок-саммер». «Рок-саммер» — это Певческое поле и, по осторожным оценкам, не менее 200 тысяч зрителей за три дня. «Рок-саммер» — это фестивальная газета и артилерийский салют на заключительном концерте. «Рок-саммер» — это Стив Хэккет, Джонни Роттен (Лайдон) и его ПАБЛИК ИМИДЖ ЛТД, это — БИГ КАНТРИ, финские группы, а также музыканты из Прибалтики и РСФСР. Понятно, что после такого… рок-фестивальное движение могло сформировать определенный комплекс у организаторов «Литуаники». Этим, надеюсь, можно объяснить некоторые недоработки. Хотя имеются и старые болячки, беспокоят они, как правило, в связи с участием ленинградских рок-групп. В прошлом году это был АУКЦИОН, заявленный в программе Панорамы литовского металла — со всеми вытекающими отсюда последствиями. В этом году М. Борзыкин оказался в траектории полета пустой бутылки. Надеюсь, что это все же не перейдет в хроническую форму. Однако имеется мнение на этот счет, опубликованное в органе ЦК ЛКСМ Эстонии газете «Молодежь Эстонии». Называлось оно «Фестиваль несбывшихся надежд». Автор — внештатный корреспондент — настойчиво призывал к национальной терпимости, а в противном случае ставил под сомнение необходимость проведения подобных фестивалей в будущем. Такая однозначная оценка заслуживает внимания. Но не менее интересным дополнением при этом может стать тот факт, что описать в красках весь недельный фестиваль автору удалось на основании единственного концерта, на котором он сам присутствовал. О какой вере, надежде и любви может идти речь, когда остальные шесть дней, включая выступления группы ТЕЛЕВИЗОР, одержимый поклонник ленинградского рок-клуба Марк Шлямович находился вне пределов Литовской ССР? Возможно, здесь мы столкнулись с феноменальными способностями, иначе как можно объяснить видение т. Шлямовичем с расстояния более чем 500 км тех «юнцов», которые, «выпучив зенки» мельтешили изо всех сил трехцветными флагами в Нагорном парке. Корреспондентами таллиннского «ПРО РОКа» «феномен» этот наблюдался и раньше. Пятый юбилейный ленинградский фестиваль и некоторые другие культурные события также освещены искрой «феномена».
Однако показателен и другой факт, — вторая (и последняя) русскоязычная группа на «Литуанике-88» РАББОТА ХО из Киева была принята если не «на ура» (здесь речь может идти исключительно о неподготовленности публики к подобным музыкальным идеям), то уж точно без всяких эксцессов. На «Рок-форуме» по отношению к группе ТЕЛЕВИЗОР не отпускалось никаких актов «национальной нетерпимости», более того, музыкальные находки и гражданская позиция группы были по достоинству оценены и публикой и специалистами. Так что дело, скорее, не только в политической подоплеке, которую так искал автор, а и в серьезном организационном просчете, часть которого, при необходимости объективного анализа ситуации, можно было бы переложить и на менеджера группы ТЕЛЕВИЗОР Светлану Данилишину.
Практика проведения масштабных фестивалей с особой четкостью выявила на большинстве из них разнообразные родимые пятна застоя. Расширенная распродажа фестивальных атрибутов и национальной символики, яркие аккредитационные карточки и разноцветные пропуска, дающие право покурить на служебном входе, никак не могли компенсировать бюрократических отношений между оргкомитетом и администрацией Дворца спорта. По-своему и это отразилось на духе фестиваля. Ночные мероприятия для аккредитованных лиц свелись к бесполезному стоянию в медленной очереди за сосисками для одних и к быстрому их получению через служебную дверь для других. Конечно же, буфет — не самое главное. Существуют более серьезные критерии, по которым можно судить о положении дел на фестивале. Например, кто не участвовал в нем. АНТИС, бесспорный лидер литовского рока, ограничился триумфальным выступлением на «Рок-форуме» и предпочел «Литуанике-88» хитроумно запутанные семьей Максимовых канаты «Музыкального ринга». А вот в какие запутки попал дядя Федор из заявленной в программе ленинградской группы НОЛЬ — остается загадкой. Откровенно говоря, его на этом фестивале очень не хватало. Относительно же столичной БРИГАДЫ С веселая девушка из оргкомитета сообщила, что вильнюсский горком ЛКСМ Литвы свое место уступил литовскому фонду культуры и каунасскому молодежному клубу «Балтика». «Литуаника» же теперь… и только госфилармония Лит. ССР еще держит позиции…
Позиций не сдает и прибалтийский рок. Из более чем полутора десятка групп этого региона, представленных на «Литуанике», каждый тип слушателей смог в большей или меньшей степени удовлетворить свои рок-потребности. Дело-то это, конечно, субъективное, я бы сказал интимное, но отдельные специалисты утверждают, что рок вообще не рассчитан на широкие массы слушателей с одинаковым вкусом (или его отсутствием). Это уже прерогатива иных жанров. Но как тогда прикажете понимать таллиннский J.М.К.Е. после публичного признания Вильяма Тамме в принадлежности его группы не к панк-року, а к эстраде? Новая «красивая песня» «Берия жив» многим зрителям пришлась по вкусу и, кроме всего прочего, подтвердила простое наблюдение — советский панк неоднороден. Он многолик, регионален. Так уже латвийский ЗИГ-ЗАГ предложил свое понимание темы, причем весьма далекое от оригинала. Литовская рок-музыка своеобразна, но, в отсутствие АНТИСА, на фестивале представляла лишь относительный интерес. Наиболее оригинальными были музыканты из города Шяуляй — группа БИКС.
Удивить иностранных гостей в музыкальном смысле, я думаю, вряд ли удалось. Боюсь, что и провозглашенная не так давно у нас гласность на фоне конституционных норм свободы слова в той же Европе выглядела смелым малышом, еще не способным к глубокому анализу и подчас не владеющим элементарными нормами такта. Но надеюсь, что время запретов уходит в прошлое. «Литуаника-2» образца 1986 года значится в истории рок-фестивального движения СССР как событие, прервавшее шестилетнее затишье на отечественной рок-сцене, длившееся со времен легендарного тбилисского форума. Хочется верить, что «Литуаника» прославит себя и другими заслугами. Прогнозировать будущее — дело неблагодарное, ведь все может обернуться самым неожиданным образом. Хотя все же существуют общие закономерности, и познают их, изучая дух, традиции, географию, философию и бух.учет фестиваля. Международные фестивали — это уже высший пилотаж. Выполнение его фигур требует не только смелости и подготовленности, но и трезвой оценки сложившейся ситуации. Иначе… Да и в навигационном отношении требуется безупречность.
В заключение, не претендуя на то, что описанная здесь картина совершенно полна, стоит уточнить, что 17 июля 1933 года в 0 час. 36 мин. «Литуаника» сложила крылья навеки. Самолет разбился по неизвестным причинам, достичь конечной цели столицы тогдашней Литвы — Каунаса — ему, к сожалению, так и не удалось. «Литуаника-89» будет юбилейной — пятой фестивальной «птичкой». Пожелаем ей мягкой посадки!
Михаил ЛИТВИНОВ