Судя по читательской почте, звонкам и визитам в редакцию, статья В. Кокосова «Алиса» с косой чёлкой» получила большой резонанс. Мнения читателей, вопросы, сомнения, изложенные в письмах, возмущение в защиту «Алисы» или раздражение её противников, споры вокруг статьи самих сотрудников редакции подтвердили наше стремление самым объективным образом разобраться в разгоревшемся инциденте. Именно с этой целью мы решили опубликовать официальные ответы, мнения, высказанные заинтересованными лицами.
«Статья В. Кокосова «Алиса» с косой челкой», опубликованная газетой «Смена» 22 ноября 1987 г., обсуждена на заседании парткома объединения «Ленконцерт». Поддерживая творческие связи с самодеятельными коллективами различных художественных направлений, Ленконцерт предоставляет право выступлений наиболее талантливой молодежи…
Привлекаются для концертной работы и коллективы рок-клуба.
В настоящее время организацию платных концертов коллективов рок-клуба Ленконцерт осуществляет на основе двусторонних договоров с Всеволожским парком культуры и отдыха.
Включение рок-группы «Алиса» в состав участников программы основано на высоком профессиональном уровне группы и её популярности среди молодежи.
Несмотря на юридическую ответственность рок-клуба и Всеволожского парка культуры и отдыха за идейно-художественный уровень программы рок-групп, объединение Ленконцерт в случаях сотрудничества с рок-группами в обязательном порядке рассматривает репертуар и качество исполнения на художественном совете эстрадного отдела Ленконцерта.
Так было и с группой «Алиса». Впервые программа была принята 14 января 1987 года, где была дана рекомендация для тарификации членов группы, вторично программа группы обсуждалась 16 ноября 1987 года. Художественный совет признал программу возможной для публичного исполнения. В ней не содержалось пропаганды неонацизма и антисоветизма.
На концерте 17 ноября 1987 года группа «Алиса» строго придерживалась программы. Автор статьи необоснованно утверждает, что солистом группы К. Кинчевым была произнесена фраза «Хайль Гитлер…на том берегу». Запись фонограммы концерта, находящаяся во дворце спорта «Юбилейный», это тоже не подтверждает. Действительные отклонения от программы заключались в других репликах К. Кинчева, опубликованных в газете. Именно эти реплики являются грубейшим нарушением норм концертной работы.
Партийный комитет Ленконцерта отметил, что К. Кинчевым допущены грубые нарушения правил профессиональной деятельности, использования сцены для публичного высказывания личных обид и незрелых политических суждений. В этой связи объединение Ленконцерт не считает возможным дальнейшее сотрудничество с группой «Алиса».
Считаем необходимым подчеркнуть, что партийный комитет и руководство Ленконцерта не намерено рассматривать недостойное поведение К. Кинчева как основание для прекращения творческих связей с другими рок-коллективами.
В. С. Логутенко, директор объединения «Ленконцерт»
В. А. Суцепин, художественный руководитель
В. П. Дружинин, секретарь парткома
Пригласили мы в редакцию и председателя Ленинградского рок-клуба Николая Михайлова. Он, в частности, рассказал:
Группа «Алиса» — лауреат многих фестивалей рок-музыки, записана на пластинках, участвовала в фильмах «Взломщик» и «Переступи черту». Концертная программа группы «Алиса» утверждена художественным советом по рок-музыке при Доме самодеятельности, куда входят мастера искусств и представители общественных организаций Ленинграда. Репертуар коллектива имеет откровенно антифашистскую направленность, в нем много актуальных, злободневных песен. Песня «На том берегу», о которой идёт речь в статье В. Кокосова, исполняется уже около двух лет и не содержит никаких неонацистских настроений…
Так что остается просто загадкой, почему часть присутствующих услышала в той песне совсем другие слова. И с поразительной поспешностью написала об этом заявления.
Причина же негативных проявлений на концертах популярных групп заключается, на наш взгляд, в плохой организации концертов и в недостойном поведении части зрителей…
А вот коллективное письмо артистов Ленконцерта, которое получила редакция:
«Ситуация, возникшая на концерте 17 ноября в «Юбилейном», вызывает у нас, артистов Ленконцерта, многие годы работающих на концертной эстраде, чувство глубокого профессионального осуждения. Молодой человек, впервые получивший право выйти со своим ансамблем на огромную аудиторию, использует эту возможность для демонстрации своих личных нравственных и моральных позиций не средствами искусства.
К. Кинчев грубым, вызывающим поведением продемонстрировал полное отсутствие гражданской зрелости, политической культуры, уважения к зрителям и слушателям.
Рок-музыка затронула сегодня широкие слои молодежи, и это, очевидно, потребность людей в новых способах выражения чувств, восприятия и отражения мира. Песни молодежных ансамблей слушает колоссальная аудитория, они стали явлением современной социальной жизни. Эти группы оперируют другими канонами сценического поведения исполнителей, существенно отличаются по характеру эмоций и тематике произведений. В рок-музыке, остающеся важным средством неформального общения молодежи, главным мерилом успеха являются, как правило, не только поэтическая или музыкальная одаренность участников ансамбля, но их яркая человеческая индивидуальность. Практически каждую известную рок-группу возглавляет неординарная фигура лидера.
Но сегодня, чтобы получить право выхода на концертную эстраду, мало быть профессионально ярким мастером, надо быть граждански зрелой личностью, лидером в самом высоком смысле этого слова. Да, мы — за привлечение новых молодых имён и коллективов, но только в том случае, если их творчество отвечает высоким задачам нашего искусства.
И мы хотим задать вопрос Константину Кинчеву: неужели вы не понимали, что подобным своим поведением на сцене наносите огромный вред самой идее рок-движения, убиваете доверие к другим группам и рок-музыкантам? Мы надеемся, что вы сделаете для себя самые серьёзные выводы».
Это письмо подписали:
Б. Беницианов, заслуженный артист РСФСР
В. Подгородинский, художественный руководитель ансамбля «Поющие гитары»
В. Федотов, художественный руководитель ансамбля старинной музыки «Арс кансони»
Э. Пьеха, народная артистка РСФСР
Д. Голощёкин, лауреат всесоюзных и международных конкурсов
П. Егоров, заслуженный артист РСФСР, лауреат Международного конкурса
М. Данилов, лауреат Международного конкурса
Моё письмо к вам — не попытка оправдаться. Меня поставили перед необходимостью объясняться через газету.
Да, мы понимаем, что та музыка, которую мы играем, те песни, которые мы сочиняем и поём со сцены, вовсе не могут и не должны нравиться всем. И мы всегда с интересом выслушиваем любую объективную критику в наш адрес. Но подчеркиваю, объективную!
Автор статьи извратил факты, пренебрёг журналистской этикой и пошёл на прямую ложь, утверждая, что «Кинчев кричал хайль Гитлер». Но существует фонограмма концерта, существует, судя по сюжету, показанному по телевидению, видеозапись. Были тысячи зрителей в зале, а не только несколько членов ОКОД.
Один из музыкантов нашей группы Павел Кондратенко — член партии. Мой сценический псевдоним — не случаен. Кинчев — фамилия моего родного деда, болгарина, профессионального революционера, который был вынужден покинуть свою родную страну и уехать в СССР, когда в 30-е годы фашизм пришёл к власти. Сам я москвич, но многие родственники моей жены пережили ленинградскую блокаду. Каково же было нам прочитать о том, что я и мои товарищи занимаются пропагандой неонацизма. Более тяжкого оскорбления мне никто никогда не наносил.
Что же касается моей якобы «кулачной расправы» с сотрудниками милиции, то и здесь меня удивляет тенденциозность автора в изложении фактов. Да, я вынужден признать, что был не прав, сорвался на необдуманные, раздраженные слова, и готов принести извинения перед собравшимися в тот день зрителями. Но поверьте, ни в какой другой ситуации я не позволил бы себе такой срыв, находясь на сцене. Представьте себе мое эмоциональное состояние, когда я выхожу на сцену и начинаю концерт буквально через несколько минут после того, как на моих глазах оскорбили грубо и цинично достоинство моей жены, к тому же на седьмом месяце беременной. И сделали это сотрудники милиции(!). Драки с ними не было. Но защищать свою жену я действительно пытался, что, думаю, сделал бы на моем месте любой нормальный человек.
Возможно, мне нужно было отказаться от концерта, нельзя было выходить на сцену, когда тебя захватывает обида и ни о чём другом думать не можешь. Но в зале нас ждали тысячи зрителей, и отменить концерт или отсрочить его хотя бы на час означало бы как раз спровоцировать беспорядки.
Я прошу редакцию опубликовать мое письмо. Мы много говорим о гласности, так давайте осуществлять слова на деле.
Константин Кинчев
Мы попросили ленинградского писателя Александра Житинского, известного не только своими популярными романами и повестями, но также целой серией полемических статей об отечественной рок-музыке, высказать свое мнение об этих проблемах.
Сейчас много говориться о новом мышлении. Новое мышление обусловлено новыми реалиями международной и внутренней жизни. Одна из таких новых реалий — выход к широкой публике отечественной рок-музыки, влачившей ранее полуподпольное существование. Милиции труднее всего. Те самые молодые люди, которых ещё три года назад за космы вытаскивали из подвалов и обрывали им на гитарах струны, ныне официально признаны артистами, они снимаются в кино, поют в тысячных залах, окружены толпой восторженных почитателей.
И многие встревожились. «Куда ведут молодёжь?» — такие вопросы слышатся на каждом шагу. Все привыкли, что молодёжь надо «вести», как «вели» нас от детсада до пенсии. Надо привыкать к тому, что молодёжь, впрочем, как и старшее поколение, может сама выбирать — куда идти, какие песни слушать.
Но мы к этому не привыкли, и вот ползут по городу слухи о «фашиствующих» рок-группах, которые чуть ли не нацистские листовки печатают и развешивают.
Это ложь. С момента своего рождения рок-музыка отличалась прежде всего своей антифашистской, антимилитаристской, антимещанской направленностью. Кучки нравственных уродов, щеголяющих нацистской атрибутикой — за рубежом и у нас, — вызваны к жизни вовсе не рок-музыкой, а как раз доведённой до крайности реакцией обывателя на любые реальные трудности и перемены жизни: нужна «твердая рука» — и дело с концом.
Мы должны перестать смотреть на наших детей «с позиции силы». Мы должны перестать видеть в каждом молодом человеке потенциального правонарушителя. Мне совсем не хотелось бы, чтобы рок-концерты у нас стали напоминать сражения молодежи с полицией, с применением водомётов и слезоточивых газов, о чем нам рассказывает каждый день зарубежная телевизионная хроника.
Концерт рок-музыки — это не концерт в филармонии, каждому понятно. И все же я мечтаю о том времени, когда на рок-концерте, так же, как в филармонии, в зале не будет людей в милицейской форме, ибо их присутствие унизительно и для зрителей, и для них самих.
Но как же быть с общественным порядком? Мне кажется, что настоящий порядок можно обеспечить лишь на принципах самоорганизации и саморегуляции.
Поясню свою мысль. Ленконцерт и рок-клуб совместно с Управлением культуры и ОК ВЛКСМ делают в последнее время немало для пропаганды отечественной рок-музыки. Хотелось бы, чтобы к этому процессу активнее подключились и органы внутренних дел, которые, похоже, видят в рок-концертах лишь временное зло, обусловленное издержками перестройки. Однако рок-музыку нельзя запретить, с этим мы уже сталкивались. А порядок на концертах обеспечивается, во-первых, гарантией того, что на концерт можно будет попасть — не сегодня, так завтра — то есть, полным удовлетворением спроса публики; во-вторых, наличием специального оперативного отряда, созданного при рок-клубе и Ленконцерте из любителей рок-музыки и ответственного только за поддержание порядка на рок-мероприятиях. Знаете, в старые времена, когда в функцию милиции входило не обеспечение порядка на «сейшенах», а их разгон, нормальная обстановка на концертах создавалась собственными силами любителей. Нужно возродить это на новом уровне.
Что же до того конкретного концерта, о котором речь, то я на нём не был. И я достаточно знаю Константина Кинчева и тексты его песен, чтобы мне не примерещилось вызывающее «хайль». А вот сдержанности и ответственности Кинчеву нужно учиться, чтобы петь свои полные энергии, силы, любви и ненависти песни.