«Звезды» под веткой сакуры

Наконец-то свершилось! Еще пару лет назад об этом можно было только мечтать. На этой неделе МАШИНА ВРЕМЕНИ вернулась из Японии после участия в рок-фестивале «Джапан Эйд-II». Это выступление одной из самых популярных групп Советского Союза можно отнести к очень серьезным испытаниям музыки МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, а заодно и всей отечественной рок-музыки на международной сцене. Поэтому понятен тот интерес, с которым все любители рока ожидали возвращения «машины из Японии»… Итак МАШИНА ВРЕМЕНИ на международном фестивале в Стране восходящего солнца.

Фестиваль в Японии проводится уже второй раз. В прошлом году на нем с успехом выступила группа Стаса Намина, и вот 4 октября — МАШИНА ВРЕМЕНИ! Надо сказать, что Макаревич и К попали в очень представительную компанию. Вместе с ними в концерте участвовали такие легендарные рок-музыканты, как Джеймс Браун, Ронни Джеймс Дио, Джордж Дюк, группы КУНИ и КВАЙТ РИОТ. Все эти люди отложили свои дела, чтобы внести свой вклад в решение насущных проблем наших дней: предотвращение войны, победы над голодом и эпидемиями. Все собранные от концерта средства поступили в комитет «Джапан Эйд», который ставит перед собой эти гуманные цели. Но предоставим слово самим виновникам торжества.

Говорит АНДРЕЙ МАКАРЕВИЧ:

— Мы настолько переживали из-за того, чтобы успеть все отрепетировать, отладить звук, преодолеть языковой барьер (японцы, как оказалось, довольно слабы в английском), что времени и сил на переживания из-за громких имен участников фестиваля просто не осталось. Тем более что музыканты, чьи лица мы привыкли видеть только на обложках дисков, в общении оказались людьми простыми и очень коммуникабельными. Пожалуй, все, кроме Джеймса Брауна, который появился только на концерте.

— Даже не верится. Неужели таков и, скажем, Дио — «звезда» хард-рока мирового уровня?

— Во-первых, должен сказать, что Дио вне концерта одевается очень просто: вельветовые джинсы, нейлоновая куртка… Никаких шипов, цепей и так далее. Когда узнал, что мы из Советского Союза, сразу же подошел знакомиться. Он был весьма удивлен, что его музыка очень популярна у нас в стране, хотя не было выпущено ни одной пластинки его группы. Он и его музыканты тут же загорелись желанием выступить в СССР. Причем говорили это совершенно искренне…

— А какое впечатление производит Дио на сцене?

— Японская публика встречала его с энтузиазмов, присущим любителям «металла». И, надо сказать, совершенно заслуженно. При всем моем спокойном отношении к «хэви», выступление Дио произвело очень сильное впечатление. Наши «металисты» могут сказать, что, мол, у них — и свет, и аппаратура… Конечно, все это есть. Но я смотрел выступление Дио сбоку, из-за кулис, и видел, как музыканты работают на сцене. Музыкальное мастерство — на высочайшем уровне, но больше всего поражает мощнейшая энергия, которую они вкладывают в каждый удар, каждый аккорд. Как это им удается — уму непостижимо… Вот чему нужно учиться и учиться! А «героические» позы на сцене, обилие металла в одежде — это для Дио дело восемнадцатое…

— Чье выступление понравилось больше всего лично тебе?

— Безумно сильное впечатление произвела группа Джорджа Дюка. Он играл на фестивале с такими музыкантами, как Фреди Вашингтон, Честер Томпсон, Хидеки Сайо… Эти люди переиграли в свое время чуть ли не со всеми известнейшими музыкантами: Франком Заппой, Филом Коллинзом, Сантаной и другими. Сейчас они собрались исключительно для того, чтобы внести свою лепту в дело мира. Играли они в собственное удовольствие (Джордж Дюк только на репетицию привез ноты), но профессионализм этих музыкантов такого уровня, что все собравшиеся получили массу удовольствия. Встречали их спокойно, но очень доброжелательно (в этом есть сходство советской и японской публики), хотя я бы лично встал и снял шляпу…

— Конечно, это все интересно, но самое главное — как прошла МАШИНА ВРЕМЕНИ на столь блестящем фоне?

— Мы выступали третьими после КУНИ-БЭНД — группы, играющей «хард-н-хэви»… Довольно трудно оценивать свое выступление со стороны, но, судя по реакции зрителей, можно сказать, что мы им понравились. Никто во время нашего выступления не ушел с поля, где проходил концерт. Все аплодировали, кричали… Было много представителей прессы, снимало телевидение. В определенной степени наше выступление было для японской аудитории откровением. К сожалению, по сегодняшний день советскую музыку там знают только в плоскости: Большой театр — ансамбль БЕРЕЗКА — цирк… И очень, знаете ли , за державу обидно.

— В какой атмосфере проходил фестиваль?

— Совершенно братская, дружественная обстановка. Все строилось на взаимном внимании, интересе и помощи. Очень бы хотелось, чтобы такая атмосфера установилась на грядущей «Рок-панораме 87» в Москве. И еще. Меня поразила искренность чувств, с которой все музыканты участвовали в «Джапан Эйде». Они буквально со слезами на глазах говорили о том, что готовы сделать все для мира на земле, что нельзя оставаться в стороне, нужно спасать человечество. И я вспомнил, какое настроение бывает у наших музыкантов, которые участвуют в выступлениях, выручка от которых идет в различные фонды… Для наших такие концерты — прежде всего возможность выступить на «престижной» площадке, «засветиться», пообщаться…А уж куда деньги пойдут — им довольно безразлично.

— Чем закончилась ваша поездка в Японию?

— После окончания фестиваля был устроен вечер для всех участников в маленьком клубе, оформленном портретами рок-звезд пятидесятых годов. Устроители вечера безошибочно рассчитали, что эта атмосфера и, главное, музыка тех времен способна объединить представителей всех направлений в роке… Мы же все на ней выросли! На сцене в клубе была аппаратура, и все, кто хотел, выходили и играли «джем». Я никогда не забуду, как играл блюз с Дюком и бас-гитаристом группы Джеймса Брауна. В таких встречах как нельзя лучше крепнет дружба и взаимопонимание между людьми самых разных стран.

Ведь что стоит провести подобный фестиваль у нас в стране?! Я уверен, что все музыканты, участвовавшие в «Джапан Эйде», с удовольствием приедут. Но только нужна расторопность и наших заинтересованных организаций, которая, увы, пока оставляет желать лучшего…


Персоналии из статьи

Макаревич Андрей
МАШИНА ВРЕМЕНИ

Обсуждение