Прошедший недавно в Горьком второй фестиваль вокально-инструментальных ансамблей «Серебряные струны — 71» собрал поклонников и любителей «популярной музыки» из различных городов страны.
Пытаясь дать оценку этому смотру, я вспомнил слова известного куплетиста Б. Бенцианова: «Кому это надо, зачем это надо?». Да, зачем нужно подгонять русские песни под ритмы (уже не модных) последователей битлов, зачем подражать западным ансамблям не лучшего образца? Почему в программах выступлений молодежных ансамблей большая часть пьес насыщена чуждым нашей юности пессимизмом, о чем свидетельствует, в частности, репертуар с унылыми названиями и текстами: «Ушедший поезд», «Одиночество вдвоем», «Сон» иои экстравагантное «Именно та женщина» и другие?
Прежде всего нужно отметить необычайно низкий профессиональный уровень исполнения большинства коллективов. Зачем, например, играть все пьесы от начала до конца на на предельном фотиссимо всего ансамбля, усиленного сверхмощными усилителями?
Почти все ансамбли в погоне за звуковыми эффектами и большой звучностью забыли о главном — о том, что необходимо донести до слушателя содержание произведения и в первую очередь его текст, отдельные фразы которого становились понятны лишь в тех местах, где у инструментального сопровождения были паузы.
Полной неожиданностью среди потока звуков огромной силы, который, казалось, не выдержат барабанные перепонки, было выступление ансамбля АРИЭЛЬ из Челябинска. Этот молодой коллектив сумел показать то, чего не смог достигнуть ни один другой ансамбль: культуру исполнения, артистичность, интересные аранжировки. Заслуга ансамбля в том, что, не пытаясь шокировать или раздражать, его участники ищут свой почерк, свой репертуар, что и послужило основой для высокой оценки жюри и зрителей.
При всех положительных сторонах такого смотра его учредителям, в частности Горьковскому горкому ВЛКСМ, а также организациям культуры, следует быть более принципиальными в осуществлении контроля над подобными мероприятиями, чтобы не допустить на сцену пошлые и низкопробные пьесы, которые неискушенные начинающие и более опытные ансамбли принимают за образец современной музыки.
Е. Пашковский
дирижер
г. Горький