Нам, свердловчанам, повезло. В апреле в городе выступала московская рок-группа «Машина Времени». Любители современной музыки с интересом следят сейчас за творчеством этого коллектива. В этом году несколько публикаций посвятила ансамблю центральная пресса («Комсомольская правда», «Советская культура» ). До приезда в Свердловск группа с успехом гастролировала в Ростове-на-Дону, Одессе, Киеве. Победила в первом Всесоюзном конкурсе популярной музыки в Тбилиси.
В чем секрет ее популярности? Кто они — «машинисты»? — Каково их творческое кредо, музыкальные пристрастия?
Наши корреспонденты встретились с лидером группы Андреем Макаревичем. Предлагаем вашему вниманию состоявшуюся беседу.
— Начать беседу мы хотим с банального вопроса, удержаться от которого, однако, трудно. Почему все же «Машина Времени»?
— Да (Андрей улыбается). Вопрос не новый. Те, кто его задают, ждут обычно оригинального ответа, каких-нибудь сенсационных параллелей. Все проще. «Машина» создана в 1968 году. Это было время, когда рок-группы появлялись во всем мире, как грибы, и все с громкими названиями. Вспомните — «Свинцовый дирижабль» или «Большая неразбериха на железной дороге». Нам не хотелось отставать. Вот и все.
— Сейчас в Свердловск «MB» приехала совершенно в ином составе по сравнению с 1978-м годом, когда вы выступали в рамках фестиваля «Весна УПИ». Чем это вызвано?
— В течение многих лет мы выступали вместе с Сергеем Кавагоэ и Женей Маргулисом. А летом 79-го разошлись. Перестали друг друга понимать… В таких случаях не до творчества, лучше расстаться. Маргулис и Кавагоэ создали сейчас группу «Воскресенье». В ней, кстати, играет мой брат — Алексей . А в «Машину» вернулся Саша Кутиков. Когда-то мы с ним
уже работали. Пришли Петр Подгородецкий и Валерий Ефремов. Мне наш нынешний состав нравится, будем работать…
— У «машинистов» есть профессиональное музыкальное образование?
— Только у Подгородецкого. Кутиков, Ефремов и я, так сказать , самоучки.
— 12 лет, которые существуют «MB», — срок немалый. За это время в группе работало много музыкантов. Расскажите, кто из них оказал влияние на творчество группы и какое?
— С нами работал, например, Игорь Саульский — один из лучших наших рок-пианистов. Его музыкальной фантазии можно было позавидовать. Или Леша Зубов — саксофонист. С ним мы экспериментировали с духовыми. Юрий Ильченко — отличный гитарист из Ленинграда. Каждый что-то свое вносил. Иначе и быть не может.
— Чем вызван переход группы на профессиональную сцену?
— Для «Машины» это шаг неизбежный. Никто из нас жизни без музыки не представляет, а любительский уровень мы, думаю, давно переросли. Некоторое время работали в Московском областном театре комедии, сейчас — в Росконцерте.
— Андрей, часто бывает — начнет новый ансамбль гастролировать и уже не до творчества. Переезды, план, сборы. Не боитесь этого?
— Вы правы, у профессионализма свои отрицательные стороны. Даже два концерта в день, как мы даем в Свердловске,— работа на износ. Но мы вынуждены идти на это. После вечернего концерта так устаешь, что свет не мил. И переезды , конечно, тоже… Стараемся не гнаться за количеством концертов, а то так ездишь-ездишь — вся музыка кончится.
— У нас приготовлено несколько вопросов, касающихся советской музыки. Первый — о недавнем Тбилисском фестивале…
— В Тбилиси выступало 27 коллективов самых различных направлений. Такое разнообразие приятно удивило. Много было совсем незнакомых. Каждой группе для программы
давалось 4 5 минут. Самое сильное впечатление, несомненно, — «Магнэтик Бэнд» из Таллина. Группа самостоятельная , уверенная. Интересно выступили грузинские ребята —
«ВИА-75» — техничные музыканты, но своих вещей, к сожалению, не играют. Из остальных понравилась московская группа «Автограф» — она выросла из популярного некогда «Високосного лета». Ее руководитель — Саша Ситковецкий очень любит сложную, плотную музыку. Спорный путь… Да и тексты у «Автографа» слабые.
— А из тех, кто не выступал в Тбилиси?
— Я слышала недавно фрагменты из рок-оперы А. Градского «Стадион», это впечатляет. Градский, правда, пока никому не отдает оперу для постановки. Хочет сделать все сам — и поставить, и исполнить, и оформить. Трудная задача.
— Есть ли, на ваш взгляд, конкуренция среди исполнителей советской рок-музыки?
— Интересный вопрос. Думаю, что нет. По двум причинам. Первая — хорошая: советский рок молод, и каждый ансамбль играет в своем непохожем на остальных стиле. Вторая причина — качество, увы, оставляет желать лучшего. Мы сильно отстаем от лучших образцов мировой рок-музыки.
— Андрей, почему так мало групп, играющих чистый рок?
— Играть рок непросто… Практически все, кто выступает сейчас в этом стиле (большинство я назвал), начинали в конце 60-х годов, когда рок доминировал в молодежной музыке. Тогда были заложены основы этого стиля, и эти основы стали плоть от плоти нашим музыкальным сознанием. С той поры прошло более 10 лет. Молодежь сейчас воспитывается на
другой музыке, рок знает хуже. Думаю, это одна из причин.
— Раз речь зашла о музыкальных стилях, скажите, что вы думаете о моде на «диско-стиль»?
— Такой моды нет. Ока кончилась два года назад. Я был в Польше недавно — там «диско» существует только как танцевальная музыка для дискотек. Слушают рок, джаз, ансамбли, в которых играют на неэлектрических инструментах. Вообще мода в музыке — скверная штука!
— Вернемся к творчеству «Машины Времени». Часто приходится слышать мнение, что в ваших песнях стихи преобладают над музыкой. Что вы думаете по этому поводу?
— Не согласен! У нас с появлением ВИА, как мне кажется , уже сложилась традиция: пишется музыка — «шлягер » , а к ней уже подбираются стихи, лишь бы что-то петь. Мы же стремимся обрести в песне равновесие между музыкой и текстом.
— Почему в ваших программах нет лирических песен?
— Видимо, задав этот вопрос, вы имели в виду песни на тему любви. Но лирика не замыкается на этом — «он и она». Это человек, его многообразный, внутренний мир, его проблемы, взаимоотношения с окружающими людьми. Об этом мы и поем.
— Вы постоянно обновляете свой репертуар?
— Время идет… (иронически улыбается), мы меняемся. На то, что написано 5 лет назад, смотришь сейчас по-другому. Далеко не все нравится… Свои первые песни я, например, сейчас даже вспоминать стесняюсь.
— А самую первую помните?
— Конечно, очень хорошо. Это была мрачная, ужасно декадентская вещь с большими претензиями…
— Чем вызвано появление чтеца в программе «MB»?
— Перечитав как-то «Маленького принца» Экзюпери, мы почувствовали, что настроение этой книги очень близко нашему… Появилась идея включить в концерт отрывки из «Принца», иллюстрировав их песнями… Так началось сотрудничество с чтецом — Сашей Бутузовым. Сейчас работаем с ним постоянно.
— Ваши музыкальные кумиры сейчас?
— «Битлз» прежде всего. Им «Машина» обязана своим рождением. Дальше — многие: Элтон Джон, Стив Вандер, «Пинк Флойд»…
— Чем «машинисты» занимаются в свободное время?
— Валера Ефремов — воднолыжник, имеет первый разряд , я очень люблю рыбную ловлю.
— Как вас принимали в Свердловске?
— Тепло! Публика спокойная. В Киеве, например, зрители более эмоциональны. Так много дискотек и чувствуется, что молодежь лучше подготовлена к восприятию современной музыки. Больше всего мы любим выступать в Ленинграде. С 25 мая у нас там начнутся гастроли.
— Спасибо, Андрей, за беседу. Ждем вас вновь в Свердловске.
Прощаясь, мы подарили Андрею Макаревичу фотографии, сделанные на гастролях в Свердловске. Он очень обрадовался: «У меня в коллекции около двух тысяч снимков с концертов «Машины». Теперь будут и из Свердловска!».
Н. ГРАХОВ, В. НОВИЧКОВ.
НА СНИМКЕ: А. Макаревич.
Фото А. Черея.