Сергей Курехин — личность неординарная. Музыкант-экспериментатор, музыкант-организатор, виртуозный пианист, лауреат Всесоюзных джазовых фестивалей, участник многих рок-групп (в том числе «Аквариума»), аранжировщик и наконец создатель музыкального экспериментального товарищества «Популярная механика», в котором все таланты Курехина выразились разом и наиболее полно.
Собеседник он неожиданный — вдумчивый и ироничный, увлекающийся и в то же время холодно-критичный. Впрочем, послушаем лучше самого 33-летнего ленинградского музыканта.
— Музыка мимолетна… Свои композиции мы могли бы записывать на ноты, но не делаем этого принципиально. Больше того — мы даже названий им не придумываем.
— Важно не потерять импровизационный момент?
— Вот именно. Важно не только то, что музыканты исполняют, но еще и как — с каким настроением, с какой степенью искренности. Я, как руководитель оркестра «Поп-механика», против тщательных, изнурительных репетиций, когда выучивается каждая нота, против и частых выступлений, когда один концерт становится как две капли воды похож на другой. Это сковывает истинно творческий момент.
Поэтому свою группу «Поп-механика» я организую совсем по другим принципам. Во-первых, приглашаю только тех музыкантов и артистов, которые мне близки по творческим интересам, они все — мои друзья, в такой атмосфере любая музыкальная идея находит благодатную почву и прорастает очень быстро. Конечно, основная канва концертных выступлений репетируется, тем более что в представлениях бывает занято по двадцать-сорок исполнителей — и не только музыкантов, но и чистых актеров, а также представителей самых разных профессий.
— Даже так? Как же и где вы находите своих «соавторов»?
— Знаете, я считаю себя в большей степени слушателем, чем исполнителем. Выступаю на сцене достаточно редко. «Поп-механика» вообще выходит на эстраду раз в три месяца. Вечерами я хожу на концерты, не пропускаю не только джазовые и рок-вечера, но также и концерты камерной, симфонической, фольклорной музыки, хожу на выставки, спектакли, поэтические вечера. И если вижу какого-то творческого человека, который кажется мне искренним, честным, заразительным, то обязательно приглашаю его выступить в составе «Поп-механики».
«Поп-мехаиика» — это творческое объединение нового искусства. В него входят джазовые и рок-исполнители, актеры, художники, поэты, пиротехники, модельеры, классические и авангардные музыканты. Это объединение людей не только молодых — возраст исполнителя здесь не самое главное. У нас одни играют музыку, другие оформляют концерты, третьи могут читать свои стихи, показывать фотографии, картины.
— Дух этого творческого братства, импровизация, видимо, настолько притягательны, что вам, Сергей, не приходится упрашивать никого выступить в составе «Поп-механики»…
— Мне еще никто не говорил, что отказывается играть я «Поп-механике», потому что ему не нравится эта затея. С удовольствием согласились играть с нами и зарубежные музыканты Крис Кросс и Билли Брэг. Известный кинорежиссер, секретарь правления Союза кинематографистов СССР Сергей Соловьев не только включил музыку нашего ансамбля в свой новый фильм, но и сам решил выйти в составе «Поп-механики», играя на… пионерском барабане.
— Многие считают ваш оркестр пародией на эстрадную безвкусицу и пошлость…
— Дело все в том, что «Поп-механика» — это не карикатура, не пародия, не сарказм. Почему-то понятие «серьезное искусство» в нашем восприятии связано с традиционными формами выражения. Но часто они сковывают, мешают, поэтому я хотел бы говорить абсолютно честно и серьезно, используя самые нетрадиционные формы.
— Да, ваш оркестр учит зрителя мыслить нешаблонно, не просто потреблять искусство, а думать, ломать в себе стереотипы. Но вот вопрос, как удается в ваших концертах «уживаться» профессионалам высокого класса и любителям.
— У нас каждый делает максимум того, что умеет. Музыканты-профессионалы создают такое мощное и грамотное сопровождение, такую «подкладку», что опыты любителей на этом фоне часто воспринимаются как свежее слово. К тому же мы предоставляем и профессионалам исполнить свои заветные мечты, Например, барабанщик, который играет в ресторанном ансамбле, всю жизнь мечтает спеть арию. И он получает такую возможность в «Поп-механике».
— Сергей, вы сотрудничаете со многими джазовыми ансамблями, с рок-группами. Вы были аранжировщиком альбомов «Треугольник», «Табу», «Радио «Африка» группы «Аквариум». Что вы думаете о сегодняшнем состоянии джазовой музыки, что думаете о рок-волне?
— Джаз сегодня слишком далеко оторвался от потребностей и запросов аудитории. А искусство тогда только живо и интересно, когда привлекает широкие массы, вызывает споры. Искусство принадлежит народу — для меня это очень актуальная фраза! Джаз же стал излишне профессионален, специфичен, замкнут.
— Но в последнее время джазмены, похоже, поняли, что ситуация становится критической, и предпринимают шаги. После нескольких лет замалчивания «Поп-механике» было направлено приглашение выступить на всесоюзном фестивале «Осенние ритмы». В апреле этого года ваш оркестр был приглашен на Дни культуры в Ригу, а по опросу ведущих джазовых критиков, проведенному газетой «Советская Латвия», «Поп-механика» вошла в пятерку лучших джазовых биг-бендов страны.
— Дело даже не в том, что «Поп-механику» признали джазмены, а в том, что наконец-то признано право музыканта на эксперимент, на синтез разных стилей.
Что касается рок-музыки, то, видимо, мое мнение пойдет вразрез с теми восторженными голосами, которые нынче хвалят рок. Однако мне кажется, что если несколько лет назад рок был индикатором прогресса, обновления в молодежной музыке и молодежной культуре, то теперь картина меняется, и не к лучшему. Рок-музыка, как это ни странно, становится необходимым звеном мещанского понимания искусства. Сегодня стало престижным иметь у себя записи рок-музыки, особенно ленинградских групп рок-клуба. Участники же иных рок-групп, которых никак не назовешь интересными, ищущими музыкантами, принимают эту моду за чистую монету и не стремятся идти вперед. Даже «Аквариум» превращается в элемент быта, а не живого искусства.
Вот участники «Поп-механики» и хотят разрушить такое потребительское отношение к року и к музыке в целом. Рок — это прежде всего музыка, а не текстовая насыщенность, как полагают многие. И успех определяет мера серьезного музыкального таланта, а не способность рифмовать необычные словосочетания. Сегодня это чрезвычайно важный и далеко не праздный вопрос дня так называемого рок-движения. Если исполнители не начнут совершенствоваться в музыке, то возникнет опасность, что все их опыты превратятся в «рокированный» вариант бардовской песни.
…Об экспериментах С. Курехина восторженно отзывались не только советские, но и зарубежные специалисты, ему посвящены статьи в музыкальных изданиях многих стран мира, пластнки с его записями выходили не только в «Мелодии», но и в американских, английских, западногерманских фирмах грамзаписи. Он озвучил музыку к нескольким художественным кинофильмам, последний из них — дебютная лента режиссера О. Пивцова «Господин оформитель», поставленная в жанре «триллера». Недавно С. Курехин вместе с музыкантами (а среди них были известные рок-и-джазмены В. Цой, Г. Сологуб. Ю. Каспарян, И. Тихомиров, С. Бугаев, И. Бутман, С. Летов, камерный оркестр), а также с артистами, модельерами, художниками смялся в телевизионной дискуссионной программе «Музыкальный ринг». Что ж, будем ждать новых экспериментов!
Статья любезно предоставлена сообществом Выставка — Музей «Русское Подполье. Осколки»