Механика-поп: вчера и завтра

«Поп-механика»: Сергей Летов — саксофон, Сергей Курехин — капитан. / Фото С. Петрухина.
«Поп-механика»: Сергей Летов — саксофон, Сергей Курехин — капитан. / Фото С. Петрухина.

МОНО

«Поп-механика» — музыкальный театр, изобретенный талантливым пианистом Сергеем Курехиным. Ее смысл заключается в том, что на сцене, то сменяя друг друга, то одновременно, сосуществуют все виды и жанры художественного творчества. Повинуясь воле Курехина, который дирижирует руками, ногами, головой — всем телом, играют симфонический оркестр и фольклорный ансамбль, рок-группа и дюжина джазменов, исполняются цыганские романсы и раги. Исполнители вступают в действие постепенно, но в финале сливаются в едином порыве, рождающем новую гармонию.

Курехин привлекает к концертам и оперных певцов, и самых одиозных эстрадных исполнителей. На сцене бешено танцует крупнейший шоумен советского рока О. Гаркуша, бродят футуристические монстры в костюмах дизайнера С. Чернова и очаровательные манекенщицы, неистовствует незаменимый Африка — С. Бугаев, а живописец Т. Новиков руководит индустриальной группой, исполняющей музыку на обломках ржавого металла. Человек с необычным именем Инал отвечает за животную группу: благодаря его стараниям по сцене бродят куры и лошади. Люди в белых халатах разыгрывают сюжет фильма Е. Юфита «Санитары-оборотни», историю, как зомби убили в заснеженном лесу трогательного морячка в коротких штанишках. Читает — то и дело забывая — свои стихи поэт А. Драгомощенко. Декорации к выступлениям «Поп-механики» «новые художники» иногда пишут заранее, а иногда создают по ходу концерта, соревнуясь в изобретательности с музыкантами и актерами. Был случай, когда они закончили декорацию до того, как прозвучал финальный аккорд, и, не желая оставаться без дела, принялись рвать только что завершенную живопись, обрывками которой они обернули свои торсы. Так было на сценах ленинградских домов культуры в середине 1980-х годов…

СТЕРЕО

Е. ВАУЛИНА. Когда я увидела «Поп-механику» впервые, я поняла, что это прежде всего театр. Значит, театр… А какой? Синтетический? А по-моему, драматический. Разыгрывалась драма не между возникающими и исчезающими на сцене персонажами, не между жанрами и видами искусства, не между музыкальными стилями, а между… Между естественными границами — крохотным пространством сцены клуба или Дворца культуры — и желанием Курехина создать иллюзию отсутствия этих границ. Иллюзию он создавал блистательно. Каждое новое явление, каждый новый персонаж воспринимался как победа над пространством. Казалось, воплоти он на сцене все свои замыслы, мир рухнет. И, помнится, иностранцы года два назад подтверждали: все, как у нас, двадцать лет тому. А получилось? Вместо шестьдесят восьмого года — концерты в спортивно-концертном комплексе имени В. И. Ленина. Кто-то правильно назвал их правительственными концертами наоборот.

М. ТРОФИМЕНКОВ. Так вот, когда Курехин получил возможность делать все, что хочет, специфическое напряжение между конечностью пространства и бесконечностью мечты исчезло. Теперь он мог жарить на концерте шашлыки, катать по сцене грузовики с солдатами, бросать в погоню за Летовым духовой гарнизонный оркестр. Что он еще там делал?..

Очевидно, существует область, где предельный нонконформизм перерастает в абсолютный неоконформизм. Кстати, новый конформизм без всякого осуждения проповедовал года два назад бессменный участник «Поп-механики» художник Т. Новиков…

Между прочим, Алена, два с половиной года назад ты завершила свей диплом «Новые тенденции во взаимодействии драмы и музыки на ленинградских сценах, 1980-е годы» следующим пассажем: «Поп-механика» С. Курехина являет собой пример творческого, живого отношения к синтезу, созидательному контакту драматического и музыкального начал, открывает новью пути, плодотворные перспективы искомого синтеза, в определенной степени подлежащие творческому осмыслению в нашем театре». Мы же все время употребляем глаголы в прошедшем времени. Неужели все, кранты? Реквием по «Поп-механике»?

Е. В. Думаю, что да.

У «Механики» остался единственный вариант развития: путешествовать и в каждой стране мира давать по концерту, концентрируя как можно более разнообразный внешне материал. Концерт на реке Конго с ритуальным оркестром, партизанами-лумумбистами и человеческими жертвоприношениями. Концерт в Японии с боем ниндзя. Концерт на льдине с пингвинами…

А по одному концерту надо давать для того, чтобы завоевать сердца туземцев раз и навсегда, но ни за что не возвращаться. Потому что «Поп-механику» надо смотреть только единожды. Именно тогда она кажется взрывом и откровением…

М. Т. Ставить это в упрек Курехину — несерьезно, отдавать себе в этом отчет — необходимо. Девальвация идей при их воплощении — реальность.

Е. В. Это печально. Зато есть о чем вспомнить…

М. Т. Сегодня Курехин в ЛДМ с американцами играет. Пойдем?

Да?
Нет?
Не знаю?

Елена ВАУЛИНА, Михаил ТРОФИМЕНКОВ

Фото С. Петрухина

Просмотр


Персоналии из статьи

Курехин Сергей
ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА

Обсуждение