Немыслимый музыкальный проект Сергея Курехина под названием «Популярная механика» некоторые критики пытаются втиснуть в рамки привычного. «Музыкальное действо» — вот термин, на наш взгляд, наиболее верно определяющий суть новой музыкальной культуры, основа которой — феномен Сергея Курехина. Сразу же оговоримся: все новации, весь авангардизм Курехина зиждется на КУЛЬТУРЕ. Бах, мейнстрим, фольклор, атональная, серийная и электронная музыка, рок — синтез, казалось бы, несоединимых музыкальных форм и направлений возможен только в эпоху серьезного музыкального кризиса…
Программы «Поп-механики» никогда не повторяются. Сюжет, создаваемый на глазах зрителей, для каждого выступления свой. Струнный оркестр, фольклорная группа, забавные аттракционы, «индустриальная группа», вооруженная рельсами, станками и прочим железом, симфонический оркестр, лицедеи, военный хор, животные, художники, актеры — все это «эффекты внимания», составляющие сюжеты программ «Поп-механики», каждый раз варьируются по-новому, сплетаются в самые причудливые сочетания.
Синтезируя уже давно существующие музыкальные и сценические формы, Курехин создает свои динамические композиции с принципиально новым языком, на котором «говорят» участники «Поп-механики». Поиск контакта с публикой посредством такого необыкновенного языка в целом удался. Об этом свидетельствует интерес к программам как рок-«фанов», так и любителей джазовой и симфонической музыки. Особый колорит «действам» придает участие в них музыкантов ленинградского рок-клуба и известных джазменов.
А возник Курехин на музыкальном горизонте в конце семидесятых. Сменив несколько рок-групп, надолго задержался в легендарном «Аквариуме». Но как любому талантливому человеку, Сергею тесно было в рамках одного направления. Параллельно Курехин играет джаз. И всегда рядом с ним саксофонист. Сначала это Анатолий Вапиров, потом Владимир Чекасин и, наконец, московский авангардист Сергей Летов.
К началу восьмидесятых относятся фотографии, на которых Курехин импровизирует сразу на двух роялях.
Что же послужило началом «Поп-механики»? Кто знает, мокнет быть, хэппенинг «Соло для секстета в традициях старых мастеров», показанный в Красноярске в мае восемьдесят первого? А может, показанное годом позже в Ленинграде музыкально-театральное представление «Оркестр потенциальных музыкантов»?
К концу восьмидесятых в грандиозном «музыкальном действе» (против «шоу» Курехин категорически возражает) заняты уже десятки и десятки человек. Сам же Курехин превратился (так и хочется написать — в дирижера), пользуясь метафорой арабского поэта Джелала ад-Дина Руми, в «вожака каравана»:
Мудрый человек — тот, кто обладает собственным факелом.
Он — руководитель и вожак каравана.
«Поп-механика», думается, вполне сравнима с идеей каравана: группа людей, стремящихся к одной цели. Хотите — отправляйтесь в путь вместе с караваном, хотите — оставайтесь в своем привычном мирке.
Стало быть, оценка зависит от вкуса зрителя, значит, речь идет ни о чем ином, как о потенциальном уровне культуры каждого конкретного человека. Именно этот уровень и определяет соответствующие мерки интереса зрителя к «Поп-механике», расставляет границы понимания, задает степень эмоционального ощущения программы…
Для многих, увы, не составляет труда упрекать С. Курехина в нарушении эстетических принципов: в «смешении несмешиваемого», кому-то не по душе позиция юмора, с которой подается программа… Такого рода психологические барьеры восприятия закономерны, ведь «Популярная механика» — это форма выражения собственных ярких идей С. Курехина, это его мировоззрение, отраженное в динамичном синтезе «эффектов внимания». Авангардизм идей Сергея Курехина очевиден и понятен.
Не торопитесь обвинять Художника в замысловатости сюжета его картины…
Светлана МАГНИЦКАЯ.
г. Ленинград.
Просмотр