Кремация совкового рока?

Армен Григорян, группа КРЕМАТОРИЙ
Армен Григорян, группа КРЕМАТОРИЙ

Интервью с руководителем группы «Крематорий» Арменом Григоряном

— Все помнят клип по одной из самых популярных песен группы «Крематорий» «Мусорный ветер». Как он создавался?

— Сценарий был написан очень интересно, но из него вошли в клип только начало и конец: у паровоза стоит человек и греет руки у костра, в конце руки горят. А в середине получился экспромт — не хватило ни времени, ни средств, чтобы завершить задуманное. Когда поехали на монтаж, я прихватил с собой пару кассет с фильмами «Мэд Макс» и итальянским «Собачья жизнь», кадры из которых мы благополучно использовали у себя. Это была спонтанная, халявная работа.

— С тем клипом связана еще одна не очень хорошая история, когда в титрах вместо названия «Крематорий», которое, видимо, наводило ужас на сотрудников телевидения, давалось сокращенное «Крем», прямо противоположное по смыслу и настроению. Как такое могло случиться?

— Буквально за несколько дней до эфира мне позвонил режиссер клипа «Мусорный ветер» и сказал, что кое-кто из руководства не желает его выпускать из-за названия группы. А поскольку все уже готово, он предложил пойти на компромисс и написать название «Крем» с многоточием, по аналогии с сокращением имен, типа «Константин — Костя» и т. п. Так получилось, что меня уговорили, и я согласился. Мы подумали, пусть песня прозвучит, а тот, кому нужно, сам все поймет. Однако после эфира нас повально стали называть «Кремом». За старое название пришлось всерьез побороться. И сколько бы потом не следовало предложений от ТВ назваться «Кремом», мы настаивали на своем.

— Насколько я помню, «Крематорий» запущен в 80-м году?

— Нет. Мы берем реальный факт — выпуск первого магнитофонного альбома. Это произошло в 83-м, поэтому день рождения группы — 1983 год. Хотя некоторые песни существовали очень давно — с начала 70-х. До того играл в группе «Атмосферное давление» — была такая группа, которая играла хард-рок, в ней я играл на бас-гитаре…

— Ты серьезно?

— Ну-у-у, что ты!? Мы играли не только свои песни, у нас были в репертуаре и песни «Протокол Харум», «Роллинг Стоунз», «Дорз», «Слэйд», «Битлз», «Иглс». Исполняли в то же время свою музыку, но тогда подобное было не принято. Поэтому брали какую-нибудь малоизвестную группу, ну, например, «Грэйтфул дэт» — вроде, все знают, что такое «ГД», но мало кто знаком с их творчеством, и говорили, что сейчас исполним песню этой группы, называется она, мол, «Олрайт нау». И под их маркой «мочили» свою вещь. Люди слушали и удивлялись: «Надо же, ребята «Грейтфул дэт» играют!?» Между прочим, до сих пор не знаю ни одного человека, который мало-мальски разбирался бы в творчестве «Грейтфул дэт». У нас была музыка с английским текстом, с «марсианским» точнее говоря, а русский текст и музыка, так сказать, «под гитару и скрипку» — именно то, что было записано в 83-м году — исполнялось на наших посиделках в кругу друзей. Но на 100% мы были уверены, что, кроме нас, это никому не нужно. К счастью, мы ошибались.

— Именно в тот момент решили создать «Крематорий»?

— В 1982 году к нам случайно попали записи питерских музыкантов Юрия Морозова, Майка и, по-моему, Ильченко, у которых звучала музыка, очень схожая с нашей в ту пору. Прослушав, решили, почему бы не записаться и нам? Нашли одного барыгу, который содрал с нас в то время бешеную сумму в 100 рублей лишь за то, чтобы мы встретились с человеком, который работал в театре Маяковского звукорежиссером. Там сделали 2—3 пробы. Выглядело это немного фантастично, потому что пульт находился двумя этажами выше той комнаты, где мы играли. Так и пробегали вверх-вниз. Поэтому запись получилась не качественной и некоторые люди, которые считали себя крутыми музыкантами, говорили нам: «Ребята, это слабо сделано, надо хотя бы гитары настроить, а здесь вы в доли не попали…» и советовали все стереть. Но мы все-таки выпустили магнитоальбом, потому что в любом деле нужно сдвинуть тележку с места, чтобы она начала движение.

— По прошествии стольких лет, как ты оцениваешь первый материал группы «Крематорий»?

— Тот «сырой» материал, который мы записали, был очень интересен, на мой взгляд. Другое дело, что сыграть можно было лучше и отсутствовали аранжировки — делалось все вдвоем с В. Троегубовым: брали множество инструментов и путем наложения записывали песни, не слыша звука, как я уже говорил. Со временем стали набираться опыта, приглашать в группу профессиональных музыкантов. Всего за годы деятельности через «Крематорий» прошло 26 музыкантов, мы записали 7 альбомов и выпустили 3 пластинки. Сейчас состав «Крематория» очень сильный, ты можешь послушать диск «Зомби», сравнить с нашими мемуарами и прочувствовать весь прогресс музыки и качества «Крематория».

— И сегодня «Крематорий» играет старые вещи?

— До сих пор играем! Старые вещи переиздали на альбоме «Живые и мертвые». На концертах обязательно играем песню «Крематорий», которая была написана в 83 году и стала названием нашей группы в дальнейшем. Исполняются нами и «Таня», «Мусорный ветер», «Безобразная Эльза»… Мы всегда играем «старье», потому что для нас эти песни не имеют срока давности. И нам их не надоело играть.

— Но работы «Крематория» разительно отличаются друг от друга и на концертах их различие, наверное, особенно заметно…

— Отличаются. Но я могу сказать одно: публику мы не то что воспитали, но по крайней мере она стала достаточно воспитанной. Если мы показываем какую-то новую вещь, то зал во внимании, хотя, конечно, часто кричат: «Давай Эльзу», давай «Таню»!, но новые вещи есть новые, и если сейчас пластинка альбома «Зомби», записанного в 91-м году, вышла в этом же году, то раньше такого достичь не удавалось. Полню, записали альбом в 89-м, вышел он только в 91-м. Сейчас все иначе. И это нормальный западный принцип, когда «Крематорий» выпускает пластинку и люди слушают ее дома, а потом уже мы начинаем давать концерты с новыми вещами. Впрочем, «Крематорий» всегда старался сначала выпускать запись, чтобы она разошлась и ее послушали дома. Так что, утром — в конверте, вечером — в концерте!

Вел беседу Андрей ТАРАСОВ.
НА СНИМКЕ: Армен Григорян, группа «Крематорий».
Фото Михаила ГРУШИНА.

Просмотр


Персоналии из статьи

Григорян Армен
КРЕМАТОРИЙ

Обсуждение