В марте прошлого года из заключения наконец-то был освобожден известный бард Александр Новиков. Основная версия правозащитников по этому делу такова: при помощи того судилища певцу пытались заткнуть рот. Не оспаривая этого мнения, мы считаем, что все-таки «мэйнстрим» приговора течет в официальном обвинительном заключении. И Новикова осудили не только за песни (Что творчество? Это так мелко! — Прости, Господи!), это наш музыкально-промышленный комплекс расправился с талантливым инженером за попытку конкуренции.
Конечно, сегодня подобное разрешение конкурентной борьбы трудно вообразить, но отношения промышленности и музыкантов по-прежнему практически на нуле: промышленность производит — музыканты не покупают. Объясняется все предельно просто: все отечественные разработки морально устарели еще в процессе изготовления и не отвечают нуждам современной музыки. Для художественной самодеятельности они, может быть, еще и годятся, но профессионально работать на советских инструментах и «примочках» невозможно. Причины самые разные. Во-пер- вых, недобросовестный подход к работе, много брака: вещь только что с завода — и не работает, ручку покрутил — ручка отвалилась. Во-вторых, нестабильность устройства: на репетиции получается одно, а вышел на сцену — другое. В-третьих, дизайн: вещь страшно взять в руки! А, впрочем, что дизайн?! Батарейки в «примочке» заменить невозможно, пока крышку откроешь — все пальцы переломаешь. И, наконец, в-четвертых, параметры мощности и звука наших устройств таковы, что лишь в кошмарном сне могут присниться. В музыкальном мире существуют определенные критерии того, каким должен быть звук и как он может видоизменяться. С течением времени и сменой стилей эти критерии меняются: например, во времена джаза и эпоху рок- н-ролла считалось, что звук гитары должен быть чистым, а сегодня ни один начинающий рок-человек не представляет свою жизнь в музыке без фузза и дисторшн. В рамках одного стиля, однако, критерии могут быть очень жесткими, поскольку существуют традиции, которые подкрепляются нашим вкусом и слухом. Но до сих пор никто не мог сказать, какими же критериями руководствуются разработчики того или иного устройства на наших музыкальных фабриках. Ну, а концертные усилители, предлагаемые теми же фабриками, просто маломощны: на 100-ваттном усилителе можно играть в деревенском клубе, а чтобы провести хотя бы средний концерт, мощность усилителя должна составлять не менее 400 Вт.
Здесь мы собрали мнения наших ведущих профессиональных музыкантов о тех устройствах, что производятся на отечественных музыкальных фабриках. Говоря коротко, чтобы при таких изначальных условиях пускаться в конкурентную борьбу, надо быть либо последним идиотом, либо иметь нечистую совесть. Впрочем, в наших экономических условиях одно может не исключать второго…
Чтобы не показаться голословными, можно добавить конкретики. Музыкальные отделы универмагов, например, просто завалены клавишными агрегатами фирмы «Лель», но вот как их оценивают профессионалы:
— стабильность строя отсутствует,
— качество звука чудовищно разбросано и отличается в пределах одной модели,
— кнопки и клавиши отказывают,
— архаичная клавиатура с точки зрения управления,
— страшный дизайн,
— и плюс ко всему «штучка» просто так не заводится, за пару часов до концерта ее еще нужно успеть прогреть. (Клавишник «Нюанса», когда работал с «Лелью», всегда втыкал ее в сеть в гримерке перед концертом.)
Не всегда, но случается, что в магазины завозят и электронные барабаны той же фирмы. Поначалу все «волновые» группы на них просто-таки набросились: все ж не каждый в состоянии накопить денег на настоящую «фирму». Но вот что оказалось:
— разъемы из этих барабанов вываливаются, когда ударяешь палочкой по «блину» ,
— отказывают датчики, теряя контакт с «блинами» (но пошевелишь
— заработают),
— но самое главное — звук на этих барабанах повторить невозможно, поскольку принцип отстройки у них какой-то эмпирический и положение регуляторов не соответствует истине.
Цифровая задержка «Лель» — гордость разработчиков — работает нормально только в домашних условиях, на концертах же от нее начинает «заводиться» гитара. И для работы в студии она тоже не годится из-за большого шума в паузах.
Ревербератор «Лель РЦ» — вообще криминал! В нем отсутствует возможность плавного изменения параметров, там фиксированный (!) набор вариантов и не очень богатый к тому же. Ко всему прочему он еще и в стойку не влезает: габариты нестандартные. В народе его зовут «Ревербератор ртутно-цинковый»… Существует еще ревер Люберецкого завода, который в стойку влезает, но профессиональным задачам не отвечает вовсе: посылаешь в него звук одного тембра, а на выходе получаешь абсолютно другого.
Единственная «лавочка», где делают что-то приличное — это Брянский радиозавод. Их пульты «Электроника» по меркам профессиональной музыки вполне годятся для мониторов. Эквалайзеры и кроссоверы тоже не блещут параметрами, но средний концерт худо-бедно провести можно. Спасибо и на этом! Основная причина такого положения дел — отсутствие музыкальной культуры у разработчиков. Их работа не связана с потребностями музыкантов, они не понимают, почему музыканты не берут их устройств. Но сами они не идут навстречу музыкантам, не желают знать, что тем нужно, потому и плодятся эти никому не нужные коробки. Слава Богу, Люберецкий завод подписал договор о создании совместного предприятия с маленькой германской фирмой «Вереи» — может быть, тогда, наконец, появится что-то приличное.
Но чтобы наш сарказм по отношению к отечественным разработкам стал более понятен, приведем параметры некоторых аналогичных — если так можно сказать — устройств, приходящих к нам из-за рубежа.
Вот, например, мультиэффект американской фирмы «Олесис» под названием «Медиверб-2″ — скромнейшее по своим возможностям устройство, обеспечивающее по сути лишь необходимый прожиточный минимум для музыканта, естественно, одно из самых дешевых — 990 марок, — почему именно его и привозят. Обладает фиксированным набором программ, из которых:
30 программ реверберации,
10 реверегейт,
10 ревербгейт,
10 флэнджеров,
10 хорусов,
20 дилс-ев,
и 10 различного рода вспомогательных эффектов.
Это устройство не обладает возможностью одновременного употребления нескольких эффектов, но может работать под руководством компьютера, на чем сегодня основаны все профессиональные студии. Частота диапазона 20 Гц- 15 кГЦ при 0,1 % искажений. На нашем рынке это устройство идет по 5-6 тысяч рублей, в основном Гонконговского производства.
Или вот — мультиэффект «Ямаха SPX-90″. В нем заложена возможность программирования режимов, возможна также коррекция уже выбранной программы, можно ввести программу а »банк» и в любой момент вызвать ее оттуда. В остальном он схож, в принципе, с «Медивербом». Стоит около 2000 марок. Музыканты от него поплевываются, так как он дорогой и не блещет особо параметрами, но если его сравнить с тем, что выпускается у нас!.. Возьмем, к примеру, тот же «Лель РЦ» (ревербератор цифровой) — мы о нем уже говорили:
— 2 фиксированных режима хоруса,
— 2 флэнджера,
— 5 дилеев,
— холл (якобы!), а на самом деле обычная цифровая задержка, создающая противный, как зубная боль, эффект «порхания» (хуже не бывает!)
И все это без какой-либо возможности вмешаться в заданные параметры. Круто!
Поэтому можно смело сказать, что один «Медиверб» заменит собой всю продукцию фирмы «Лель» вместе взятую.
Или вот еще одно устройство, которое у нас широко прижилось: компрессор-лимитер «Ямаха GC-2020″. Он необходим для выравнивания динамического диапазона сигнала, короче говоря, улучшает разборчивость вокала. Фирмачи применяют компрессор, даже имея профессионального певца, для сохранения красот вокальной партии. У нас же такие устройства не выпускаются вообще, считают, что нам они не нужны, что у нас все — Кобзоны. Вывод из вышесказанного получается нерадостным. Экономическая ситуация у нас такова, что едва ли наши фабрики смогут сейчас же начать производить именно то, что нужно. (Хотя сделать они это могут: питерский завод имени Попова выпускает все компоненты для сборки устройства типа «Олесиса».) Поэтому есть смысл либо копить деньги на «фирму», либо покупать «самопалы». Кстати, многие «фирменные» устройства тоже являются порой «самопалами», т.е. сделанными на заказ. Но о том, какие «самопалы» попадаются на нашем рынке, в следующем номере.