Иван Соколовский. О роке

Термин «рок», «рок-музыка» устарел. Он расширился до таких пределов, что стал расплывчат и рыхловат. По законам формальной логики расширение объема понятия, (т. е. включение в него все новых и новых смыслов) приводит к сужению его смыслового значения, т. е. содержания. Самые «широкие» понятия и есть самые бессодержательные.

Понятие «рок» расширилось до таких далеких пределов, что стало невозможно его «определить». Сказать «рок» все равно, что сказать «современная музыка». Поэтому термин этот в силу его гносеологической несостоятельности необходимо устранить из общественного сознания. Уже сейчас этим термином пользуются исключительно профаны. Уважающий себя меломан никогда не запятнает свой язык употреблением этого пустого и зловредного термина. К сожалению, журналисты (не будучи очевидно меломанами, ибо в большинстве случаев, журналистика и меломания понятия несовместимые) затаскали этот термин (особенно в эпоху первоначальной «радостной” перестройки). Я пользуюсь терминами амбиентная музыка (т. е. медитативная музыка, музыка для релаксации, для психологического отдыха), эстрада (музыка для чистого развлечения, для танцев и для людей, психологически не вышедших из мира ценностей пятнадцатилетних подростков), концептуальная музыка (т. е. призванная продемонстрировать оригинальность и новаторство музыкальных идей).

Классификация моя «по цели». Или это «релакс», или танцы и веселье, или игры для изощренного ума. Понятно, что в чистом виде ничего этого не существует. Простой пример. Возьмем творчество Питера Габриэля. Здесь мы видим и амбиент, медитативность, «задумчивость”, и «танцы» и «веселье», и «игры изощренного ума». Габриэль — музыкант разносторонний и неущербный, он делает современную музыку — музыку для современной жизни. Эта музыка выполняет основные жизненные функции — для души она дает уютную атмосферу «релакса», помогает уединиться и отдохнуть в этом внутреннем уединении, для тела — танцы, веселые цветастые клипы, для ума — новаторство музыкальной мысли. Но вот Клаус Шульц — экстрема. Это — музыка только для «релакса», это «исключительный амбиент». Про музыку исключительно «для ног» я говорить не буду, если у кого плохо с памятью, то пусть включит телевизор… Исключительно интеллектуальная музыка — это арт-рок прежде всего. Или современная классика. У Шнитке, скажем, нет медитативного элемента. Под его музыку не расслабишься и не потанцуешь. Зато множество интеллектуальных вывертов. Но, как правило, подлинная музыка и подлинные таланты в музыке сочетают в себе органично все три элемента: душу, тело и интеллект.

Первоначально рок и был единством психоделики, агрессивной «телесной ритмики» и интеллектуального новаторства. Сейчас все сошло к элементу «тела». Хотя чувствуется возвращение психоделики, а «танц»музыка настолько интеллектуализировалась (в текно), что дуракам там делать нечего…


Обсуждение