ЗАПИСКИ О КАЙФЕ, КАРМЕ И КРИШНЕ

«Я знаю, что все это — карма,
И против нее не попрешь.»(Бг)

Диалог двух интеллектуалов:
— И чего нам всем, спрашивается, надо?
— Ну как, чего? Кайфа, естественно.
— А кайф — это че?
— Ну как, че? Это — когда клево.
— А нам разве не клево?
— Иногда клево, иногда — не очень.

Каждый ищет в этой жизни свой кайф,и кое-кто даже находит, ft где его только не ищут! Автор этих строк тоже одно время погрузился в поиски. Причем одновременно в разных областях.И,как ни странно, везде чуть-чуть нааел. Но всегда хотелось чего-то еще.,,

Итак, перейдем к главной части повествования, которая вудет перемежаться разностильем, тенденциозность* и компромиссами, а так *е всякой прочей двойственность», присуцей этому материальному миру. Чтобы вы не ломали голову на предмет того, с кем имеете дело, сразу откроюсь: я из «Международного Общества Сознания Кришны». Мажет, слыхали? В прессе умные журналисты ивену- *т на», кришнаитами». Сразу складывается впечатление, что это нечто из одной обоймы с металлистами, панками и прочими протестантами. Когда-то и я так думал. Но, видать, карма моя лоисчер- палась слегка, и глазки чуть-чуть приоткрылись. Протер я ати глазки и увидел такое, что внутри все перевернулось от восторга и ужаса… Вписался я в это дело не сразу…

«Международное Общество Сознания Кришны’ (International Society For Krishna Consciousness, ISKCON) было основано в 1965 году в Штатах духовным учителем из Индии — Его Божественной Милость» Бхактиведантой Свами. За смехотворно короткий срок это духовное движение распространилось по всему миру и сейчас имеет Филиалы почти во всех странах. Цель движения — возрождение изначального духовного сознания человека, находящегося сейчас под сильным воздействием материи. Многие ошибочно считаит, что так называемый «кришнаизм» — это новое, сектантское и сентиментально-фанатичное учение, ставящее целые превращение человека в полного идиота. К сожалени», формировании такого имения способствовала наша пресса и особенно ТВ, показав отдельные номенты ритуалов и дав им вольну* интерпретацию. На саном деле, движение «Сознание Кришны» распространяет изначальное духовное знание, записанное в начале Кали-хги — эпохи деградации, которая началась примерно 5 тысяч лет назад. В устной форме это знание существовало всегда, но поскольку л»ди стали деградировать, и память стала ослабевать, появилась необходимость эту информации записать. В строгом смысле слова, это никакая не религия,а все- об’емлкщее знание, вкл»ча»щее все аспекты существования.Но кроме этого ведическая литература дает самое главное знание — знание о тон, как возродить сво* изначальну» духовну* природу,осознать свс* вечну* связь с Богои и вернуться к своему Блаженному выти» в духовном мире. И общество «Сознание Кришны» предлагает вам духовну» практику, с помощь* которой вы сможете очистить свое изначальное сознание от материальной скверны. Религия же является одной из форм материальной деятельности, заключавшейся в выпрашивании у Бога всевозможных благ.Однако,религиозные культы построены таким образом, чтобы постепенно привести человека к настоящему духовному знанию. «Сознание Кришны не отрицает и не умаляет значения ни одного религиозного или философского учения, но ов’ясняет их все с истинно научной, т.е. духовной точки зрения. Если какое-то учение привносится в этот мир, значит у определенной части населения возникает необходимость в ней. Ни- -iTO не бывает зря, и ничто не бывает случайно. Всякая религия и всякая философская школа, какой вы денонической она с первого взгляда ни казалась, служит определенному этапу очищения. Всякое знание является определенной ступень» на пути к осознани» Бога. Есть ступени Более низкие, есть ступени Более высокие.Ка-
хдьж человек входит в резонанс с той информацией, которая соответствует нынешнему уровни его сознания. Потому-то и учений так много, что все л»ди находятся на различных ступенях развития сознания и могут воспринимай линь ограниченный пласт информации. Но если .они искренни в своем стремлении,то постепенно они поднимается выше.

К сохалению, в одной статье невозможно охватить вс» Бездну поисков духовного, поэтону я попытаюсь изложить только этапы собственного пути к «Сознанию Кришны’.

Сразу хе после «колы, где я успешно изучал «Малую земли* и “Возрохдение», вдохновленный историческими решениями 25-го с’- езда КПСС, я вывалился в хизнь и сразу те заподозрил, что мир и мои представления о нем, мягко говоря,не совпадают.Тогда мне б руки впервые попали «Чайка Дхонатан Ливингстон» и «Степной еолк». Они-то и подвинули мои мозги немного в сторону и дали возмохность взглянуть на мир под другим углом.А потом ухе пошло все остальное: дззн, ортодоксальный Буддизм, даосизм, Карлос Кастанеда, Гурджиев, христианство, суфизм, Радхнеш, Рерих, Бла- ватская и т.д. Все это было страшно интересно и вдохновенного чего-то мне опять не хватало. Некая картина мира вырисовывалась но мое место в нем и конечное предназначение оставались неясными.

Очень умным занятием в то время считалось вкушение «Агдама» и других напитков под аккомпанемент речей о трансцендентной реальности и суггестивном опыте. А сатори? Или дахе самадхи…как хе вез них! Обязательно полеты в пустоту по вечерам под ТЗНД1Е- РИН ЦРИМ, Клауса Вульце, Фриппа, ХОУКВИНД и прочих запредельни- ков. (Эта славость еше и сейчас не изхита.) Петишь так cese в шуньяте, то есть в пустоте, а вокруг Беспредел! Кайф!!! Минут 45 полетал, кассета закончилась, очнулся на том хе месте. Испытал легкую фрустрацию.

Параллельно другой лозунг шел: совершенство духа через со- вершенсво тела. Тай Чи, например.Красивая штука.Тут хе Инь-Ян.
У кого-то на груди значок этот увидел, многозначительно кивнул, как бы признавая: дескать, свой человек. Тем Более Боря Рревен- шиков про карму, инь и ян спел, и ухе вся страна как бы в курсе. Но зто так, на уровне интеллектуального сновизма, а кто-то серьезно в эти веци погружался и дахе овретал некую гармонию те ла и духа. Вроде все хорошо, а мне опять мало. Дао — красивая
натурфилософия. А что стоит за этой «натурой» (читай — приро- Г дон)? Что делает ее красивой, ароматной, хивой? Мы говорим:»Na- ть-земля, мать-природа». А отец, простите, кто? Мать, как известно, вез отца никого не произведет на свет вохий. Опять хе
свет бохий» — что это значит? Кого ни спросишь, никто не знает. Да и воовше, как-то стеснялся я этого слова — Бог, хотя о Его наличии смутно подозревал. Но слово Бог мало что об’ясняло и считалось архаичным. А всем известный Бхагаван 1ри Радхне» совсем душу смутил. Говорит: «Я — Бог, и ты — Бог, и все остальные — тохе Боги.» Сначала вроде как бы польстил, ОБрадовал дахе. А потом дума»: «Как хе зто, я — Бог, а весь в дерьме и в проблемах.» Явно перегнул товариш Радхнеш.

Христиане про Бога воовше ничего не говорят. Вот ван Христос
— сын бохий, к нему и обращайтесь. Ходил к Баптистам — красиво поют, прекрасные молитвы экспромтом выда»т, Евангелие интересно овсухдают, но при этом экстремизм у всех на лицах как отличительный признак. А Христос вроде бы терпимости и всепрошени» учил. Совсем я загрустил. Вышел с Баптистского собрания, а на душе — тяжко, и чувствуешь севя последней свиньей, в грехах погрязшей.

В церкви совсем просто. Говорят: «Плати рупь,ставь свечку,проси чего-нибудь у Христа и все Будет в ахуре». И, самое интересное, все чего-то выпрашивают у Христа, висят на нем,вцепившись
мертвой хваткой. Как-то неудобно дахе еше одним нахлебником становиться.

А еще с Буддизмом я долго друхил. Ну, это вообше жизнь есть страдание. Страдания проистекают от хеланнй. Источниками хела- ний являются чувства. Значит, надо обуздать чувства, и все остальное отвалится само собой. И опять хе никакого Бога, никакой «уши, сплошной атеизм. Цель — нирвана, невытие, пустота. Когда в суете завязнешь, то кахется, что тишина, покой и небытие — это как раз то, что надо. Но как представишь, что вся хизнь — пустота, то опять не клево становится. Дзэн и то приятнее — дал кому-нибудь по шее, осознав недуальность бытия, сатори получил.
Но, опять хе, — лрикладнуха. А что делать, когда организм поис- таскивается? Сидеть перед стенкой,как Бодхидхарма девять лет просидел, чтобы копыта отвалились? Увольте, не те времена.Да и пещеры-то одинокой не найдешь, какие-нибудь иные следопыты с вопросами приставать начнут… Вот так смотрел я на все эти умные книхки, время шло, а в хизни ничего не происходило. Нечто
вразумительное я навел у Карлоса Кастанеды в его восьми томах ?Учений Дона Хуана’! “Сохранить огонь осознания и стать свободным, уходя из этого тела”. Звучит очень завлекательно, и, хотя метод достижения этой цели описан весьма подробно, однако как ie его все-таки практиковать в повседневной жизни — совершенно неясно. Куда волые эта литература подходит для Обсуждения за чаем в среде доморощенных мистиков и иагов. Ясно было одно — все эти учения являются гранями какой-то загадочной системы,которая исходит из совершенно непостижимого источника.

И вот наконец-то… Харе Кришна!!! Тут-то все и встало на свои места. Благодари Бога, что Он заметил ной муки и при совершенно мистических обстоятельствах подкинул мне маленькую книжечку «Возвращение — Наука перерождения* (Coning Back). Когда я ее прочитал, то на некоторое время онемел от восторга, а Кришна улывнулся и привел меня в овчину преданных в Ленинграде.Там мне один раз хватило услышать мантру (воспевание имен Бога), попробовать лрасадам (пищу, предложеннуя на алтаре),поговорить с теми, кто давно практикует «Сознание Кришны’, — и я понял, что теперь наконец-то родился для настоящей жизни. Ведическое знание, на котором основано движение, дает ответы абсолютно на все вопросы бытия — только чтобы услышать эти ответы, надо очистить свой материальный слух духовными звуками мантры: ХАРЕ КРИВНА, ХАРЕ КРИ1НЙ, КРИ1НА КРИШНА, ХАРЕ ХАРЕ / ХАРЕ РАНА, ХАРЕ РАНА, РАМА РАМА, ХАРЕ ХАРЕ. Кажется, так просто, что даже не верится,
И мне не верилось когда-то… Но в этом-то и заключается милость Господа, что в самый тяжелый век Он дает нам самый простой способ избавиться от кармы, очистить свое духовное сознание и, когда наступит час, вернуться домой — в духовну* овитель Кришны. Многие при этих словах скептически скривятся, но тут ничего не поделаешь. Почувствовать вкус Божественного бытия можно только через духовну* практику — так же, как узнать вкус пищи можно лишь отведав ее. Поднятый на шит Н.А.Бердяев в «Философии свободы писал: ‘Как к бытию вообще, так и к бытию абсолютному, бытию Божьему нельзя прийти, нельзя доказать Бога, можно только изойти от Бога, изначально открыв Бога в севе. Но для этого нужен подвиг освобождения от помрачения — некая мистическая активность.» Именно этой мистической активность» и занимаются преданные Кришны. Воспевание Его Святых Имен, посвящение всех своих трудов Ему, соблюдение некоторых ограничений, которое да
ет духовну» силу — все это вместе взятое целиком трансформирует человека и дает ему возможность не просто смотреть на мир, но ВИДЕТЬ его и себя в нем.

Воспевание Святого Имени является одновременно и самой простой и самой сложной духовной практикой. Самым простым этот метод считается потому, что попробовать его может абсолютно каждый. А самым сложным его считают потому, что далеко не у каждого в наше время хватает открытости сердца и желания следовать ему. Тот же Бердяев продолжает: «Многие говорят, что хотели бы верить, но не могут. Это не значит, что вина не в них,это лишь значит, что недостаточно сильно хотят, или хотят, но вез риска и отречения, с сохранением всех гарантий и предубеждений.» Не могу согласиться с тем, что служение Богу основано на слепой вере. Ничего подобного. Я, например, принял это знание с большой долей рационального осознания и практически каждое положение могу аргументировать логически. Если человек со смирением и открытым сердцем прочитает «Бхагавад-гиту, как она есть* с комментариями Бхактиведанты Свами Правхулады, вся жизнь принципиально изменится для него. А если он будет следовать тем наставлениям, которые там да»тся, то произойдет настоящее преображение, и человек поймет, что *Зто знание — царь всего знания, тайна тайн. Это знание — саное чистое, и поскольку оно дает непосредственное восприятие собственной сущности через духовное осознание, оно является совершенством религии. Оно вечно и постижение его радостно* (Бхагавад-гита, 9.2).

Все мы ищем какого-то наслаждения, но ищем мы его,к сожалению,не там. Мы ищем его в области материи, а в ней наслаждения столько же, сколько воды в пустыне — сплошные миражи. Когда же окунаешься в сферу духовного (под духовный я разуне» осознание связи всего мира с Богом) под руководством наставника, стоящего на прямой линии передачи знания, тогда границы восприятия расширяются, и становится одновременно страшно и радостно от безграничности и разнообразия мира. Сразу становится Безумно жаль материалистов за их искусственно ограниченный взгляд на жизнь/

Здесь я перечислю лишь основные аспекты, которые освещает ведическая литература и не дает никакая другая. Во-первых: это наука перерождения души из одного материального тела в другое в соответствии с кармой и желаниями живого существа. Далее, закон кармы, т.е. закон причинно-следственной связи, пронизывающий весь материальный мир. В «Вримад-Бхагаватам», 17-томном комментарии к «Веданта-сутре», дается описание устройства этой вселенной и тонные сроки и этапы ее существования и изменения. Описываются высшие и низшие планетарные системы и жизнь на них. Детально анализируется положение антиматериальной частицы — души, попавшей в ловушку материального тела. Приводится описание духовного мира за границами этой замкнутой материальной вселенной. Кроме того, в доступной форме дается информация о качествах, формах, именах и развлечениях Бога. Таких описаний нет ни в одной духовной традиции. Это вовсе не потому, что другие традиции не верны, но лишь потому, что они рассчитаны на определенный уровень сознания. Очистившись через них и поднявшись на Более высокую ступень развития, человек может прийти к самому сокровенному — осознании Бога как Верховной Личности. Христианство говорит нам о существовании Бога в трех ипостасях: Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух. В Ведах мы находим все ту же троицу, только детально описанную. Самый простой для постижения аспект Бога — это Брахман (Святой Дух), т.е,, говоря проще, это свет, исходящий от тела Бога. В нашей вселенной этот аспект представлен как свет солнца, электричество и огонь. Именно к нему стремятся те, кто ищет «просветления». Для достижения этого достаточно культивировать философское знание и соблюдать некоторую аскезу. Но необходимо помнить, что у всякого света есть источник. Второй аспект — Параматма (Сверхдуша) — Бог-сын — преБывает в сердце каждого живого существа и в каждой атоме, К видению Бога в сердце стремятся йоги-мистики, которые принимают суровую аскезу и уходят из общества. Иногда мы ощущаем Сверхдушу в сердце в форме мук совести, внутреннего голоса, интуиции, предчувствия. Именно этот аспект Бога является всевидящим и всеслшащнм, ибо ин пронизана вся вселенная. В этом аспекте Бог является свидетелем наших добрых и злых деяний и награждает нас соответствующими реакциями за них. И высший аспект Бога — Бхагаван (Бог-отец) — это личностный аспект. Бог как личность является источником и Сверхдуши, и Света. И войти в контакт с Богом как личностью можно только через преданное служение Ему (вхакти).
В наш век это преданное служение существует в виде практики воспевания святых имен. В Его имени содержатся все Его энергии,и эти святые имена обладают абсолютным смыслом. Имя Бога и Сам Бог идентичны, т.к. на духовном плане нет двойственности, присущей материальному миру.

Подобно тому, как спящего человека можно разбудить звуками Будильника, так и наше спящее духовное сознание можно провудить звуками святых имен Бога. У Него множество имен, и каждое из них отражает какое-то из Его качеств и дается определенному народу в определенную эпоху: Аллах, Христос, Будда, Иегова, Кришна, Рама, Вишну и т.д. Практически в каждой духовной традиции существует практика воспевания святого имени в молитв:ах, псалмах и пр. В том же Евангелие в главе «К Римлянам» сказано:»Всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Так что нового здесь ничего нет. Раньше в России существовала практика многократного повторения Иисусовой молитвы, но сейчас эта традиция практически забыта. Тот, кто с предубеждением считает Кришну индийским Богом, может повторять имя Христа. Однако нелепо было бы считать Хрйста русским. Бог на всех один — как солнце. Однако, у него много воплощений, которые исполняют определенные миссии в разные эпохи. Таковым выл и Христос. Он, кстати, описан в одном из ведических текстов за несколько тысяч лет до своего появления. Там его называют Иша (Иешуа, Иисус) и предсказывают, что он будет проповедовать на западе от реки Инд, в стране мясоедов. Так оно и случилось. Само имя Христос (изначально Кристус) происходит от корня Кривна, что означает «всепривлекающий». Поэтому говорить о так называемом «Кришнаизме» (идиотское название) как о чем-то индийском просто смешно.

Всякое знание изначально исходит из Вед. От этого же слова произошел русский глагол «ведать» — знать. В Ведах дается вся информация, необходимая человеку для жизни на этой планете, включая экономику, политику, искусства и пр. Веды — это своего рода инструкция, которая выла дана людям, когда завершилось творение этой вселенной (т.е. после того, как нас сюда «вселили» как непослушных детей, которые стали досаждать Папе).

Все проблемы современной цивилизации и, в частности, нашего «развитого общества» проистекают из забвения Бога. Никому не дано права нарушать глобальные законы, а кто пытается сделать это, тот получает в соответствии с Высшим «Уголовным Кодексом». Люди завыли, что все в этом мире принадлежит Богу и находится в нашем распоряжении лишь временно. Всем всего достаточно в этом мире, но поскольку кто-то гребет севе Больше чем нужно, не хватает другим. Ни птицы, ни звери не производят никаких товаров и продуктов, не молятся Богу о хлеве насущном, однако имеют все :необходимое для поддержания существования. И лишь человек — ‘венец природы* — производит все и вечно рыщет в поисках дефицита.

Войны, эпидемии, голод, природные катаклизмы и прочие масштабные проблемы проистекают из-за того, что ни заЕыли о своей связи с Богом. Мы творим различные гнусные дела, и карма (реакция на эти дела) накапливается и потом разрешается в форме различных разрушительных явлений. Насилие над животными с цель» употребления их в пищу потом возвращается в форме насилия между людьми. Страх и гнев животных, которых тянут нг войне, пропитывает их плоть, и иы, поедая эту плоть, в свою очередь, пропитываемся этим страхом и гневом, а зти качества потом реализуется в насилии. В пищу человеку предназначены такие чистые продукты как злаки, фрукты, овощи, молоко со всеми производными, но вовсе не плоть Братьев наших меньших. Об этом хе говорит и анатомическое строение человеческого организма (отсутствие клыков, состав желудочного сока, длина кишечника и др.). В злаках и молочных продуктах значительно Больше велка, чем в мясе, и перевариваются они значительно легче. Одно из имен Кришны звучит как Гопала, что значит “покровитель коров и Брахманов* (интеллектуального и духовного класса людей). Цивилизация начинает деградировать тан, где увивают коров и притесняют носителей духовного знания. Корова дает нам молоко — главный продукт (сейчас мы умудрились даже его превратить в отраву, ко зто говорит не о молоке, а о нашем невежестве) и потому она является нам матерь*. На выках пашут земле, из которой рождается семя (злаки), и потому бык нам как отец. Т.е. корова дает нам главную материальную пищу, а Брахманы — духовную, Поэтому Кривжа является их покровителем. Кто идет против закона Бога, тот получает соответственно.

Многие полагает, что человек, занимающийся духовной практикой, обязательно должен куда-то уходить от общества, бросать работу, сете, становиться замкнутым и т.д. Универсальность метода ‘Сознание Кришны» в том и состоит, что ничего не нужно бросать. Невозможно избавиться от чувств, желаний, деятельности, т.к. душа по своей природе активна и чувствительна. Просто чувства и дела неовходиио одухотворить и переориентировать. Нам нужно просто направлять их на Бога, поскольку наша собственная энергия изначально исходит из Него. Что значит действовать в сознании Кришны? Зто значит, что, совершая любое действие, мы должны помнить о том, что постоянно имеем дело с различными э- нергиями Кришны, Будь то материя или дух. Каждое действие должно совершаться как жертвоприношение Богу — тогда наша деятельность не Будет иметь дурных последствий. Все души обладают индивидуальностью, и потому нам дано так много видов деятельности — чтобы через свои индивидуальные особенности, трудясь ради Бога, мы смогли очиститься и подняться на Более высокий уровень восприятия.

Мы есть маленькие частички огромного организма, и чтобы весь организм исправно работал, каждая его часть должна хорошо выполнять свои функции. Как только какая-то часть организма отказывается служить целому, ее сначала пытаются лечить, но если это Безнадежно, то ее ампутируют и выбрасывают. В искаженном виде мы можем наблюдать это в человеческом обществе, когда отдельный элемент идет против целой системы. Поэтому наша санатана-дхарма (вечный долг) — служить Богу своими мыслями, словами и поступками. Служение Богу принципиально отличается от служения какой-то материальной цели и вовсе не связано с унижением. Материальная цель когда-нибудь исчерпывается или теряет свой вкус, т.к.материя постоянно изменяется под воздействием времени.Служение Богу очень приятно и легко для души. Чтобы все дерево цвело, мы noJ ливаем его корни, а вовсе не ветви или листву. В своей материальной жизни мы служим партии, народу, стране, друзьям, семье, самому севе и т.д. Т.е. служение является для нас естественным занятием. Но если бы мы обратили свое служение на Бога, то автоматически были бы удовлетворены и партия, и народ, и семья, и все остальные, поскольку Бог есть корень всего существования^ мы — веточки и листики. Естественно, что мы каждодневно служим Богу в форме Его низшей энергии — материи. Но есть еще высшая энергия — дух, который одушевляет инертную материю, делает ее цветущей.

Практика служения Богу б форме воспевания Его имен является простой и приятной. Каждый может попробовать и убедиться в этом на своем опыте. Даже в этом материальном мире мы можем ощутить радость общения с Богом через Его имя.

Время идет Быстро. С каждой секундой оно приближает нас к тому рубежу, где мы останемся один на один со своей совестью, ответственностью, жизнь» и смертью. Не спасет нас ни новейшее медицинское оборудование, ни счет в сберкассе, ни блат, ни слезы родственников. С чем мы придем к этой черте? Все, что будет Aie- ть значение в этот момент — так это тот духовный опыт, который мы накопили за эту жизнь. Другими словами, имеет значение только состояние сознания в момент ухода из тела. Оно может быть чистым, может быть грязным. Если сознание ориентировано на Бога,, к Нему хаше духовное тело и отправится, чтобы с полным знанием и блаженством вечно Общаться с Кришной. Если сознание привязано к материи, оно останется в этом мире, в одной из многочисленных форм жизни, согласно нашим желаниям. Поэтому метод ‘Сознания Кришны» является своего рода духовной гигиеной сознания. «Сознание Кришны’ — это вовсе не пустое интеллектуальное эстетствование, а настоящая духовная практика, которая действует очень сильно и весьма быстро.

Многое можно еще сказать, но лучше Будет обратиться непосредственно к «Бхагавад-гите,как она есть». У*е во многих городах, включая Владивосток, открылись филиалы «Международного Общества Сознания Кришны»| и вы можете обратиться к нам за более подробной информацией. Завершаю эти размышления словами американского социолога Злвина Пауэлла по поводу нашего движения: «Этот трансцендентный мистицизм с Востока пускает сейчас свои корни в «контркультуре» Запада и указывает многим людям путь из дикости и разобщенности цивилизации… Если истина — это то, что приносит плоды, то в «Бхагавад-гите,как она есть* должна выть какая-то истина, потому что те, кто следует ее учению, являют нам радостное Блаженство, которого обычно не хватает в унылой и ожесточенной жизни современных людей*.
ХАРЕ КРИШНА!
Фотографии автора благодаря любезности автора


Обсуждение