DIO: МИНИАТЮРНЫЙ БОГ И ВЕЛИКИЙ МАГ

(по материалам журнала «Металл Хаммер», 1991)

Трудно, пяля по Дно теперешнего, представить его прошлое А если интересует то…

Где-то в сороковые годы в американском городе Портсмуте появился, на свет мальчик Рональд Падавона; обзавелась сынишкой семья итальянцев, проживающих в штате Нью-Гэмпшир. Родился мальчик в эмигрантском квартале, и быть бы ему, как многим его разнесчастным соотечественникам, живущим на чужбине, безвестным горемыкой. И роста был он более чем скромного — чему уж гут радоваться? Но, подобно большинству скромнорости лелеял он мечту: когда-нибудь возвыситься и взягь свое. Может, именно потому и был одним из первых учеников в школе, и в колледже. Рос Ропни в городе Кортлепде (шт. Нью-Йорк). учился нотной грамоте, поигрывал на трубе. И, что немаловажно для певческого ремесла, тренировал таким образом дыхание.

К музыке Ронни приобщился уже в пять лет и уже тогда, должно быть, смекнул, что истинное его призвание — это профессия музыканта. Тогда же решил взять себе и псевдоним Дно. Идея пришла мальчугану по прочтении книжки о знаменитом короле мафии. Ему подумалось. что такое имя как раз подстыть будущем звезде.

Подростком Ронни зачитывался романтическими балладами о короле Артуре; историческая литература и научная фантастика — жанры, к которым он неизбывно тяготел уже в ранний период своего творчества. Выучившись играть па бас-гитаре, Ронни незадолго то окончания школы принимается выступать со школьным ансамблем под названием «Вегас Кингз». Чтобы показать, кто все-таки па теле является лидером группы, коллектив был переименован в «Ронни и бродяги», а затем па «Ронни и Красные Шапочки». В 1958 г. на фирме «Реб Рекордз» вышел сингл под па званием «Влюбленный». Но вот школа уже позади, пора всерьез подумать, как добывать хлеб насущный.

И возникла команда «Ронни Дио и Пророки». Продержалась она неожиданно долго, претерпев в период с 1961 по 1967 год невероятные стилистические метаморфозы.В состав коллектива, помимо Ронни, входили гитаристы Ник Пэптае, Дик Батгоф, и барабанщик Том Роджерс. Записали семь синглов (среди прочих — песня «У-пу-па-ду» на «Атлаптпк Рекордз»), и один альбом: «Дио за партией домино» (1963). К началу «цветочной эры» хиппизма Дио создал группу «Электрические Эльфы» (1967). В нее вошли Гэрп Дрисколл (ударные), гитарист Дэйв Файистайн, двоюродный брат Ронни: Даг Тайлер (клавиши), и гитарист Ник Пэптас. Состав просуществовал три года, записал ряд песен (среди прочих — сингл «Эи, глянь па меня», вышедший на «Эм Джи Эм»), К середине семидесятых тела у музыкантов пошли из рук вон плохо. Гитаристу Нику Пэнтаеу этот период беспросветности стоил жизни.

По мере того, как траур пошел па убыль, возникла идея создать новый коллектив. Обновленный «Эльф» принялся усердно гастролировать по колледжам и клубам в неизбывной надежде, что кто-нибудь да заприметит. И надо же: так и произошло!

В 1972 готу па выстпление группы случайно забрели Роджер Гловер и Иэн Пэйс из «Дип Перпл». Ансамбль приглянулся им настолько, что они предложили безвестным музыкантам записать целый альбом. Потом была работа в Атланте (шт. Джорджия), и вот в августе 1972 г. группа «Эльф» выпустила пластинку. «Дип Перпл» предложил им совместное турне по США. Гитаристом в «Эльфе» был тогда Файпстайн.

В начале 1973 г. состав «Эльфа» претерпел некоторые изменения. Талер и Файпстайп ушли; в команде стали играть Крэйг Грубер (бас). Мики Ли Соул (клавиши). Стив Эдвардс (гитара), Гэрн Дрисколл (ударные), а также Марк Ноузиф (перкуссия). В Америке группа заключила контракт с «Эм Джи Эм», а в Англии — с «Перпл рекордз». Легендарный Ричи Блэкмор уже тогда заприметил Дио и намекнул, что не прочь записать с ним совместный альбом. «Король хард-роковой гитары» к той поре настолько уже утомился нести сладкое бремя славы, что решил все бросить и уйти.
«Дип Перпл» и сам Блэкмор оказали на Дио колоссальное влияние. Он восторгается этой группой и до сих пор признателен за оказанную «Эльфу» поддержку.

В мае 1975 г. сложился первый.состав «Рэйнбоу»: Ричи Блэкмор плюс музыканты из «Эльфа». Так Дно неожиданно оказался па перстнем краю сцены, распрощавшись с уничижительной ролью запевалы из группы-довеска. Со своей новой ролью он справился, успешно пережив все тяготы, с которыми, несомненно, была сопряжена работа с чрезвычайно взыскательным Ричи Блэкмором.

Музыканты сменялись как перчатки: стало очевидно, что Ричи крайне неуживчив. И тем не менее «Рэйнбоу» жил и трудился напряженно и творчески. Один за другим вышли ставшие классическими альбомы «Радуга Ричи Блэкмора», «Радуга восходит», и зальный «На сцене».

Из «Рэйнбоу» Дио был выжит в январе 1979 года, сказав впоследствии: «Лично никогда не бывал на побегушках. Я был ему нужен, и оп меня использовал. Я считал его джентльменом … пока не выяснилось, что это не совеем так …». Основной мотив ухода — стратегия «Рэйпбоу»: группа все дальше отходила от харда, звучание становилось все более коммерческим.
А потом на одной из вечеринок они единожды разговорились с Тонн Айомми, и тот пригласил Дио петь в «Блэк Сэббэт».

С приходом Дио музыка «Блэк Сэббэт» словно обрела второе дыхание: энтузиазм и энергия забили ключом. Дио не просто заменил Осборна; он помог группе улучшить звучание, изменил музыкальную стилистику. Но в 1982 году оп оставляет и эту группу, и основывает «ДИО» -свою команду.

Первый альбом вновь создапной группы, «Святой ныряльщик», был записан в Лос- Анжелесе и вышел в свет в феврале 1983 года. В Британии альбом стал одной из лучших двадцати пластинок хит-парада и разошелся более чем полумиллионным тиражом (всего в период с 1983 по 1990 год группа выпустила пять альбомов прим перев.).
Имя Дио связано и с подготовкой проекта помощи голодающим Африки. В апреле 1986 г. вышла в свет композиция «Звезды». В записе ее принимали участие Бэйн и Кэмибелл; участвовала в ней и добрая дюжина гитаристов, среди них Крэйс Ноулди, Эдди Ойеда из «Твистед систер», Брэд Гилпис из «Найт Рэйнджер», Нил Шоп из «Джорни», Джордж Линч из «Доккен», Ингви Мальмстим, Карлос Кавазо из «Куайет райег», Бак Дчарма из «Блу Ойетер калт», а также Эдрпан Смит и Дэйв Мюррей из «Айрой Мэйден». Средства от этого совместного выступления пошли в фонд помощи голожающим Африки. Вслед за тем вышел еще один альбом, все с гой же целью: помощь Фонду. Дпо был неприятно удивлен тем, что большинство звезд, согласившись па участие в записи, в студню не явились. Дпо сказал об этом так: «Для меня самым важным было привлечь внимание людей к бедственному положению стран «третьего мира». Если бы это удалось, в мире стало бы меньше равнодушных».
Сокращенный перевод с немецкого А. Шаорчнч.

ДИО «ЗАПРИ ВОЛКОВ»

Отвернись от младенцев. Чуешь, мертвенный холод Заполпяе! пространство.
Где скрываешься ты?
По храму с воем рыщут. К тебе дорогу ищут . . . Запри волков!

«Мука»… односложно выразился мой (а с прошлого лета, получается, и Иэна Гиллана) приятель Леша, с нарочитой неприязнью воспринимающий любые поползновения любых конкурентов на престиж легендарных «Дип перпл»; не говоря уже о конкурентах весомых.

Речь идет об одном из них, Ронни Джеймсе Дио. в весомости которого сомневаться не приходится. Начать с того, что именно ему первому было предложено стать вокалистом «ДП» после очередного (окончательного?) ухода Гиллана. Однако «Миниатюрный бог и Великий маг», соавтор по меньшей мере пяти совместных и стольких же сольных альбомов теперь и сам достаточно близок к титулу «живой легенды» хард-рока. Миллионные тиражи пластинок, тысячи и тысячи поклонников по всему миру*, десятки команд-подражателей (лысеющий от усердия Дима Варшавский ну чем не пример!); престижный клиент фирмы «Вертиго», которая, как известно, с мелюзгой не знается … Чего еще нужно? Крови?

Видимо, да. Именно потребность в свежей и горячей творческой струе, способной оживить нараждающуюся апатию, подвигла Дно па «кровопускание»: он, фактически, полностью измени.! состав группы. И вот сегодня, спустя без малого четыре года после выхода предыдущего альбома, коллектив можно без иронии назвать «международным альянсом отцов и детей». Сам «чародей» выходец из семьи итальянских эмигрантов остановила выбор на восемнадцатилетнем англичанине Рауэне Робертсоне (гитара) и молодом американце Тедди Куке (бас); оба юноши по возрасту вполне годятся мэтру в сыновья. Швед Пен Поханссон (клавишные) и барабанщик англичанин Саймон Райт (до этого семь лет исправно грохотал в «AC/DC», по, видно, доконал ли беднягу выходки упорно не взрослеющего Энгуса Янга) довершили состав.

Проходит четыре года затишья, прежде чем- взору истосковавшихся поклонников предстает наконец очередная обложка в исполнении У ил а Риса. Под зловеще набрякшим багровым небом бегут, ощерив огнедышащие пасти, два огромных волка; шкуры в мертвенном свете молний отливают серебром. Знакомьтесь: Дно, «LOCK UP THE WOLVES»(«Запри волков»).

Насчитывающий одиннадцать композиций альбом своего рода рекорд группы по длительности звучания: час с небольшим. По тематике песни перекликаются с прежним репертуаром и подаются вполне «стильно»: с грозной величавостью, в свинцово тяжком ритме («LOCK UP ТHE WOLVES», «TWISTED», «HEY ANGEL»), с густой, звучной гитарной подпиткой (Робертсон, несмотря па молодые годы, обладает и вкусом, и недюжинной техникой: взять лишь выразительные, подвижные риффы к «WILD ONE» или «WALK ON WATER»). Барабаны и тарелки Райта по динамике и окраске звучания настолько сходи с ударными его предшественника Винни Энниса, что, не зная о семилетием «эй-сп-ди-севеком» послужном списке первого, трудно п заподозрить, что у Дио он играет всего лишь первый год. Призрачный фон клавишных, временами различимый на самом заднем фойе (а по большей части не слышный вовсе), вызывает недоуменную мысль: а стоило ли оно, при таком раскладе, импортировать органиста из шведского далека?

О самом же «боге» говорить попросту излишне: здесь все на месте. Не голос: глас. То лучезарно кроткий (вступление к «Between tw hearts», «MY EYES»), то наливающийся вдруг надсадной, железной мощью; да с придыхом, да со слезным надрывом … Классический Ронни Джеймс Дио.
И то еще отрадно, что нет в альбоме экспериментаторских вывихов (зовите меня консерватором, но не могу представить Дио, поющего ду-уоп или рэггей). Альбом звучит ровно и мощно, сохраняя стилистическую цельность от первой вещи до последней. Словом, мастер верен девизу, провозглашенному еще в начале сольной карьеры: «WE ROCK!».
Александр Шадрин

LOCK UP THE WOOLVES ( Dio/Robertson/Bain)
In the houses of the holy
To the middle of the mystic Sea
At the cradle of the world

There’s a black cat screaming
And it’s not even midnight
At the cradle of the world

They’re screaming sanctuary
They’re screaming at you
Lock up the wolves

There’s a cloud over heaven
There’s a pain out of paradise
In your corner of the world

Turn your hack on the children
Dres it feel like it’s colder
In your corner of the world

They’re screaming sanctuary
They’re screaming at you
Lock up the wolves

Don’t you let ’em get away
Lock up the wolves before you play
Or it’s over Lock up the wolves

There’s no back door to heaven
Just a front door to hell
In this corner of the world

Turn your back on the children
Don’t you feel it’s getting colder
In your corner of the world

They’re screaming for sanctuary
They’re screaming at you
Lock up the wolves

ЗАПРИ ВОЛКОВ (cл. Дио)
Там? в чертогах святого.
Средь притихшего моря.
Где сокрыта от взора
Сердцевина Земли

Воют черные звери,
Хоть не грянула полночь
Там, где скрыта от взора Сердцевина Земли.

По храму с воем рыщут.
К тебе дорогу ищут .
Запри волков!

В небе тучи нависли,
Страх вонзается в мысли,
Хоть царило блаженство
Там, где прячешься ты.

Отвернись от младенцев.
Чуешь… холод украдкой
Проникает в пространство,
Где скрываешься ты?

Запри волков!
Не дай, не дан им ускользнуть!
Запри волков: лишь после в путь
Иначе гибель
Запри волков!

Нет дороги, что к небу.
Есть обрыв к преисподней.
Что оскалом зияет
В сердцевине Земли.

Отвернись от младенцев.
Чуешь… холод украдкой
Проникает в пространство,
Где скрываешься ты?

По храму с воем рыщут.
К тебе дорогу ищут…
Запри волков!
(Перевод с английского – Александр Шабрин)


Обсуждение