Джаз в Вигшисау

Директор акционерного общества «Новосибирский джазовый центр» Александр Мездриков и председатель совета кафе «Джаз-форум» Виктор Писарев в конце августа в течение недели гостили в Швейцарии по приглашению руководителя джазового центра «Jazz-Fabric» Пиуса Кнюселя из Цюриха.
В программу визита входило посещение крупнейшего в Европе джазового фестиваля в Виллисау (Jazz in Willisau). Александр Мездриков поделился своими впечатлениями от поездки.
«Небольшой уютный городок в центре Швейцарии кантона Люцерна. Час быстрой езды и от Цюриха, и от Берна, и от Лозанны.
Традиция проведения джазового фестиваля в Виллисау соблюдается, уже 25 лет, начиная с 1975 г.
Душа этого дела и главный зачинщик, администратор, главный оформитель, художник-график по профессии, большой любитель джаза Никлаус Трокслер. •
Фестиваль каждый год проходит в специально реконструированном концертном зале. Это деревянный павильон, вмещающий 1,5 тысячи человек. Очень свободная атмосфера. В зале можно курить (высокий потолок), пить пиво, свободно входить и выходить. Билеты дорогие, на каждый концерт — 38 франков (эквивалентно стоимости одного компакт-диска, пары джинсов или девяти бутылок пива).
Съезжаются на фестиваль любители джаза со всей Швейцарии, из Франции, Италии, Германии. У фестиваля около 30 спонсоров. Главный — пивная компания,а также — «Technics», «Coca-Cola», Народный банк Виллау, шампанское «Лансон» и даже такие — частный гараж, электронные службы…
Фестиваль обходится организаторам примерно в 150 тысяч франков. Окупается не всегда, но в этом году, по признанию Трокслера, небольшая прибыль будет.
Были очень «дорогие» коллективы: Лондонский оркестр джазовых композиторов, американские звезды — ансамбль «Орегон», квартет гитариста Д. Скофилда. Фестиваль включал 6 больших концертов и 4 дневных концерта в ресторане, где выступали менее известные ансамбли — квартет «Фан Хорнз» из Берлина, два швейцарских биг-бэнда и др.
Из звезд первой величины выступали: бразильский гитарист Эг- берто Жисмонти и группа патриарха бразильского джаза Хермето Паскуале, который играл на множестве духовых инструментов, включая чайник, наполовину заполненный водой.
Из США приехали со своими супер-трио пианистки Клара Блэй и Джери Аллен, известный негритянский тубист Боб Стюарт выступил в необычном составе с молодыми музыкантами: гитаристом, трубачом и барабанщиком. То, что они играли, во многом обусловила эта молодежь — манеру и репертуар, включавший широкий стилевой диапазон — от деревенского блюза до фри-джаза.
Трио негритянского саксофониста Одеона Поупо. Это было одно из самых сильных впечатлений. Очень энергетическая музыка фанкового характера, потрясающий басист, мощный барабанщик в стиле Билли Кобама. Сам саксофонист играл с радиомикрофоном в виде присоски, который позволял ему свободно двигаться по сцене и выдавать длиннющие каденции с циркулирующим дыханием. Очень мощная музыка с явно выраженными африканскими корнями и влиянием Роллинза и Колтрейна.
Швейцария представила очень интересный проект — оркестр альпийских охотничьих рожков, разбавленных традиционными духовыми инструментами без ритм-группы — 15 человек под управлением Мани Планцера. Музыка включала мелодии швейцарских пастухов, церковные песнопения.
В трио, которыми руководили женщины-пианистки, было заманчиво услышать известных басистов Чарли Хэйдена и Стива Суоллоу. И если трио К. Блэй выступило с очень приричной программой баллад, то выступление Д. Аллен было сгустком энергии с явным влиянием Т. Монка и Б. Пауэлла.
Заключительный концерт представлял американского гитариста Ралфа Таунера с ансамблем «Орегон». Сам Таунер играл на 12-струнной гитаре. Несмотря на присутствие в ансамбле очень экспрессивного индийского перкуссиониста Трилока Гурту, музыка отличалась прозрачностью и глубокой философией.
Квартет Джона Скофилда наоборот, на протяжении всего выступления представлял мощный поток энергии, и остальные участники квартета достойны того, чтобы их назвать — гитарист Джо Ловано, контрабасист Марк Джонсон, и барабанщик Билл Стюарт.
Большой оркестр из Лондона, с которым выступала уроженка Швейцарии, ныне живущая в Австрии, Ирэн Швайцер, исполнил сюиту, посвященную памяти известного швейцарского скульптора, погибшего в автокатастрофе в дни фестиваля. Оркестр представлял собой очень слитную машину, слаженный механизм, что бывает очень трудно соблюсти в авангардных бэндах, реализующих принцип коллективной импровизации. Бэндом руководит контрабасист и аранжировщик Барри Гай. Играют такие звезды европейского джаза, как тромбонисты Пол Разерфорд и Раду Малфатти, саксофонисты Ивэн Паркер и Тревор Уотс, скрипач Фил Вахсман и барабанщик Пол Литтон.
Весь фестиваль записывался фирмой звукозаписи «Technics» для последующего выпуска компакт-дисков. Фотографии с фестиваля, надеюсь, смогут’ отчасти удовлетворить наших читателей.»
P.S. В декабре, ближе к Рождеству, Новосибирский джазовый центр и студия С. Поспелова под эгидой Фонда 100-летия Новосибирска намерены провести фестиваль поп-музыки на конкурсной основе с солидным денежным призом для победителя, где, помимо молодых талантов, должны выступить С. Манукян со своей новой группой с участием московского барабанщика Алексея Гагарина, а также И. Отиева с программой бугешников и рок-н-роллов.
И последнее. Новосибирский джазовый центр активно ищет спонсоров для выпуска пластинки на фирме Санкт-Петербурга с Международного фестиваля вокалистов «Джаз-Вега-90». Тираж пластинки—10 тысяч экземпляров. Реклама спонсоров гарантируется на 100%. С предложениями обращаться по тел. 22-16-63 к Александру Мездрикову.
Подготовил В. Смирнов


Обсуждение