Главное, конечно, в том, что я очень люблю Киев. Иначе зачем бы мне ехать туда, куда официально меня никто не звал (выкладывать же за аккредитацию 250 р. не в моих силах), и посещать мероприятие, участники коего подбираются исключительно по принципу половой принадлежности? Однако я все же воспользовалась предложенным в последний момент билетом на поезд и раздобытыми друзьями проходками, и с некоторым недоумением обнаружила себя 24—26 января на просторах огромного и неуютного ДК «Украина». Происходившее там энтузиазма не вызывало: толпы расфуфыренных совков, среди которых растерянно бродили одинокие киевские хиппи; двое паясничающих на сцене ведущих (одним из которых — о ужас! — оказался некто Александр Семенов, живой кошмар всех питерских рок-фестивалей прошлых лет); и, на закуску, пары пятнистых ОМО- Новцев у каждой двери. Поймите правильно: я НЕ ПРОТИВ «секью- рити» как элемента любого мало-мальски крупного фестиваля, но, скажем, на «Рок-саммере», куда как более международном, охрана отличалась от зрителей только цветом маек и некоторыми другими опознаками; тут же довелось узреть — увы, не впервые — ОМОН во всем блеске, разве что без автоматов наперевес.
Описывать концерты подробно нет особой нужды: несмотря на все «независимости» и «самостийности», совок как категория, ушедши извне, намертво прилип изнутри,, заставляя административные головы подобострастно склоняться перед любым представителем забугорья. В неграмотном и помпезном пресс-релизе лилась морем разливанным патока, объясняя читающим, сколь велики те звезды европейского рока, что предстали перед их взором. Мне же показалось и, увы, не без оснований, что нас опять надули, собрав объедки с рок-стола Европы и вручив их нам, выдавая за изысканые кушанья. Вспоминаются призывы какого-то наивного американца в одной из питерских газет: «Не давайте им (акулам капитализма, то есть) кормить нас дерьмом из Макдональдса»!» Эх, парень, поел бы он то, чем мы питаемся каждый день…
Первый день порадовал нас, во-первых, Джоанной Стингрей. Не имея ничего против Джоанны в принципе, я уже много лет подряд смертельно скучаю на ее выступлениях, а пятилетней давности суперхит ИГР — «Солнце встает над городом Ленина» — не вызывает уже ни смеха, ни патриотических эмоций. Однако ее завалили цветами: может, тому виной ее отдаленное отношение к покойному Цою? Но при чем тут музыка?
Насчет английской группы КРАНЧ в пресс-релизе было написано следующее: «Некоторые упрекают эту группу в сексизме». С таким же успехом девушек можно было бы обвинить в гомосексуализме, сионизме, даосизме и незаконном выращивании огурцов в Антарктиде. Поразила, впрочем, вокалистка, не голосом (хотя он был неплох), а внешностью: пестрая футболочка, огромный железный — как в анекдоте — пацифик на тонкой шейке, джинсовые лохматые шортики, драные сетчатые колготки и неуклюжая пластика звезды подземных переходов. Хотелось подойти к ней, ласково дать 15 копеек и сказать: «Иди, сестренка, похавай». Жалостные такие чувства. Где ж ты была, милая, лет 10 назад?
Белобрысая и розовокожая вокалисточка-ариечка голландской группы ЛАВКРЭМПС все 20 минут выступления бегала по сцене хорошим спортивным галопом. Музыка была под стать: бодрый и здоровый стандарт, этакий «Марш энтузиастов». Публика было завелась, но скоро устала: завода хватило примерно до середины программы.
Солистку Л. М. БАЛЛУН Лиз Мейн, похожую одновременно на Лиз Тейлор и Ларису Долину, но без объемов первой и вокальных данных второй, тот же пресс-релиз охарактеризовал как «лучший голос Австрии». Хреново, видимо, в Австрии с голосами… Играли хардовый вариант ритм-энд-блюза. Ничего особенного.
Самым кошмарным испытанием оказалось выступление юной финской группы САНТА-ЛЮЧИЯ — пять послушных девочек с имиджем что-то типа нашего МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА, претендовавших ни болеё ни менее как на спид-метал (!). Урла, разумеется, тащилась; бледная, как смерть, безголосая вокалистка думала, что поет; рыжая
гитаристочка отважно боролась с гитарой; куксилась толстушка за клавишами… Тоже пожалеть бы их, но уж слишком убого.
Вышел на пару фонограммных песен французский дуэт НИАГАРА так, средняя коммерческая эстрада, но уж больно классно поданная. Фотографы рванулись к сцене снимать эффектнейшую Мюриэль Морено, рыжую, всю в чем-то облегающем и блестящем, а простонародье — просто посмаковать нечастую удачу постоять в двух метрах от живой француженки…
Эстраду в советском варианте представил вполне грузинский ВИА (именно!) ШАНС. Впрочем, когда вокалистка перешла с грузинского на английский, потянуло-таки мировыми стандартами, что-то в духе Стрейзанд.
…Но фестиваль-то, кажется, имел в своем названии слово «рок»?
По поводу подмосковной группы АТАС страшно хочется процитировать Геннадия Моисеенко, редактора самиздат-газеты «Ллор-н-кор», недавно отлицезре^шего выступление оной группы в Питере: «И вот стою я и слушаю. И ногой этак в такт; шлеп-шлеп. А девчушки игра-а-ают. И клавишные «па-па-пара-па». Хорошие такие девчушки, и публика довольна, да и я тазобедренными суставами туда-сюда. Нравится, значит. Воттолько клавишные — па-па-пара-па. Зато я ногой шлеп-шлеп. А на ударных мальчик… или девочка. Не понял, мы долго пытались рассмотреть и так ничего и не поняли. Нехай буде хлопець, тем более, что надо верить «Комсомольской правде». Но эти клавишные… Зато гитаристка класс, та, что поет… особенно внешне, и беретик на ней класс, с кисточкой. Ну точно только что из Монголии. А тут еще Кушнир в ухо мне бубнит: «Клавишные-то — па-па-пара- па». Спасибо фотографу «Контр Культ Ур’ы» — поддержала. Вот нравится ей и все. И я ногой притопываю. Мальчик-девочка стучит, и я шевелюсь. Не устоять на месте. Но как заколебали эти клавишные. Послушайте лучше басистку, никаких претензий, потому и не запомнилась, не то, что эти… Ну да не будем о грустном, лучше о музыке. Хорошая ведь команда АТАС. Па-па-пара-па».
А в Киеве товарищи спонсоры с кременчугского вагоностроительного завода подарили девочкам автоприцеп и пригласили к себе в клуб выступить на 8-е марта, и шефство взяли. Давайте, девочки, старайтесь: есть еще в Кременчуге и 1-е мая, и 7-е ноября…
От НАСТИ ПОЛЕВОЙ, представлявшей песни со своего нового альбома «Невеста», особых открытий никто не ожидал. Их и не было, Настя как Настя. Не претендующая на массовую популярность, полная скромно-отстраненного достоинства и обаяния, ее музыка, похоже, еще долго не надоест.
Голос Насте, как всегда в Киеве, толком так и не выставили.
А по-настоящему интересными были, пожалуй, две группы — ИРРЕТИКС (Швейцария) и ВИКА (Украина).
Швейцарка «мисс Викки» (гак по крайней мере было написано на ее правой щеке) двигалась по сцене с «волшебной грацией» (см. пресс-релиз) обвалявшегося в бабочках Винни-Пуха. Толста!, с головы до ног в бусах и феньках, на голове — воронье гнездо, веселая, смешная и бесконечно обаятельная. Средней тяжести пост-панк и своеобразная манера пения работали по тому же принципу, что и шоу, сочетая в себе нарочитый антиэстетизм с определенной изысканностью. Чувствовалось влияние (впрочем, особо не скрываемое) Нины Хаген, но без эпигонства; следование, скорее, общему стилю, чем рискованному экспериментаторству.
Если мисс Викки была нарочито, по-клоунски не женственна, то Вика — о, Вика, — это совсем другой коленкор: образ резкий, отточенный, как летящая — и убивающая наповал — стрела; драйв не только голоса, но и движения, самозабвенная отдача. Она прошла (засветившись впервые в 89-м году на «Червоной Руте») по восходящей линии от имиджа все той же рок-клоунессы, через нарочитый панк, чтобы выйти к главному — цельной, безудержной гармоничности между голосом и словом, музыкой и сценическим действом. Музыка прошла ту же эволюцию: от раздражавших в записи припопсованных клавиш к саунду более жесткому и плотному; появился необходимый саксофон. Стиль — строго дозированная (тот случай, когда за естественностью подачи чувствуется тщательная черновая работа) смесь фолка, попса, панка, фанка, китча, ретро… Рок-н-ролльная всеукраинская слава Вики была увенчана при полном народном одобрении короной «Мисс Рок-Европа». Хотя с другой стороны — зачем истинным рокерам дорогие побрякушки?
«Мисс Рок» проводится в Киеве третий раз, а Бог, как известно, троицу любит. Наверное, пора бы уже выбрать между «мисс» и «рок». Что, собственно, хотят сказать этим фестивалем? Что женщины тоже умеют играть (и петь) рок? Так это давно известно…
Екатерина БОРИСОВА при участии Дмитрия ИВАНИШЕНА (На его же Фото — ВИКА).
В следующем номере — архивные воспоминания о первой «Мисс Рок» 1988 г.