заметки по поводу арт-видео-фестиваля «Кенигсбергская Экзотика»
18 градусов мороза в Кениге/Калининграде воспринимается, как 30 в Москве. Сырой воздух, дикий ветер. ТВ-камера замерзает после получаса работы. Экстремальные условия. Видимо, в следующий раз «Экзотика» будет проводить свой фестиваль ранней осенью или даже летом. Притом географически сам гор<х) находится в оторванности от России, в окружении разных не вполне дружелюбных к нам государств. Четыре таможни приходится миновать, чтобы добраться из Москвы в Кенигсберг. Коварные литовцы вообще делают бизнес на наивных транзитных пассажирах, не ставя при въезде штамп транзитной визы, а /иг выезде требуя с них денег. Увы, там я не был, и поделиться мнением об этой акции попросил одного из затевавал сего действа, ведущего члена ассоциации любителей альтернативной музыки «Экзотика» АНДРЕЯ БОРИСОВА. — Мы как бы хотели организовать культурную акцию в городе, причем концепция фестиваля такова, что мы сознательно не проводим его ни в Москве, ни в Петербурге, которые, на самом деле, уже зажрались музыкальными коллективами, выставками, вернисажами, фестивалями. Мы хотели бы оживить жизнь, ну, если уж не российской глубинки, то хотя бы городов, которые в силу разных причин оказались оторванными от кипящей культурной жизни. При этом, просто в какой-то город, где нет некой благодатной среды, мы бы не поехали. Что касается Ижевска (там проходил первый фестиваль «Экзотика» в конце 92-го года. - прим. С.Х.), то там очень много альтернативной молодежи; то же самое с Калининградом, — тем более, что они в отношении альтернативной музыки и видео ориентированы на Европу, на Германию больше. И это, все-таки, самая западная оконечность России. — Какие позиции занимает «Экзотика» по отношению к предстоящим фестивалям? Вообще, будущее у фестиваля есть? — Принципиальная позиция — каждый год делать его в новом городе. Потому что люди имеют право на праздник хотя бы раз в год. А то, что мы возим музыкантов, передвижную дискотеку «Экзотики» — это часть этой культурной акции. И музыкантов нужно совсем разных — мы не хотели бы замыкаться в радикальном авангарде, поскольку существует устоявшееся мнение, что людей нельзя повергать сразу в состояние шока; предохранители сгорают, и на всю жизнь остается уверенность в том, что альтернативная музыка — нечто жуткое и непонятное. — Вы привезли на этот раз с собой, помимо ижевских САМЦОВ ДРОНТА и итальянцев ORDO EQUITUM SOLIS, поп-группы КАТС & НЕЛЬСОН и БРАВО. Это и есть воплощение лояльности к совершенно разным стилям в музыке? — Это наша позиция заманивания потихонечку новых слушателей. КАТС & НЕЛЬСОН, на мой взгляд, вообще произвела на калининградскую публику сильное впечатление. Это нормальная поп- музыка, но достаточно интеллигентная и продуманная. Мы хотим, чтобы была альтернативная поп- музыка тоже, чтобы были не только «умца-умца» или наши безумные парикмахерши, танцовщицы, костюмерши и прочие дамочки и юноши, подвизающиеся на этом поприще, а действительно музыканты, которые хотят играть интересную музыку для широкого круга слушателей, на уровне мировых стандартов. В конце концов, любимая всеми нами Bjork — тоже представитель мира поп-музыки... — А что касается БРАВО, - добавляет Андрей, - то, во-первых, я считаю, что это единственная не стыдная наша отечественная группа, которая собирает большую аудиторию и имеет огромный коммерческий потенциал. Притом такую музыку сегодня никто больше в мире не играет, а, значит, БРАВО тоже в некотором роде экзотика. Во-вторых, фестиваль должен быть самоокупаемым, а поскольку мы хотели раскрутить каких-то молодых и неизвестных артистов, значит, они волей-неволей должны были выступать в одной связке с какими-то более известными. Мы давно сотрудничаем с Женей Хавтаном и с пониманием относимся к проблемам друг друга. За счет того, что БРАВО приняло участие в этой акции, фестиваль вообще стал возможен. Денег мы на нем не заработали (так задача и не стояла), но по финансовой смете фестиваль ушел хотя бы в ноль, и за это Жене Хавтану и всему его коллективу огромное спасибо. От себя добавлю, что БРАВО ездили в Кениг с Жанной Агузаровой. Сам уже такой акт достаточно экзотичен. Не будь фестиваля, приезд Жанны в Кениг был бы невозможен еще несколько лет. По словам Андрея, «Кенигсбергская Экзотика» отличалась от ижевской прежде всего уровнем организационной подготовки со стороны хозяев. — Прошлый фестиваль проходил в Удмуртии, - говорит Андрей,- и это обусловило некоторые организационные накладки. Тогда мы работали с новыми для нас людьми, и им все приходилось объяснять. Вплоть до элементарных вещей, чтобы жюри во время просмотра работ имело возможность выпить хоть чашечку кофе, что для съемочной группы нужен транспорт, ну, и прочие вещи по части питания, гостиницы и всего остального, не говоря уже о концертах. Что касается Кенигсберга, то я лично давно знаком с Александром Мурочкиным, человеком абсолютно надежным и занимающимся шоу-бизнесом уже не первый год. Нас - жюри, музыкантов, авторов работ и приезжих журналистов - принимали почти как каких-нибудь ROLLING STONES; вовремя приезжал транспорт, не было никаких проколов с аппаратурой, хотя, в принципе, он занимался всем этим чуть ли не один (с группой поддержки из трех человек). Такой уровень организации меня просто поразил. — Кто входил в состав жюри? — Этим тоже фестиваль отличался от предыдущего. Если в прошлом году практически не было профессионалов (Троицкого с натяжкой можно назвать профессионалом в области видео), то в этом году мы специально пошли по другому пути и пригласили возглавить жюри заслуженных деятелей параллельного кино — братьев Игоря и Глеба Алейниковых. Это люди, знающие концептуальные вещи, понимающие технологию производства. Они постоянно в этом варятся на международном уровне, у них много связей, они знают, что и откуда берется. Так же, как я в некоторой степени могу сказать, что в музыке эта фраза оттуда, а эта — отсюда, так и они разбираются с любым видеопродуктом. То есть, тут и плагиат, и заимствование определенным образом отсеиваются. Был еще в жюри, помимо братьев и меня, Андрей Гаврилов (ныне хозяин фирмы грамзаписи Solid, которая выпускает компакт-диски, в основном, отечественного рока и джаза), известный не только тем, что в свое время он издавал на «Мелодии» серию «Рок-архив», а больше как переводчик видеофильмов, человек широкообразованный, имеющий непосредственное отношение к видеоискусству... По сравнению с прошлым фестивалем сильно увеличился поток работ, явно не вписывающихся ни в категорию «фильм», ни в категорию «видеоклип». Для этого была создана новая номинация «видео-арт». Всего было прислано порядка 70 работ по всем трем категориям, и не в последнюю очередь за счет того, что не было на этот раз ограничений по отношению к профессионалам. Но основная часть присланного, все же, была плодом самодеятельных авторов, и выделять профессионалов как более интересных было бы неверно. В фестивале участвовали четыре финские работы, что само по себе говорит о международности акции не только в смысле СНГ. Нам финские продукты показались интересными, но все дело в том. что финское видео находится как бы на перепутье между нашим альтернативным видео и клипами MTV. И вовсе не по техническим показателям. У них просто по-другому стоит задача. Они хотят прорваться на каналы вещания типа «Евровидения», и поэтому, даже будучи по сути альтернативными видеохудожниками, имея радикальные идеи, они уже несколько ограничены таким социальным заказом. Поэтому какие-то углы сглаживаются, свободного полета нет, в отличие от наших альтернативных деятелей, которым надеяться уже не на что, разве только на программу «Экзотика» (мы безусловно сделаем целую передачу, посвященную этому фестивалю, и покажем, хотя бы фрагментарно, лучшие вещи). А технически финские клипы даже менее совершенны, чем некоторые наши работы... Присланные работы были на различных носителях: на кинопленке, на VHS, на DAT. И в зависимости от этого менялась сама технология изготовления: от ножниц и эмульсионного материала до сложных компьютерных вещей. — В принципе у любого метода создания работ есть возможности новизны, - говорит Дмитрий Великанов. асс компьютерного монтажа «Экзотики». - Я бы не стал выделять какой-то метод, который максимально интересен по новизне. Но сводя многие работы с кинопленки на формат VHS, я постоянно удивлялся — разве это можно сделать ножницами? В современную эпоху, когда постмодернисткое сознание промывает (или засоряет) многим мозги, необычайно возрастает ценность экспериментов на стыке самых разных жанров искусства. Видео-арт и кино-музыка имеют, пожалуй, самое большое рапространение среди таких пограничных областей, и в стремлении к изяществу и новизне одновременно оказывают сильнейшее воздействие на реципиента. Самая дорогая музыка — это кино-музыка, она записывается гораздо дольше, чем обычные альбомы или синглы, а такие композиторы, как Эннио Морриконе или Нино Рота получают бешеные гонорары. Неудивительно, что Ассоциация любителей альтернативной музыки провела уже два фестиваля арт-видео: эти жанры сегодня нерасторжимы с самой разнообразной музыкой. Причем, многие музыканты уже сами снимают свои фильмы, и наши, в том числе. Дело тут не в авторских правах. Как говорит Андрей Борисов, подгонять под видео чужую музыку значительно сложнее, чем написать свою так, что она будет уже не отделима от видеоряда. — Какие вещи именно с точки зрения видео или кино зацепили воображение? - продолжаю я допытывать Андрея. — Весьма интересной показалась работа в такой традиционной чаплиновской манере с соответствующей музыкой — фильм «Страсти на Страстном». Вообще, замечено было в некоторых работах теплое отношение ко временам самого рождения кино и к соответствующей стилистике.— например, работа группы КЕНГУРУ (Пенза) «Вишневый сад», сделанная под рояль. Интересны поиски в хроникальном кино — «Весенний парад моих войск». По-прежнему не иссякает воображение у тех, кто делает работы психоделического плана («Депрессия»). Трудно какой-то стиль назвать абсолютным победителем. — Какая музыка звучит в работах? Превалирует какой-то жанр? — С одной стороны, много артистов, использующих индустриальные ритмы, шумы, сэмплеры — коллажная, словом, музыка. А второе превалирующее направление обусловлено нашей бедностью — это пресловутый гитарный рок, гитарный постпанк. Странно, что нет нью-эйджа — для видео это очень благодатная вещь. В этот раз было очень мало танцевальной музыки (кроме психоделической). Слава богу, на сей раз не было heavy-metal. Был неплохой хардкор из Финляндии. А наши не порадовали особо новинками музыкальными в плане этнической музыки или чего-то другого, выходящего за рамки жанра. — Какие центры, точки концентрации альтернативного видео у нас по бывшему Союзу можно выделить, кроме Ижевска? — Во-первых, Сибирь, регион Новосибирск-Кемерово-Новокуз нецк (!!! - прим. С.Х.). В других местах пожиже. Конечно, умные и талантливые люди есть везде... Совсем начисто выпала Прибалтика — оттуда никто ничего не присылает и не звонит: видимо, в силу их независимости, им уже не до видео. По-прежнему, радует Украина: Киев и Харьков — такие города, где жизнь кипит, и я думаю, у них будет все в порядке с альтернативным видео. — Я спросил это, собственно, с целью обозначить возможную географию будущих фестивалей... — Ближайшие планы — на ближнее зарубежье; скорее всего, Минск. Пока по России я лично исчерпал свои контакты. А Минск — город симпатичный, там есть толковые организаторы, и, я думаю, там можно организовать приличное действо. К сожалению, мы занимаемся всем сразу, нас очень мало, и нам никто особенно не помогает, кроме Российского ТВ. которое хоть какую-то заботу о нас проявляет иногда. А мы не хотим сотрудничать с какими-то полууго- ловными новыми бизнесменами, предпочитая государственные структуры, потому что нам дорога наша репутация, и мы не хотели бы ввязаться в какую-то сомнительную авантюру. В принципе, мы по-прежнему готовы исповедовать идеи чучхе, опираться на собственные силы. Что касается перспектив фестиваля, то они, на мой взгляд, очень радужные. Потому что. в принципе, альтернативным видео занимаются многие и многие артисты за рубежом, и они находятся в значительно худшем положении, чем наши самодельщики. Там ТВ гораздо более коммерционализиро- ванно. Ни один такой клип ни MTV, ни Channel 4 не покажут; мы же с удовольствием возьмем это на фестиваль и самое интересное покажем. Для начала мы хотим попробовать сами так же, как финны в прошлом году, составить компиляцию из лучших работ, структурируя, возможно, их по жанрам. И предложим эти кассеты разным дистрибьюторским сетям на Западе, которые занимаются альтернативными видео и музыкой. Ни о каких деньгах мы не помышляем, но пусть хотя бы это послужит неплохой рекламой фестивалю. Во- вторых, мы хотим связаться с организациями, объединяющими производителей альтернативного видео, с целью привлечь их в наш проект. Но эти перспективы — гипотетические. Если мы сделаем нормальный международный фестиваль, который будет кататься из города в город и не успеет всем осточертеть, дело подвинется на новую ступень... ИТОГИ ФЕСТИВАЛЯ I. ВИДЕО-АРТ Гран-при - Вадим Кошкин (Кемерово) «Паразиты мозга». 1 премия - ПУСК (Кишинев) «Самолет». 2 премия - ФАНТОМ (СПб) «Фантом Бит». 3 премия не присуждалась. Дипломами отмечены Инна Ли(Кениг.) «Музыка сна» и Тимур Сейфи (Москва) «Бабочка». II. ФИЛЬМЫ Гран-при не присуждался. 1 премия - Ашихмина и Трофимов (Москва) «Весенний парад моих войск». 2 премия - Иля Ибрагимова, Игорь Тимофеев (СПб) «Депрессия». 3 премия — ПЕР ЛЛ ШЕЗ (Кимры) «Прованс». Дипломом отмечена Нина Смирнова (Москва) «Страсти на Страстном». III. КЛИПЫ Гран-при - Вадим Кошкин CURRENTS OF DEATH (Кемерово) «Проклятое электричество». 1 премия - Давлетшин-Тюменцев (компания «Стэи», Кемерово) CURRENTS OF DEATH «Mortal Son». 2 премия - Анатолий Векслярский (Киев), ГОРОД-СПУТНИК (Киев). 3 премия - КРАСИВАЯ ПРИШЛА (Ижевск) «В лоб целую», НОВЫЙ ИСПАНСКИЙ ШПИОН (Ижевск) «Lola-нож». СЕРЖ ХРИЗОЛИТ