REM

Есть группы, о которых сегодня говорят больше, чем о других. О некоторых — только в силу их сиюминутной актуальности, о других — потому что они, очевидно, претендуют на место в истории рока. Нам кажется, что R.E.M. принадлежат к числу последних.
«R.E.M. — это отчасти ложь, отчасти душа, отчасти истина и отчасти мусор» — Питер Бак.

R.E.M.: Michael Stipe (vocals) / Peter Buck (guitar) / Mike Miles (bass) / Bill Berry (drums)

Группа R.E.M. была создана в вышеуказанном составе в городе Афины, штат Джорджия, в 1980-м. Стайн, изучавший живопись и фотографию в Университете Джорджии, и Бак, работавший в местном магазине грампластинок, познакомились двумя годами ранее. Оба увлекались тогда британской «новой волной». Название, вызывавшее много толкований, в действительности расшифровывалось как «rapid eye movement» («быстрые движения глаз»: стадия сна, на которой начинаются сновидения.

В 1981-м на местной фирме Hib-Тоnе выходит тысяча экземпляров первого сингла «Radio Free Europe», который начинает пользоваться особой любовью у американских университетских радиостанций, а критики из «Village Voice» называют песню «лучшим независимым синглом года». Менеджером группы становится Джефферсон Холт
(Jefferson Holt), на сессиях группы в студии Drive-In работает продюсер (и мультиинструменталист из группы LET’S ACTIVE) Митч Истер (Mitch Easter). Владелец фирмы I.R.S. Майлз Коупленд, на которого произвел сильное впечатление первый сингл группы, предлагает в 1982-м R.E.M. контракт. Вскоре выходит мини-альбом (5 песен) «Chronic Town», который пользуется большим успехом у рок-критиков. Группа приобретает статус «культовой». Ранний стиль группы, обеспечивший ей признание студенческой аудитории, характеризуется плотным гитарным звуком и специфической манерой пения Стайпа: текст практически неразборчив, и до слушателя доносятся лишь отдельные словосочетания, нередко весьма странные.

В мае следующего года выходит первый полноформатный альбом «Murmur» (в названии видится намек на вокальный стиль Стайпа). Записанная заново песня «Radio Free Europe» становится первым синглом группы, попавшим в американские чарте. Группа дает семь стадионных концертов, «разогревая зал» перед THE POLICE.
Альбом «Reckoning», появившийся в мае 1984, включает более мелодичные и доступные песни и сопровождается синглами «So. Central Rain (I’m Sorry)» и «(Don’t Go Back To) Rockville».

В январе 1985-ro R.E.M. приезжают в Великобританию с тем, чтобы дать серию концертов и записать новый альбом с легендарным продюсером Джо Бойдом (FAIRPORT CONVENTION, PINK FLOYD). Позже музыканты назовут продюсерскую работу «недостаточной» — тем не менее, альбом «Fables of Reconstruction» расходится за три месяца 300-тысячным тиражом. Тем временем, Нитер Бак участвует в записи песни ныо-йоркского состава FLESHTONES «Wind Out» из альбома «Speed Connection I» (I.R.S., 1985) и сотрудничает с гитаристом этой группы Китом Стренгом (Keith Streng) на записи его параллельного проекта FULL TIME MEN — 12- дюймового ЕР «Fast Is My Name» (Coyote, 1985). Очередной альбом «Life’s Rich Pageant» (сентябрь 1986) продюсирует Дон Геман (Don Gehman), работавший с Джоном Кугаром Мелленкэмпом. Спустя 5 месяцев LP станет «золотым».

1987 год R.E.M. начинают успешным турне по США. В мае выходит альбом «Dead Letter Office», состоящий из студийных ауттейков и вторых сторон синглов и содержащий материал PYLON, Роджера Миллера, THE VELVET UNDERGROUND и AEROSMITH. Все члены группы, кроме Стайпа, участвуют в записи альбома автора и гитариста Уоррена Зивона «Sentimental Hygiene». Записанный тогда же джем, где музыканты R.E.M. играли с Зивоном классические блюзы, вышел три года спустя под маркой HINDU LOVE GODS.

Пятый LP «Document» (сентябрь 1987) станет последним альбомом нового материала, сделанным группой для I.R.S. И альбом, и сингл «The One I Love» попадают в американский Тор 10. Видеосборник «Succumbs» возглавляет видеотоп журнала «Billboard». С этого времени R.E.M., по сути дела, расстаются с культовым статусом и становятся частью мейнстрима.
В январе 1988-го читатели «New Musical Express» называют четыре альбома R.E.M. в числе ста лучших альбомов всех времен, а журнал «Rolling Stone» помещает фотографию группы на обложку, сопроводив ее надписью «Лучшая рок-н-ролльная группа Америки». В июне R.E.M. заключают контракт с фирмой Warner Bros. («Причины простые: абсолютный артистический контроль и глобальная дистрибуция» — Бак). В октябре фирма I.R.S. издает сохранившийся у нее материал группы в виде альбома «Eponymous», на месяц опередив дебютный альбом R.E.M. на Warner Bros., «Green», который приносит им первый действительно крупный коммерческий успех.

С выходом сингла «Losing Му Religion» (февраль 1991) и альбома «Out of Time» (март 1991) R.E.M. входят в число главнейших рок-н- ролльных групп, завоевывая призы и награды по всему миру. «В 1991- м, при существовавшем тогда музыкальном климате и репертуаре радиостанций, мы не рассчитывали, что она будет иметь коммерческий успех. Это была, по сути, акустическая пластинка (ведущим инструментом на первом сингле была мандолина), которая шла против всей танцевальной моды. И мы сказали: ‘‘О’кей, пусть мы не продадим никаких пластинок. Fuck it, ты делаешь то, что считаешь нужным и отстаиваешь свою позицию”» (Бак).
В том же году музыканты R.E.M. (за вычетом Стайпа) помогают воссоединившимся THE TROGGS в записи их нового альбома «Athens Andover», увидевшего свет уже в
1992 (Page One Records/Essential).
И, наконец, в октябре 1992 вышел новый студийный альбом R.E.M. «Automatic For The People». Первый сингл из него был издан в сентябре и называется «Drive».

ДИСКОГРАФИЯ
Chronic Town (IRS) 1982
Murmur (IRS) 1983
Reckoning (IRS) 1984
Fables of the Reconstruction (IRS) 1985
Life’s Rich Pageant (IRS) 1986
Dead Letter Office (IRS) 1987
Document (IRS) 1987
Eponymous (IRS) 1988
Green (Warner Bros.) 1988
Out of Time ( Warner Bros.) 1991
The Best of R.E.M. (IRS) 1991
Automatic for the People (Warner Bros.) 1992
HINDU LOVE GODS Hindu Love Gods (Warner Bros.) 1990
(Информация подобрана журналом «РИО», СПб, и предоставлена Сергеем Черновым)


Обсуждение