Морин «Мо» Такер (Maureen «Мое» Tucker) начинала как гитаристка. Затем переключилась на тамбурин, не переставая, однако, мечтать о том, что в один прекрасный день сядет за ударную установку.
Друзьями ее брата были Стерлинг Моррисон и Лу Рид. Во время учебы в Сиракузском университете они часто посещали дом семейства Такер. В 1965-м Лу и Стерлинг были заняты поисками барабанщика, после того, как из группы, в которой они тогда играли, ушел Энгус МакЛайз (Angus McLise). Мо стала барабанщицей VELVET UNDERGROUND сначала на один концерт, затем на неделю и, в конце концов, на всю жизнь.
К тому моменту группа, носившая самые разнообразные названия (THE WARLOCKS, THE PRIMITIVES, THE FALLING SPIKES), существовала уже больше года, играя на вечеринках и хэппенингах в окрестностях Нью-Йорка. В составе: Джон Кейл, Рид, Моррисон, Такер, THE VELVET UNDERGROUND дали свой первый концерт 11 ноября 1965.
Влияние Мо, вероятно, первой рок-барабанщицы, на имидж (она играла стоя) и звук группы было определяющим. Технически она.
возможно, играла хуже, чем Рин-го Старр, но при этом ее манера игры была так же легко узнаваема, как и барабанщика ТНЕ BEATLES.
Именно благодаря этой безошибочной узнаваемости имя Мо Такер навсегда будет увековечено в «Пантеоне Рок-н-ролльной Славы».
В том же ноябре 1965-го состоялось их знакомство с Энди Уорхолом. THE VELVET
UNDERGROUND и Уорхол работали вместе над мульти-медиашоу «Up-Tight» (февраль 1966) и его расширенной версией «Exploding Plastic Inevitable (ЕР!)» (апрель 1966). Уорхол помогал также продюсировать первый альбом VU. Сотрудничество закончилось в мае 1967.
В то же самое время вместе с группой выступала и записывалась манекенщица, актриса и певица Криста Павловская (Паффген), или Нико, по непроверенным данным, русского происхождения. «…Группа была очень цельной, она напоминала семью. Я посещала эту семью». Последний совместный концерт THE VELVET
UNDERGROUND и Нико состоялся в Бостоне 27 мая 1967 года.
Там же, в Бостоне, 28 сентября 1968 состоялся последний концерт Джона Кейла в составе THE VELVET UNDERGROUND. Заменой ему стал Даг Юл (Doug Yule). Лу Рид, в свою очередь, покинул группу 23 августа 1970-го, после концерта в нью-йоркском ресторане «Max’s Kansas City».
К 1971 из первоначального состава в группе оставалась лишь Мо Такер.
После распада VELVET UNDERGROUND Такер, которая никогда не считала музыку работой, начала подыскивать себе другое занятие и полностью исчезла из виду.
В 1976 она вышла замуж и уехала с Лонг-Айленда, когда ее мужу была предложена более привлекательная работа в Калифорнии. К концу 70-х Такер, ее муж и дети жили в Аризоне. «Честно говоря, тогда меня не слишком интересовало происходящее в музыке, потому что я занималась семьей. Но потом я купила приличный четырехканальный магнитофон, просто для баловства. Я записывала какие-то песни для собственного развлечения, но без мысли выпустить альбом»
Эти случайные сессии были первыми шагами в конечном возвращении Такер в музыку. К 1982-му на все том же четырехканальном магнитофоне она закончила свою первую запись после VELVET UNDERGROUND. Это был сингл «Will You Love Me Tomorrow / Around and Around». Когда набралось достаточно записанного материала, Мо — опять же, «just for fun» — выпустила альбом «Playin’ Possum» на собственном лейбле Trash. Большинство песен альбома, сыгранных и спетых самой Такер, были чужими. Сюда вошли «Louie, Louie», дила-новская «I’ll Be Your Baby Tonight», вельветовская «Heroin» и даже «Concerto in D Major» Вивальди. Сейчас за пластинкой охотятся коллекционеры.
После развода с мужем Такер переехала в Джорджию — чтобы начать там новую жизнь. Благодаря этому переезду Такер получила поддержку в лице Пенна Джиллетта (известному по «Penn and Teller»), который убедил своего старого друга Майка Косте ка, вместе с Кит Мессер, из соседнего штата Флориды, основать фирму 50 Skidillion Watts — с мыслью о том, чтобы Мо Такер имела возможность записываться.
Случилось так, что друг Мо, Джед Фэр (Jad Fair) из группы HALF JAPANESE, посетил Косте ка и Мессер во Флориде именно в тот день, когда они решили пригласить Такер поработать в крохотной студии, расположенной в гараже. Фэр, Мессер и ее друг Барри Сток (Barry Stock) (гитары) и Такер (барабаны) записали за шесть часов пять песен, которые вышли на ЕР «MoeJadKateBarry». Это были три малоизвестные песни VU («Guess Гт Falling In Love», «Hey, Mr. Rain», «Why Don’t You Smile Now»), блюз Джимми Рида и инструментальная импровизация. Пел Джед Фэр.
В 1988 Лу Рид пригласил Морин сыграть на барабанах на двух номерах своего альбома с New York». Примерно в это же время ее снова соблазняет четырехканальный магнитофон, стоящий на кухне. После отъезда из Феникса барабанов у нее больше не было, и она играла на гитаре без усилителя. Как-то раз, сидя на кухне и думая о своей нелюбимой работе (она работала в одном магазинов торговой фирмы Wal-Mart) Морин сочинила песню «Work», вскоре после которой появилось ее посвящение Уорхолу, «Andy». Такер решила послать домашнее демо этих песен Риду, который от них пришел в восторг.
Рид принял участие в записи второго полноформатного сольного альбома Такер «Life In Exile After Abdication», в котором ей также помогали Джед Фэр, Кейт Мессер, Хэнки Бекмейер (гитара), Скотт Джарвис (барабаны), Ким Гордон из SONIC YOUTH (бас). Альбом был записан всего за четыре дня. Такер взяла ленты в Атланту, где наложила вокал, после чего вернулась во Флориду, чтобы сделать еще несколько наложений.
Не исключено, что именно благодаря возобновлению отношений Такер и Рида стало возможно одноразовое воссоединение VU на сцене в местечке под Парижем в мае 1990.
В том же году Такер оставила 50 Skidillion Watts и заключила контракт с французской фирмой New Rose, который позволил ей бросить работу и — после многих лет — вновь стать профессиональным музыкантом. Осенью 1991 появился студийный альбом «I Spent A Week There The Other Night».
Такер начала гастролировать с небольшой группой, в которой участвует ее коллега по VU Стерлинг Моррисон, исполняющий обязанности гитариста. Сама Такер играет на ритм-гитаре. В 1992 она выпустила концертную запись «Oh No, They’re Recording This Show».
В последнее время Морин Такер также выступает в роли продюсера. Ее работы в этом качестве включают альбомы групп SHOTGUN RAT ION ALE и HALF JAPANESE.
THE VELVET UNDERGROUND ДИСКОГРАФИЯ
The Velvet Underground and Nico (MGM) (записан e 1967, выпущен в марте 1967)
White Light/White Heat (MGM) (декабрь 1967)
The Velvet Underground (MGM) (1969)
Loaded (Atlantic) (1970) (на ударных Билли Юл, Мо в декретном отпуске)
После распада
Live at Max’s Kansas City (Atlantic) 1972 (последний концерт с Лу Ридом, 22 августа 1970. На ударных Билли Юл, Мо в декретном отпуске)
1969 (Mercury) 1974 (полуофициальный бутлег. Концертные записи 1969-го)
VU (MGM) 1985
Another View (MGM) 1986
(Оба альбома — студийные записи 1968-1969, ранее не издававшиеся)
MAUREEN TUCKER
Playin’ Possum (Trash) 1982
МОЕ TUCKER
MoeJadKateBarry EP (50 Skidillion Watts) 1987
Life In Exile After Abdication (50 Skidillion Watts) 1989
I Spent A Week There The Other Night (New Rose) 1991
Oh No, They’re Recording This Show (New Rose) 1992
БИБЛИОГРАФИЯ
The Auto-Biography & Sex Life of Andy Warhol (1971) (The Other Sciences)
Les Inrockuptibles, No. 24, 1990
Up-Tight, Gerard, Malanga & Victor Bockris
(1983) (Omnibus Press)
Мое Tucker & Sterling Morrison 17.11.92, Ris-Orange, Le Plan (Информационная справка: А. Ипатовцев, С. Чернов)
СОБСТВЕННО ИНТЕРВЬЮ
Алексей Ипатовцев: Прошло двадцать лет со времени последнего концерта THE VELVET UNDERGROUND. Вы и Стерлинг снова записываетесь и выступаете вместе, сегодня на сцене этого крошечного клуба «Le Plan. Что изменилось за это время?
Такер: В Америке, в шестидесятые годы, мы играли, в основном, в больших танцевальных залах, на тысячу человек, где ни столов, ни стульев, все стоят, — однако, случалось, мы давали концерты и в маленьких клубах типа этого.
— Изменилась ли атмосфера?
— Честно говоря, я предпочитаю на концертах теперешнюю атмосферу. В шестидесятые годы половина зала была обычно либо пьяна, либо удолбана до такой степени, что было просто невыносимо противно смотреть на нее. Они аплодировали только потому, что все аплодировали. Сейчас атмосфера гораздо честнее.
— Это ваше первое турне?
— Нет, уже пятое. Первый раз я гастролировала в марте 1989. После выхода пластинки «Life In Exile After Abdication».
— А перед этим были последние гастроли THE VELVET UNDERGROUND, в 1971-м, уже после ухода Лу. Чем вы занимались на протяжении последующих
восемнадцати лет?
— Я работала, растила детей. У меня их пятеро.
— Когда и как вам пришла в голову идея снова заняться музыкой?
— Я сыграла концертов шесть с Джедом Фэром и HALF JAPANESE. Мы хорошие друзья. Было это году в 1988-м. К тому времени у меня было написано всего две песни. Это даже нельзя было назвать гастролями, всего несколько концертов. В первом отделении пел он, во втором — я. Просто так, ради забавы. Но мне безумно понравилось. После этого один немецкий устроитель концертов предложил мне поехать на гастроли в Европу. Я подумала и решила, что в любом случае это интереснее, чем ходить на работу.
— Не пытались ли вы писать песни раньше?
— Нет. Сама не знаю, почему. Мне всегда казалось, что я просто не способна на это. Я была в этом убеждена. Потому, видимо, и не пыталась. Стерлинг, к примеру, тоже никогда не пытался писать песни. И до сих пор, в отличие от меня, так ни одной и не написал.
— Тем не менее, вы все же записались с Джонатаном Ричманом в 1975-м?
~The cult of the Velvet Underground is distasteful to me. I think the Velvets are dead and well underground by now.»
r —John Cate, 1979
нежели музыка Лу Рида или Джона Кейла теперь.
— Удивительно, что многие так считают. Понимаете, я никогда не пыталась написать песню в стиле THE VELVET UNDERGROUND: я просто не знаю, как. Я не пыталась это сделать специально. Просто такая музыка мне нравится.
— Виделись ли вы с Нико в последние годы ее жизни?
— Я виделась с ней году в 1982, в Лос-Анжелесе. Она действительно выглядела ужасно. Просто ужасно. Я была приятно удивлена, что она на самом деле была безумно рада меня видеть. Перед этим мы не виделись лет двенадцать или даже больше. Понимаете, мы никогда не были врагами, но и никогда не были большими друзьями. Мы совсем разные. Однако, я была счастлива, что она была так рада в тот последний раз. (Нико погибла в июне 1988-го. — А.И.).
— Энди Уорхол?
— Он жил в Нью-Йорке, а я — в штате Джорджия. Я совсем не виделась с ним.
— Сходили ли вы на знаменитый фильм Оливера Стоуна «The Doors»?
— Нет, не захотела… Дерьмо… Он изобразил группу, о которой ничего не знает. Лу позвонил мне после сеанса. Он был совершенно вне себя. Я спросила его: «Зачем ты пошел на этот фильм’? Я бы не отдала свои два доллара за это».
— Существуют ли какие-нибудь более или менее правдивые фильмы о THE VELVET UNDERGROUND?
— Би-Би-Си (очевидно, это Би-Би-Си), они сделали документальный фильм в середине восьмидесятых («South Bank Show», 1986, ITV. — А.И.). Там есть интервью с Жераром (Малангой, американским художником, поэтом и фотографом, личным секретарем Уорхола, ответственным за издание журнала «Interview» в 1969-70, участником EPI. — А.И.), Бриджит (Полк, членом Fabric, мастерской Уорхола, записавшей на моно-кассетный магнитофон последний концерт с Лу Ридом. — А.И.) в Берлине… Это единственный фильм, насколько мне известно.
— Какую музыку вы слушаете теперь?
— Старую, в основном. Также VIOLENT FEMMES, я их очень люблю. HALF JAPANESE. U2, Боб Дилан, THE ROLLING STONES. За исключением этих групп — старую музыку.
— С вами записывались музыканты SONIC YOUTH и VIOLENT FEMMES. Как вы с ними познакомились?
— VIOLENT FEMMES позвонили мне однажды (не знаю, откуда у них мой телефон) и сказали, что играют неподалеку от моего дома. Я не знала, кто они такие и побоялась пригласить к себе в гости. У меня все-таки дети, а они — совершенно незнакомые мне люди. Так мы и не встретились. Потом Виктор, их ударник, написал мне письмо. Мы стали переписываться, подружились. Через год я приехала в Феникс, Аризона, на их концерт…
Когда я записывала «Life In Exile After Abdication», у меня не было басиста, и кто-то из общих знакомых порекомендовал Ким (Гордон, бас-гитаристку SONIC YOUTH). Мы до сих пор поддерживаем связь.
— SONIC YOUTH выступали в Петербурге в 1989-м. В зале было человек тридцать…
— Отлично! Для нас сыграть в России было бы честью. Мы недавно вернулись из Чехо-Словакии. В Праге мы играли в «Рок-Бункере». Вацлав Гавел пришел нас послушать. К сожалению, ни у кого не было с собой камеры…
Мы готовы сыграть бесплатно. Мы никогда не играли специально ради денег. Было бы где остановиться на ночлег и оплатить бензин.
— Существуют какие-либо неизданные записи THE VELVET UNDERGROUND?
— У меня нет ничего, но Стерлинг утверждает, что у Кейла есть много интересного. Существует также масса бутлегов. После того парижского концерта 1990 года я уже через две недели видела бутлег в Нью-Йорке. Мы играем «Heroin». (Единственная песня, исполненная VU на этом концерте. — А.И.).
— Чем вы собираетесь заняться теперь?
— Я никогда не гастролирую больше пяти недель подряд. Это из-за детей. Разве что пару раз в год. Весной, может быть, начну записывать новый альбом. После подписания контракта с New Rose я больше не работаю, занимаюсь теперь только музыкой. Я вдруг стала профессиональным музыкантом!
P.S. Я вынуждена отложить европейские гастроли и возможную поездку в Россию моей собственной группы в связи с планирующимися гастролями THE VELVET UNDERGROUND.
Мо, 27.01.93.
Алексей Ипатовцев,
февраль 1993,
Париж — Петербург