13 апреля 1987
— Проходите… Жюри,.аттестационная комиссия
— пожалуйста, все вместе и так, чтобы как-то плотнее к микрофонам, поскольку их не очень много, на каждого, по-видимому, не хватит… Пожалуйста поплотнее, поплотнее в один ряд.
…Ну вот, теперь у нас получилось слева пять человек — это жюри, в которое входят: Николай Мейнерт — социолог Эстонского радио, известный музыкальный критик; Александр Пантыкин
— лидер группы УРФИН ДЖЮС, член худсовета Свердловского рок-клуба; Николай Катков — член худсовета Новосибирского рок-клуба, заместитель председателя профкома Дворца им.Чкалова; Евгений Сауленко — представитель обкома комсомола; Юрий Александрович Слуя- нов — представитель Областного научно-мето- дического центра; также в зале находится за магнитофоном Алексей Сенин, который делает фонограммы происходящих сейчас событий, это член худсовета Н-ского рок-клуба. И вот меня представит кто-то сейчас…
(Н.Катков) — Валерий Мурзин — председатель Новосибирского рок-клуба.
— Да, маленькая просьба, пожалуйста, Мурзин, потому что все почему-то искажают мою фамилию с ударением на второй слог, а она ударяется на первый… Теперь я попрошу Юрия Александровича Слуянова представить нам аттестационную комиссию, которая работала также в ходе этого фестиваля.
Ю.Слуянов — Я хотел бы сказать, что мы не теневой кабинет жюри, — потому что может сложиться такое впечатление, что вот мы специально собирались аттестационной комиссией и свое решение вносили вопреки решению жюри. Нет, конечно, это не так. Наша задача была скромнее. Официальные результаты фестиваля
— этим занималось жюри. А мы непосредственно занимались тем, что есть соответствующая инструкция и мы ее выполняли. Нужно было прослушать те коллективы, которые участвовали в фестивале и дать им соответствующую категорию для выступления: с платным выступлением или с бесплатным, и т.д. Я хочу познакомить сейчас со своими коллегами. Рядом со мной Светлана Геннадьевна Копонева — методист городского Дома народного творчества, а затем вы видите Елену Георгиевну Новоселову — известного нашего музыковеда, преподавателя музыкального училища, Михаила Рафаэльевича Баркова — представителя Межсоюзного дома самодеятельного творчества, Владимира Владимировича Соболева — заведующего эстрадным отделением музыкального училища, Артура Буша — нашего известного музыканта, преподавателя училища, Валерия Петровича Быкова — сотрудника Управления культуры, и Олега Александровича Медведева — заведующего отделом обкома комсомола. Вот все мои коллеги.
В.Мурзин — Итак, жюри и аттестационная комиссия представлены зрителям, и мы можем начинать нашу работу. Поскольку мне пришлось вести протоколы заседания жюри, то мне и выпала судьба объявить результаты фестиваля, которые жюри после тяжелого достаточно обсуждения решило вынести на ваш суд.
Итак, по итогам первого фестиваля, прежде всего, жюри решило отметить выступление группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС (applause). С одним маленьким нюансом: поскольку приглашенные группы у нас не участвуют в конкурсе, мы не стали вводить ее в число лауреатов; тем не менее вот это выступление нами оценено в первую очередь.
Теперь о лауреатах нашего фестиваля, в которые входят только группы Новосибирска и области. Итак… Лауреатами первого фестиваля Новосибирского рок-клуба стали:
— группа КАЛИНОВ МОСТ (applause) — за самобытность, актуальность, высокий художественный уровень;
— группа СТРАХОВОЙ ПОЛИС (applause)
— за удачную интерпретацию традиционных рок музыкальных.форм, живость и непосредствен ность выступлений;
— группа БОМЖ (applause) — за поиск нетрадиционных форм советской рок-музыки, незаурядность текстов:
— группа ГОРОД (applause) — за создание эффектного сценического образа;
— группа ИДЕЯ ФИКС (applause) — за умение найти контакт со своим слушателем.
Кроме указанных пяти лауреатов, жюри также отметило группу ПУТТИ (applause) — за интересную разработку политической темы в песне «Дедушка Рейган», а так же персонально гитариста группы КОНСИЛИУМ Евгения Карго- полова (applause) и гитариста группы КАЛИНОВ МОСТ Василия Смоленцева (applause) — за высокий исполнительский уровень…
Итак, результаты названы. Перед тем, как вы будете формулировать и задавать конкретные вопросы, мне хотелось бы, чтобы жюри более подробно прокомментировало свою точку зрения о фестивале в целом — и о конкретных результатах. Слово Николаю Мейнерту, ему со стороны как-то более видно, а затем уже конкретно перейдем к группам.
Н,Мейнерт — Спасибо за оказанное доверие, за приглашение сюда, в далекий от нас город Новосибирск — четыре тысячи километров… Мой взгляд действительно может быть несколько отстраненным, и поскольку я здесь гость, то могу в некоторых оценках ошибиться…
Ну, еще такая маленькая особенность, которая может служить предостережением к последующему воспроизведению всего того, что у нас тут происходило. Я обратил внимание, что Новосибирск — город слухов, потому что не успеет тут у вас что-то произойти, как тут же мне портье в гостинице рассказывает о грандиозных драках в зале, о сотнях трупов и тому подобных вещах, хотя эта гостиница находится в десяти метрах от Дворца культуры им.Чкалова (гостиница Неверная»).
Мне бы хотелось, чтобы если эта информация как-то распространяется, то она была как-то четко сформулирована в ваших средствах массовой информации, нормальным человеческим языком с нормальным определением и с нормальной оценкой всего того, что есть, и не оставляла места для всякого рода подспудных толкований по поводу драк, инцидентов, скандалов — того, чего я, например, не вдцел практически, хотя что-то имело место быть.
Если позволите, я бы сделал несколько замечаний. поскольку много оаз принимал участие в разных фестивалях, ленинградских смотрах- конкурсах с начала их возникновения, был там у них членом жюри и гостем, по-разному; тар- тусских фестивалей «Музыкальные дни», которые у нас проводятся девять лет; в Вильнюсе и т.д.
Ну, есть тут у вас и специфические ваши особенности. Одна из первых особенностей, которая бросилась в глаза — это очень нетрадиционное для рок-концертов поведение публики. Потому что везде, где я бывал, обычо, если не нравится, люди уходят. У вас, если не нравится, люди активно выражают свое недовольство. Причем я не вижу причин: либо в этом есть элемент уважения к. музыкантам — «раз уж мы пришли, то мы тебя досмотрим», может быть — это свои личные взаимоотношения, показать, что мне это не нравится, чтобы остальные все это увидели. Мне в таких случаях бывает очень жалко музыкантов, которые играют на сцене и которые, может быть, не так плохи, как они не устраивают конкретного человека. Я думаю, этот парадокс у вас как-то разрешится со временем, но пока он вносил целый ряд трудностей восприятия всего происходящего и создавал целый ряд неудобств.
Ну, а так, публика у вас, с одной стороны, может быть, очень жестокая, а, с другой стороны, она очень такая приветливая — когда то, что делается, укладывается в ее настроение: тут она уж дает волю своим эмоциям; но вот это уже не редкость, такое приходилось видеть и в других местах. Так что вы здесь не уникальны.
По поводу организации, наверняка, у многих здесь присутствующих — у музыкантов, наверное, у зрителей, у каких-то представителей администрации — есть претензии ко всему, что было связано с фестивалем. Опять-таки, пользуясь опытом, который у меня есть, хочу сказать, что издержки бывают всегда и везде, всегда кто-то чем-то недоволен, всегда что-то расклеивается, кто-то не приезжает, кто-то не довозит аппарат, чего-то не хватает и т.д.
Поэтому, со стороны, уровень организации вашего фестиваля был на том нормальном среднем уровне первого фестиваля со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами — то есть, вполне прилично все проходило. Единственное — у вас тут большая проблема с проходом на концерты. Я думаю, есть очень простой способ: на пригласительный билет приклеивать карточку, и тогда у вас не будет всех многочисленных стояний в проходах. То есть, такие вещи на фестивалях решаются изначально, и сейчас уже достаточно традиционны и, по-моему, несложны. Ну а так, мне кажется, претензии к организации — на уровне терпимых для того, что мы называем рок-музыкой.
Ну и, собственно говоря, группы, оценки и тд. Вот я тут, вроде бы, оказываюсь в жюри, и мы выносим какие-то свои суждения. Мне бы очень хотелось… тут я высказываю свою субъективную точку зрения, не знаю, согласятся ли с ней члены жюри или нет, что все-таки, как вы понимаете, рок-музыка — это не бега рысаков, правильно?
И здесь не суть важно, кто стоит на первом, на втором месте — и вообще, можно ли там вывести иерархию высших, лучших, низших. Это все очень субъективно, и в данном случае, когда мы обсуждали, опирались на свой субъективный вкус, свои оценки. Поэтому не воспринимайте наше мнение как некий абсолют, в том числе и те музыканты, которые не попали в число там победителей или чего-то еще.
Собственно говоря, прецедент жюри — это наша уникальная, такая советская ситуация, когда мы почему-то всегда стараемся все расставить по местам. А на самом деле фестиваль проходит, когда люди просто смотрят, и сам для себя зритель определяет, что ему нравится, что нет. Мне кажется, что существование жюри еще оправдано тем, что у нас нет каких-то устоявшихся критериев популярности, у нас нет хит-парадов, у нас нет реальной возможности оценивать и знать, что делается у соседа — и какое-то разделение, какое-то высказанное мнение все-таки необходимо, и потому работа жюри в этом плане оправдана. Так она и может рассматриваться — как попытка показать, что с точки зрения тех или иных специалистов, как хотите их воспринимайте, что выглядит лучше, что выглядит хуже. Ну, а ваши симпатии могут совпадать или не совпадать, это уже личное дело каждого. Не надо абсолютизировать предлагаемые оценки.
Теперь конкретно по-поводу того, что мне пришлось здесь увидеть. Я бы констатировал относительно высокий общий уровень того, что здесь у вас было. Откровенно маразматических групп практически увидеть здесь не пришлось, и все было терпимо — лучше, хуже, но воспринимать все это дело можно было.
Что меня удивило в вашей рок-музыке — и в группах, и в зрителях — это какая-то обособленнность одних от других; то есть у меня такое чувство, что музыкантам глобально все равно, как понимает их зал. Они не столько что-то доказывают залу, сколько видят себя играющими в зале, и реакция публики им нужна как проявление симпатии ко мне лично, то есть лично к музыканту. Это вот особенно заметно по таким группам, как ГОРОД и ПУТТИ. В данном концерте по поводу ПУТТИ мне сказали, что там очень сложное дело, и у них была экстремальная ситуация в этом выступлении, связанная с предшествующими делами…
Но мне показался элемент театральности, немножко какого-то кокетства; даже такая хорошая группа, как КАЛИНОВ МОСТ, она. собственно говоря, свою программу не выстраивает. Вот чем были образцом свердловчане в данном концерте — они прежде всего старались что-то доказать вам: слушателям, зрителям. А новосибирские музыканты больше говорили от себя — поэтому такие просчеты в программе, в построениях: никто над этим никак не думал, а если думал, то очень относительно.
Насчет КАЛИНОВА МОСТА — мне кажется не совсем правильным такой тактический ход, как уход со сцены, а потом возвращение и еще пятнадцать минут игры. Сделали бы они лучше три биса, это было бы намного эффектнее, они поставили бы хорошую точку, понимаете, а тут какая-то размытость выплывает сегодня. Я опять могу ошибаться, но впечатление сложилось такое.
Так, теперь, еще по поводу лауреатства… Вот, скажем, у вас вызывает недоумение, почему такие именно группы, а не другие. Моя личная
точка зрения: когда я, например, поддерживал или предлагал группу в число лауреатов, то исходил примерно из следующей вещи: жюри нет необходимости выстраивать иерархию жанров. У вас здесь группы представлены в достаточно широком диапазоне, и, скажем, дав «гран- при» кому-нибудь, даже пусть эта группа выступала очень сильно, мы тем самым сказали бы, что этот жанр предпочтительнее.
Поэтому, мне кажется, имело смысл выбрать представителей разных жанров и определить, кто и как на данном уровне представляет данный жанр в городе Новосибирске. Потому, возвращаясь к группе ГОРОД, я могу сказать — пусть металлисты меня простят — но это очень слабый хэви-метал на данный момент (applause).
Просто на данный момент я не вижу у вас ничего лучше, потому что СВВС и КОНСИЛИУМ — это не хэви, это какой-то мягкий металл, деликатный такой. В общем, здесь просто ГОРОД оказался сильнее на том уровне, на котором у вас здесь что-то прозвучало в данный момент, и потому его имело смысл вывести в лауреаты. Опять-таки, это моя субъективная позиция; по крайней мере, исходя из нее, я отстаивал и предлагал группу ГОРОД.
Ну, и то же самое — по поводу и всех остальных жанров… По восприятию я сравнил между собой ГОРОД и ПУТТИ, и даже не знаю, чтобы мне казалось более эффектным, но поскольку группа БОМЖ, мне кажется, была в своем жанре более ярко выражена, она получила определенный приоритет.
И вот так по всем. У нас представлено вроде все: металл, панк, бит в лице ИДЕИ ФИКС, такой, знаете, шоу-попс в лице СТРАХОВОГО ПОЛИСА. Ну, а КАЛИНОВ МОСТ — он самобытен сам по себе, эта группа очень оригинальная во всех отношениях, и сказать, что она представляет какое-то направление, просто нельзя — и тем она хороша на данный момент. Ну, вот, я бы мог высказать свои конкретные оценки по поводу всего позвучавшего, но это уже в таких приватных разговорах, если какого-то заинтересует моя точка зрения на эти вещи.
Единственный вопрос, который я хотел бы по ставить перед теми, кто отвечает за это дело, — это подумать: а что дает лауреатство?
Если это останется на уровне константации, что в данный момент такая-то ИДЕЯ ФИКС .сыграла лучше, чем группа УЛИТКА, а через год мы решим, что группа УЛИТКА сыграла лучше, чем группа ИДЕЯ ФИКС, то это просто превратится в такую домашнюю традицию междусобойчиков, что угрожало и угрожает до сих пор многим фестивалям.
То есть, хорошо бы иметь какой-то реальный выход, чтобы последствия имели быть место на практике: организация концертов, передачи на радио, передачи на телевидении, публикации в газетах, что-то еще такое, чтобы от фестиваля оставалось нечто — вот мы выделили такие группы, и они получили возможность какого-то дальнейшего развития для того, чтобы находить своего зрителя, дальше разрабатывать найденную ими… золотую жилу.
В.Мурзин — Спасибо (applause).
Так, у меня вопрос к залу. Имеет смысл поговорить о пяти группах, которые получили лауреатство, о группе ПУТТИ и гитаристах, которые были отмечены, наверное, а потом мы будем задавать уже вопросы. Все согласны с такой системой работы?
Согласны. Тогда я прошу высказаться более плотно по всем пяти группам-лауреатам, прежде всего по каждой группе. Ну. допустим два члена жюри, которых эта группа заинтересовала, которые как-то по ней хотят поговорить, может быть — как-то поспорить между собой. Итак, группа КАЛИНОВ МОСТ — кто желает высказаться?
Так, Александр Пантыкин. Прежде чем он выступит, я хотел бы сказать, что его личная просьба ко всем музыкантам… дело в том, что разбирать какие-то очень тонкие, мелкие детали музыки, технологию создания рок-музыки, наверное, в таком большом зале не совсем удобно, да и не нужно. Это просто вопрос личного общения, поэтому он предлагает после окончания пресс- конференции тем музыкантам, кто заинтересован в каких-то личных деталях, вместе с ним зайти в гостиную, в 52-ю комнату на втором этаже, и там уже, сев в тесный кружок, более плотно обсудить какие-то интересующие их вопросы. А сейчас — более общее. Итак, КАЛИНОВ МОСТ, Александр Пантыкин.
АЛантыкин — Надо сказать, что мое знакомство с новосибирской рок-музыкой началось именно с этого коллектива. КАЛИНОВ МОСТ дал два концерта в Свердловске и я, честно говоря, не сразу понял, что же это за коллектив, несмотря на то, что концерты прошли их очень успешно. И вот только приехав в Новосибирск, сразу увидев ситуацию, которая здесь, я наконец понял, что же это такое.
Для меня вообще, так сказать, в рок-музыке в частности, в искусстве в целом, самое главное — это свое личное, самобытное: то есть, оно может быть иногда не совсем удачно, как-то коряво высказано, иногда это бывает — ну, по-всякому, конечно, бывает, вы меня понимаете..
Но вот здесь как раз тот самый случай, когда группа самобытна, и настолько самобытна, что я, например, как человек, побывавший в достаточно большом количестве городов Союза, могу сказать, что в Советском Союзе подобной группы нет.
В чем эта самобытность, с моей точки зрения проявляется. Прежде всего в том, что наконец-то рухнул фундамент под огромным числом людей, которые пытались в течении многйх десятилетий насадить нам идею о том, что рок-музыка по своей сути — музыка англоязычная, американская или английская. МОСТ, с моей точки зрения, наглядно продемонстрировал, как наши корни, уже родные корни… как на основе этих корней строить свое собственное здание, и оно будет не менее крепкое, красивое.
То есть это первое и главное. Значит, это группа сугубо наша, т.е. такой группы на Западе появиться в принципе не могло, как с точки зрения проблем, так с точки зрения музыкальной интонации.
Теперь более личные моменты. Мне понравилось, что группа играет в том же составе приблизительно, в каком работает УРФИН ДЖЮС. К группам, которые играют на гитарах, только на гитарах, без клавишных — несмотря на то, что я профессиональный пианист, — я отношусь с очень большой симпатией. Мне кажется, что такой ограниченный инструментарий, он в хорошем смысле дает возможность развернуться действительно умным музыкантам и дать больше информации полезной, интересной, чем, допустим коллективам, когда зачастую на сцене людей больше, чем в зале.
Поэтому мне было просто интересно, как это будет все сделано. И сделано все это очень добротно и, я бы сказал, — профессионально. Затем; для меня еще было немаловажным… очень часто мы говорим о рок-музыке, как о музыке очень громкой, и, я бы сказал, давящей.
В этом смысле с МОСТОМ особый случай. Не многие группы пользуются такой тонкой нюансировкой. Вы заметили, наверное: у них были композиции, где они использовали очень глубокое «пиано», и так сказать, мощнейшие «тутти» — например, в «Честном слове». То есть, это ощущение какого-то звукового диапазона, то есть глубина, которая возникала, — для меня гоже было немаловажным, такое нечасто встретишь. В основном, у нас выходят и начинают просто кричать. Вот.
Ну, еще бы я что отметил… Несмотря на то. что выступала масса коллективов, большинство из них для меня не представлялись цельными, всегда можно было увидеть, что кто-то выбивается, кто-то не соответствует и т.д. Ну вот, в частности, ударник группы ПУТТИ — Вика, да. У меня было такое впечатление, что она сидела за каким-то стеклянным барьером и вообще не слышала все, что происходит, как-то отрешенно.
А вот как раз группа КАЛИНОВ МОСТ — это действительно группа, это группа единомышленников, это сразу видно. Это цельность совершенно определенная, то есть они помогают, работают друг на друга. Очень часто можно было видеть, к сожалению, на фестивале желание показать себя только ради этого, т.е. независимо от того, что делают остальные и тд. А вот в этом смысле у МОСТА было действительно здорово.
Не могу не сказать о каких-то неудачных моментах, об одних из них Коля Мейнерт уже сказал. Я со своей стороны хочу добавить. Построение программы — это не менее важная часть, чем написание песен. И в этом отношении программа КАЛИНОВА МОСТА, с моей точки зрения, не доработана. В принципе, я ребятам уже и в Свердловске говорил об этом. Строить программу нужно немножко по-другому.
Я понимаю, музыка здесь играет какое-то значение, серьезное очень, эмоциональное, помогает звучать словам, но в этой музыке есть длинноты, т.е. есть какой-то монотон, который появляется местами. Этот монотон. мне кажется, нужно как-то разрушать, и разрушать прежде всего какими-то интересными музыкальными ходами, которые иногда все-таки подпитывали, еще где-то усиливали, где-то ослабляли… Т.е. были места, где совершенно не менялась инструментальная фактура, и на этом просто шло пропевание текста.
Ну, вот в целом, честно, для меня КАЛИНОВ МОСТ — это группа номер один в Новосибирске. Я поздравляю ребят с успехом и желаю им в дальнейшем больших успехов.
ВМурзин — Спасибо, Саша (applause). Может быть, кто-то может, добавить. Да, пожалуйста, Николай.
НМейнерт — Единственное, что бы я мог добавить по поводу КАЛИНОВА МОСТА — внеся нотку новизны, ложку дегтя, или как там еще. Дело в том, что здесь есть одна очень большая потенциальная угроза. КАЛИНОВ МОСТ — это сейчас группа, которая может очень хорошо уложиться в очень хорошую концепцию наших средств массовых коммуникаций. То есть, сейчас эта группа может стать номером один, и в результате станет понятно, для чего и когда они все это писали, то есть, чтобы они не дали себя канонизировать, социализировать, формализиро- вать, как хотите.
Знаете, чтобы они в будущем не оказались коммерческим составом, который со своей, на данный момент приемлемой тематикой может просто войти в струю, как происходило не один раз. Я думаю, что если, так сказать, со здоровьем все в порядке и деньги не являются самоцелью, то они этой болезни могут избежать. Такая угроза для них сейчас потенциально будет стоять. Спасибо (applause).
(Продолжение следует)
На архивных фото: Николай Мейнерт, КАЛИНОВ МОСТ, Александр Пантыкин
НОВОСИБИРСКИЙ РОК-КЛУБ
Совместно с Цеитром организации свободного времени при обкоме ВЛКСМ. Дворцом Культуры и Техники им.В.П.Чкалова и областным Научно-методическим центром проводит Новосибирского рок-клуба
10 апреля {пятница)
17.00 ОКНО, УЛИТКА, с ВВС {Новосибирску
18.0ц нокаэ кмнофи.тьмо» «Бунтари и фар доны «Бад» (Малый зал) —
21.00 ИДЕЯ ФИКС, КОНСИЛИУМ {Новосибирск)
И апреля {суббота)^
12.00 НАУТИЛУС П0МГЩДИУС <с»срдловск>
14.0» НОВЫЕ ВРЕМЕНА* БОМЖ {Новосибирск)
17.00 КОМИТЕТ ПО СПАСЕНИЮ ЗА&ЛУДНШХ А ЯЪ ПИ Н ИСТО В, ГОРОД звосибирск)
2I+Q0 ЛЕВЫЙ БЕРЕГ* СТРАХОВОЙ ПОЛИС (Новосибирск)
(Но-
12 апреля {воскресенье):
12.00 ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА <0«СК) 14.00 наутилус (Свердловск.), модус {Барабашек) 17.00 ТЕХНИКИ СВЕТА, ПУТТИ (Новосибирск) 21.00 КАЛИНОВ МОСТ (Новосибирск) ГЗ апреля (понедельник): 18.00 Творческая встреча е рок-музы канта ми и жюри по итогам фестииаля 21.00 КАЛИНОВ МОСТ Новосибирск.)