TERRA INCOGNITA

Начнем с вопросов. И так как их может быть бесконечное множество, то следует выделить из них некоторый дискретный отрезок, дифференцировать его сущность, идентифицировать относительно объективности субъективных восприятий, и прийти к определенной идейной значимости, в которой сумма слагаемых меняется в соответствии с геометрической прогрессией.
Короче говоря, начнем с конца. Опустим туманный, теряющийся в бесконечных далях мыслеулетания, извечный вопрос — что такое творчество. И перейдем мы к более интересным и конкретным вещам, но не менее непонятным — почему творчество народное и при этом хипповское, или же почему хипповское творчество и вдруг народное. И вообще хипповское творчество… Но стоп, так мы придем просто напросто к разговору типа «что такое хиппи и как с ним бороться», или же «все хиппи все равно вымерли в Калифорнии еще при наступлении ледникового периода вместе с мамонтами — тоже ведь хайрастыми были, жалко».
Ну, а ежели серьезно подумать об этом — приколитесь, господа, здесь совершенно неисследованная TERRA INCOGNITA, о которой мы не задумываемся, принимая все как должное. А ведь на изучение этой тематики целую диссертацию можно построить, причем сразу докторскую — явно прослеживается стопроцентная вероятность сказать новое слово в науке с искусствоведческих позиций /а может этнографическо-социальных — как знать/.
Для автора этого будущего, еще не придуманного, манускрипта можно предложить ряд мыслей по теме…
Если окинуть взглядом весь путь, который пройден системой за все годы существования, то становится очевидным, что наиболее специфичный след ее представители оставили именно в искусстве. В других же областях жизни человеческой скромные труды волосатых, как бывших, так и постоянно являющихся действительными членами цветочного ордена, в основном слились с эквивалентной деятельностью иных представителей рода людского. Зато в искусстве, будь оно изобразительным, театральным, литературным, музыкальным и тому подобным /т.е. чем-то непонятным/, хипы смогли развернуться в полный рост. Это, вероятно, обусловлено и эквивалентностью подобного рода деятельности с созерцательным подходом к бытию, и с самой изначально-идейной хипповской направленностью, и вообще ломоисткими тенденциями, при пристрастии к которым занятия искусством лучший бальзам для души. /Ломоизм — ничего общего не имеет с религией далекого Тибета, а лишь несет в себе определенные обобщающие свойст… Можно еще было бы долго объяснять. Но это статья, а не толковый словарь. К тому же сами понимаете — влом, пипл!/
Зато сейчас, несмотря на причины породившие то или иное направление, во всей его двигающейся хаотичности, можно со всей очевидностью говорить о особой хипповской эстетике. И далеко не в примитивно-визуальном понимании. Причем, эстетика эта очень тонко и ненавязчиво пронизывает все этажи пока еще недостроенного здания хипповской культуры с вечно съезжающей набекрень крышей. Она незрима и вездесуща. Она присутствует в сугубо индивидуальных, даже строгого классического стиля творческих проявлениях людей, ныне или ранее обремененных феньками и хайрами. Ну, а коли так, то что уж говорить о внешних, не имеющих авторских прав, тенденциях развития все ее же, эстетики хипповской. Вот тут как раз и выползает на свет божий это словосочетание — народное творчество.
К симу понятию в первую очередь отнести можно прикиды, внешнюю атрибутику, при этом отдельно выделив искусство фенеплетства. Причем последнее искусством можно назвать абсолютно без тени сарказма — подумайте сами сколь удивительно технически изощренными и высокохудожественными бывают отдельные бисерные произведения, украшающие великое множество всевозможных рук и ручек. И развивается этот жанр хипповского самовыражения полностью в соответствии с законами типично народного творчества — авторство многих технических, цветовых и идейных решений остается, как правило, за кадром; художественные идеи преображаются, модернизируются, трансформируются многими и многими людьми. Подобные художественные выкрутасы цивилов, пусть более шикарные по технике и внешнему антуражу, связанному, в основном, с дорогостоящим бисером, который у бедных хипов в дефиците, или же различные навороченНо-национальные экспонаты этнографических музеев, с нашими родными феньками даже в сравнение никакое не идут. Не надо быть суперспециалистом, чтобы сказать, что народное по сути и хипповское по идее /и ее воплощению, само собой/ великое искусство фенеплетения заслуживает своего определенного художественно-исторического места под солнцем. Ничего, придет еще время и будут в музейных залах, под броней стеклянных витрин и бдительной сигнализации, демонстрироваться неврубающимся оцивилившимся потомкам нашим самые олдовые и навернутые феньки.
На самом же деле, вообще-то, .наиболее ярким примером народности творчества в его хипповости является фольклор, устный по большей част>1 /как и полагается для народных искусств/. Эта тема для отдельного разговора — здесь можно гнать так много, что хватит еще на один солидный научный труд. Но этим могут заняться и другие авторы.
Евгений Яковлев-Черной


Обсуждение