Уральский рок 89

Нa фестивале «Уральский рок’89» не было «звезд» первой fa величины — к счастью! Слушать их на концертах, как правило, ^неинтересно, они редко показывают что-нибудь новенькое, » вынужденные «самоокупаться», тиражировать собственные достижения, держа над собой, подобно одуревшим от однообразия м атлантам, нелегкий груз своих хитов. Да и публика.. .На их «звездные концерты» приходит столько случайных людей (многих из них в просторечии именуют «жлобами»), что музыкантам далеко не всегда удается переломить животную эмоциональность огромного зала.

В зале Свердловского Дворца молодежи 1400 мест, даже на самых горячих концертах можно было без труда найти свободные места. И все же фестиваль проходил в атмосфере заинтересованности и уважения к музыкантам — как это редко теперь бывает в нашей суетной северной столице!
Оргкомитет поставил перед собой задач у продемонстрировать наиболее интересные рок-н-ролльные тенденции уральского региона. Поскольку в компетенции организаторов сомневаться не приходится, то можно считать, что они полностью реализовали свои намерения. (Только из восточно-сибирского панк-центра. из Тюмени никого не было, хотя приглашение свердловчане в Тюмень направили своевременно.)
Чтобы читатели не питали особых иллюзий, скажу сразу: если не считать группы из Свердловска и кое-кого еще, то ничего особенного в уральской зоне не происходит. Да и где вообще оно, это особенное? Не знаете? А, знаете? Я тоже знаю… Первым выступил МАЙОР СЕРГЕЕВ из Кургана, изобразил л нечто вроде панк-металла и исчез, растворился в чередовании концертов, не оставив о себе мало-мальски отчетливого впечатления, кроме единственного — во время игры вокруг бэнда ползали какие-то шумные, нелепые люди, махали руками, прыгали… Но слабее всех выступила панк-группа из Перми .ИСПОРЧЕННЫЙ ПРОДУКТ под руководством президента тамошнего рок-клуба Бори Бейлина. Хотя…уместно ли столь строгое суждение? Насмотревшись во время своих многочисленных вояжей всякой всячины, прекрасно зная современный рок, милейший Боря создал крикливое панковое действо на манер АУ или НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ, с нахальными текстами и минимумом музыки. Сам он выступал в роли ведущего шоумена и мелодекламатора. Поскольку впоследствии многие эксперты всерьез рассуждали о недостатках ИСПОРЧЕННОГО ПРОДУКТА, то Бейлин может считать, что добился цели и создал пусть плохую, но панк-группу. Мне представляется, что все же это было сделано в шутку и получилась неплохая пародия, правда, хватило бы 15 минут, а не 35…

Об остальных пермских группах. ШЛАГБАУМ все свои композиции начинал очень эффектно, однако потом все неуловимо становилось аморфным и необязательным, ребятам не хватало энергии, выдумки, исполнительской культуры, их замыслы остались нереализованными. А вот ТРЕСТ подвело отсутствие сценического опыта. В музыкальном отношении эта группа не из последних, ориентируется на современные формы (синтезируя реггей, нью вэйв и пост-панк) и несомненно имеет перспективу. Умные эксперты справедливо сетовали по поводу сходства с КИНО и более благосклонно размышляли о явных реверансах в сторону Боба Марли. Все это так. Но если уж ты берешся играть «в реггей», то надо жить этим ритмом, он должен пульсировать в каждом движении; в музыке нужна особая ритмическая выразительность. ТРЕСТ явно еще не «волшебник», музыканты потерялись на сцене и выступили слабовато.

По сравнению с ТРЕСТОМ ижевская ДИСЦИПЛИНА, уфимские РУДА и ЧК играют более традиционно. Сам по себе традиционализм не плох, вообще, каждый имеет право играть то, что ему хочется, и даже быть при этом популярным. Эти группы (совершенно разные, между прочим, непохожие Друг на друга), будучи лидерами и ветеранами рок-движения в своих городах, по контрасту с менее опытными, менее сыгранными участниками фестиваля выглядели старомодно, не хватило «изюминки».А уфимские ансамбли находятся под явным воздействием эстэтики Юрия Шевчука… на чала 80-х годов. Если бы Шевчук делал сейчас то, что несколько лет назад, но не более, то едва ли бы он стал так широко известен.

Челябинцы, как и пермяки, были представлены тремя группами. ТРОЛЛЬ, о котором часто приходилось слышать неплохие отзывы, ничем особенно не порадовал и оказался очень серьезным, исскуственным и невнятным в своих намерениях. Уже потом приходилось слышать мнения, что у ТРОЛЛЯ «не пошла игра», подвел аппарат(?! — В Свердловске, по сравнению с другими городами Союза Советских и так далее, аппарат всегда звучит классно.—- Ред.) и проч. Может быть. Однако выступили они все равно плохо.

БРЫЗГИ показали весьма изысканную, даже «стильную» программу, в ней были и песни с очень необычной мелодикой, и элементы шоу в духе сомнамбулического русского лубка; запомнился вокалист в ярко-красном кафтане и с марионеточной пластикой.
Одно из сильнейших впечатлений фестиваля, его великолепная кульминация — челябинский НОВЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНСАМБЛЬ, созданный в 1987 году в среде южноуральских художников-авангардистов. Передать словами музыку НХА почти невозможно, она существует в едином пространстве с хэппенинговыми, театральными приемами,она неотделима от них, потому что это не что иное, как театр музыкального авангарда. НХА (тут вполне возможны аналогии с ПОП-МЕХАНИКОЙ, театром «Дерево», ДЖУНГЛЯМИ) свободен от жанровых ограничений, элегантно соединяя в своем представлении джаз, акустическую гитарную музыку, театр абсурда и роковый драйв; хочется надеяться, что оригинальный коллектив станет известен и за пределами Челябинска.

Итак, НХА плюс три свердловские группы — вот лидеры фестиваля, его неназванные лауреаты. Хотя как сказать.. .Лауреатов в самом деле никто не называл, зато после последнего концерта были вручены следующие призы:
Приз оргкомитета — АПРЕЛЬСКИЙ МАРШ (Свердловск)
Приз прессы — НХА (Челябинск) и ВАДИК КУКУШКИН И ОРКЕСТР (Свердловск)
Приз ОК ВЛКСМ — ВАДИК КУКУШКИН И ОРКЕСТР Приз симпатий публики — АГАТА КРИСТИ (Свердловск) Открытие фестиваля — НХА.

Свердловчане намеренно выставили на фестиваль группы «второй категории» (по
местному раскладу). В высшей лиге у них ЧАИ-Ф, НАУ, КАБИНЕТ, НАСТЯ, ОТРАЖЕНИЕ — а те, кто выступал 25-26 февраля,— как бы молодые и не очень опытные. При этом профессиональный уровень этих «молодых» настолько высок! Они могут дать некоторым нашим лидерам (несвердловского происхождения) если не сто очков вперед, то… по меньшей мере, пятьдесят!
…АГАТА КРИСТИ завораживает своей энергией, немного напоминая раннюю АЛИСУ (нам все-таки кажется, больше — НАУ.— Ред.). Музыканты очень эмоциональны, их действия пР°ДУманны и хороши согласованы, публику они держат с первых тактов концерта и до самого конца, но и потом их еще долго вызывают на бис. Почти половину программы составляют безусловные хиты — стоит ли удивляться, что АГАТУ так хорошо принимают?

Вадик Кукушкин —- восходящая «звезда» свердловского рока — еще не слишком уверенно, даже немного угловато держится на сцене, в отличие от ребят из той же АГАТЫ КРИСТИ, напоминающих иногда персонажей из фирменного видеоклипа. Он (Вадик) и его ОРКЕСТР (группа ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ) играют жесткую, напористую, родственную панк-року, музыку. Есть определенный диссонанс в сочетании агрессивных, исповедальных, злых песен Кукушкина с блестящей отточенностью ансамблевой формы, но это нюансы, отнюдь не портящие (пока!) общего впечатления.
Герой песен Кукушкина — он сам. Его едкие монологи, его неприятие безумного, лживого мира, где сыто здравствуют обыватели и мещане, напомнили мне песенные циклы раннего Цоя — хотя ничего общего, на первый взгляд, между ними нет; у Цоя главный герой — меланхоличный, сдержанный созерцатель, у Кукушкина — настойчивый, решительный, энергичный юноша (кстати, сам Вадим уже отслужил в армии и работает электромонтером на заводе), которому, впрочем, не чужды сомнения. Но и в том, и в другом случае мы видим мир глазами молодого парня, а это уже интересно хотя бы потому, что молодость искренна, во всем, даже в противоречиях. Прибавим к этому талант.. .таков краткий портрет Вадика Кукушкина, восходящей «звезды» Свердловского рок-клуба.
Последним выступал на фестивале АПРЕШЬСКИЙ МАРШ. Не так уж часто на отечественных рок-концертах приходится слышать настоящую музыку. МАРШ продемонстрировал неистовую изобретательность, барочную роскошь аранжировок, виртуозную исполнительскую культуру, фантастический драйв. Любопытная деталь знатоки свердловского рока почти единодушно говорили о выступлении МАРША как о не слишком удачном, ссылаясь на какие-то предшествующие концерты, где группа играла гораздо сильнее. Но если здесь было плохо, то страшно подумать о тех концертах, когда было лучше! Поражает строгая, воистину жреческая сосредоточенность всех членов группы. Раньше, по рассказам очевидцев, они устраивали на сцене веселое панк-действо, теперь же все силы отданы исключительно музыке. Завершила концерт инструментальная композиция «Джу-джу», и это был непередаваемо прекрасный апофеоз всего фестиваля, все же не случайно организаторы поставили МАРШ последним; трудно представить, чтобы кто-то мог выступить после них! Более могучего клавишника, чем Игорь Грищенков, мне давно не приходилось слышать!
Старый РОКЕР


Обсуждение