ОЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ РОССИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

Публикуемый нижа текст был написан для петрозаводского самиздата тверского альманаха «Ап Ново», по ряду причин в свет не вышедшего. Автор давний исследователь и представитель так называемою литературного андеграунда, в форме критического этюда манифеста попытался отобразить наиболее характерные настроения своей среды своего поколения — Поколения Последних Романтиков.

Странные и знаменательные времена наступили сейчас дли российской литературы За спиной тысячи томов хорошей и разной прозы и поэзии плюс миллионы томов изысканий премудрых теоретиков, столетия бурных споров (до хрипоты, до поножовщины!)в поисках единственного верного ответа на вопросы всех времен и народов. «Быть или не быть?», «Что делать-то?» и “Кто сказал «Гав»? Но стоило окраситься багровым закатом горизонту двадцатого столетия, и вновь очутился добрый молодец на развилке дорог и читает надпись, высеченных на огромном булыжнике (оружие почившего в бозе соцреализма): «Налево пойдешь — русскую идею забудешь, направо пойдешь — американской мечты не найдешь, прямо пойдешь Эдичку Лимонова встретишь». Чешет в затылке и прикидывает как бы не прогадать, делая выбор то ли веры, то ли меньшего из зол. Топчется на развилке уже лет пятнадцать. Описанные выше положение дел критик уже давно окрестила “постмодертнизмом» и накропала по поводу изобретенного ею же самой монстра еще несколько сотен томов. «Постмодерн»-обидное прозвище, даже не потому. что “пост» всегда плетется после в хвосте какого то значительного явления -в конце концов «двигаться вперед может только память» (М Бахтин). “Постмодерн» — это Великий Пост для художника Это значит — кушать себе подобных «нез-з-зя». а поскольку любое, даже самое далекое от реализма искусство строится на конфликте чего-то с чем-то (Духа и Плоти. Слова л Безмолвия).сидящий на голодном пайке художник выбирает единственно возможный путь творческого роста — медленное, но верное самоуничтожение.

Жить мечтой о суициде. Яви мир уныл и сер. Люди — только сталагмиты глубочайшей из пещер Выйдешь в космос втихомолку и торчат пучки травы из уродливых осколков лопоухой головы.. Камнем преткновения теории искусства во все времена были взаимоотношения художника с окружающей действительностью. Век двадцатый выдвинул, казалось бы решающий тезис об искусстве активного самовыражения, искусстве жизнестроении. Увы, находясь в двух шагах от истины, никто не застрахован от самообмана. теория быстро выродилась в беспомощное прямое действие когда художник «врывается в толпу и начинает палить из револьвера налево и направо » С самого начала в идее не было ничего нового Вся история человечества представляет собой ни что иное как гигантский хэппенинг, сценарий которого, расписанный на несколько веков вперёд, хранится где-нибудь под грифом «секретно» и без оного в портфелях лиц. причастных к большой политике Обратите внимание: все более или менее интересные исторические личности(несостоявшийся новеллист Наполеон, несостоявшийся художник Гитлер, несостоявшиеся поэты Андропов. Савинков. Сталин),начинали свою карьеру как люди творческие При этом дошедшее до нас их творческое наследие, было более чем многообещающим. Все они стали злыми гениями, поскольку в своем духовно-эстетическом росте не смогли продвинуться дальше ученических опытов А чем а это же самое время занимались гении добрые»Они создавали новую реальность молясь на Толкиена и не подозревая, что в рукотворном кривом зеркале никогда не отразится подлинное Четвертое измерение». К счастью, объективные законы истории цивилизации всегда были мудрее людей, пытающихся до этих законов докопаться Век рок-н-ролла выдвинул проблему без которой, по-моему, невозможно понять искусство ни прошлого, ни настоящего -проблему энергетического воздействия произведений искусства на слушателя, зрителя читателя То, чем мастерски пользовались наши далекие предки, языческие шаманы, едва начинает осваиваться различными современными музыкальными течениями, а в литературе- и киноведении такого термина, как ‘драйв» не существует и поныне Тем не менее, гетевский Вертер. отправивший на тот свет не одну сотню рафинированных эстетов посредственный кинобоевик, побуждающий подростка изучать восточные боевые искусства и доктор Кашпировский, рассасывающий швы и залечивающий застарелые язвы у миллионной армий телезрителей — явления одного и того же порядка, причем талант Кашпировского по силе своего воздействия на голову выше гения Гете. Для современного художника уже не гак актуальны чисто технические категории «формы» и «содержания», как приёмы искусства “эом’-ирования’ Таким образом все более очевидной становится и программа-максимум подсознательно заложенная в любо»/ творческом пр. явлении человеческого разума — силой внушения превратившись из властелина умов во властелина Вселенной, высшая раса, ради которой Всевышний и создал наш белый свет — Раса Художников и Романтиков, берет всю власть в свои руки и преображает её (Вселенную) так. чтобы ни у кого больше не возникло соблазна побега в какую-то другую “Явь» из этой, сияющей всеми красками радуги. Подготовку Революции Духа следует начать уже сейчас с создания Новейшего Завета -священной книги, которая бы объединила все наиболее ценные философско-мировоззренческие постулаты, созданные человека разумным на протяжении последних двух тысячелетии не лишне подумать и о должности Председателя Земного Шара, вакантной со дня смерти В.Хлебникова (подумать только — 75 лет безвластия!). За неимением (пока) других достойных кандидатур, предлагаю собственную. И последнее Если кому-нибудь высказанные выше идеи показались утопическим бредом или очередной тирадой провокатора постмодерниста. Отличие бреда, сна. галлюцинаций от материально воплощенного искусства точно такое же как между атомом, расщеплённым в лаборатории секретного физика и атомным взрывом на полигоне. В бреду, в софистских выкладках и рождается истина. Я точно знаю лишь одно: стоя на развилке дорог, надо торопиться с. выбором.
Олег ГАЛЬЧЕНКО, Петрозаводск

* Идеальные воплотители в жизнь идеи «прямого действия» Иван Сусанин, Азеф, Гапон

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.