ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ КЛАЙПЕДА АПРЕЛЬ 1990
Святая месса в костеле Марии Миротворицы «За Плавающих и Путешествующих».
Выставка «МИТЬКОВ».
Концерт групп АДО (Москва) и ТРИЛИСТНИК (Ленинград).
«… когда все выпито, я начинаю рисовать…»
(Рауль Бабье)
Фестиваль назывался «Морю и Музыке — нашу любовь», и его основной задачей стало привлечение внимания к экологической обстановке в Куршском заливе.
В первый день Шагин повел АДОшечку на мессу (ТРИЛИСТНИК прилетел только к концерту), на следующий — собрали и открыли выставку, напились и поехали доставать аппарат для концерта, который состоялся назавтра. Вот, собственно, и все.
Как-то обошлось без особенного публичного треска, о чем я с приятностью и сообщаю.
Далее идут два интервью с «митьками» (первое — официальное с выставки, другое — неофициальное из-за стола) и небольшой рассказ о ТРИЛИСТНИКЕ. Вся информация сопровождается разнообразными фотоиллюстрациями.
«Митьки» приехали далеко не в полном, но боевом составе: Дмитрий Шагин, Владимир Шинкарев, Александр Горяев, Василий Голубев (маленький Васо), Андрей Белле и Андрей Кузьмин. Кроме своих картин они привезли работы Флоренских, Гребенщикова, Саши Белле и др. Открытие выставки было вполне душевным и на русском языке. Мите подарили фотоальбом про рыбную промышленность региона, остальным художникам и музыкантам по красивому цветочку. Мне досталась гвоздика.
— Вы живете в Ленинграде, общаетесь ли вы там с другими неформальными сообществами?
— Конечно. И не только в Ленинграде. У нас нынче много выставок по Союзу и за границей.
— На что вы живете?
— До определенного времени основной нашей деятельностью была вредная работа оператора газовой котельной. Сейчас мы продаем картины, снимаемся в кино.
— Кто написал книги про «митьков»?
— Владимир Шинкарев. Кстати, не только про «митьков».
На этом вопросы закончились, зрители обратились к картинам, «митьки» к пиву, а мы устроили репетицию. Вечером же в гостинице художники с удовольствием ответили на мои вопросы.
— Как же все началось?
Голубев: — В 85 году Шинкарев написал Митьке письмо, которое и стало по сути первой частью книги «Митьки»…
(Голубева перебивает Шагин и, как оказалось впоследствии, навсегда). — С Володькой я познакомился на общей выставке в 1978 году, а в 83 мы подружились. В том же году я познакомил его с Бобом, который был совершенно счастлив от этого. Так вот, Шинкарев, будучи гениальным писателем, решил записывать разные смешные словечки, художественно оформляя все это. Таких словечек у нас было множество, «сестренки», например… Так начал складываться «митьковский» сленг, а в 83-ем он написал мне письмо, из которого и выросла книга.
— Кто же придумал название «митьки»?
— Шинкарев предложил называться «мИтьки», а я изменил ударение.
— Так что же о книгой?
— Она в начале 84-го года вышла. Естественно, в самиздате. (Кстати, эта часть книги, а также все последующие вышли в 1990 г. в издательстве «ИАМ-пресс», еще одна шинкаревская вещь — «Папуас из Гондураса» — должна выйти в первом номере альманаха А. Житинского «РД». — Прим. авт.) Володя начал в шутку описывать так называемое движение «митьков», и нам ничего не оставалось как действительно объединить всех в группу художников. Окончательно сложилась она зимой 1984-85 года. Первая официальная выставка под названием «Митьки» прошла осенью 1985 года. Естественно, что Шинкарева все это растащило… На сегодня он написал уже восемь частей и пишет дальше.
В 1987 году в «Смене» появилась первая официальная публикация про «митьков», потом в «Юности» в 88-ом… В основном, с рисунками Голубева.(От чего он, кстати, сильно пострадал, поскольку это сразу стало митьковской коньюнктурой. — Прим. авт.) Сейчас, правда, встречаемся реже, но у некоторых общие мастерские.
— Какое у вас образование?
— В основном, у всех художественное. Я, например, окончил СШХ… Вася тоже.
— Сколько художников входит в вашу группу?
Горяев: — Никаких членских взносов у нас нет, а потому точно определить нельзя… костяк — это человек пятнадцать.
Такой вот рассказ. Самым удивительным для меня было то что многие из «митьков» — профессиональные художники. Честно говоря, глядя на многие из их картин, этого не скажешь. В моем понимании живопись — это все-таки хотя бы приблизительное соблюдение каких-то художественных законов — геометрическая перспектива, пропорциональность и т. д. Но, быть может, для них это пройденный этап? Так или иначе, но самое главное во всем этом — восприятие митьковской живописи в контексте образа «митька», благо Шинкарев постарался.
Теперь о ТРИЛИСТНИКЕ.
Группа существует с осени 1987 года и входит в состав ленинградского рок-клуба. Среди участников — известные в стране музыканты: Андрей «Дюша» Романов (автор большинства песен, гитарист и певец), Михаил «Фан» Васильев (бас) и аккордеонист Сергей Щураков. Кроме них в клайпедском концерте принимал участие барабанщик Петр Трощенков.
Музыка, как видно из состава инструментов, акустическая. Аранжировки с легкими ирландскими интонациями. Тексты малосоциальны и этим привлекательны. Некоторые песни созданы в соавторстве и при участии «митьков». В 1989 году ТРИЛИСТНИК (АТЕЛЬЕ НАРОДНОГО МЕТАЛЛА) записал свой первый альбом «Матросская тишина», уже, кстати, изданный на кассетах фирмы «Антроп» в Ленинграде.
А. Горохов