ФЕСТИВАЛЬ ЖУРНАЛА «АВРОРА»,
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ МОЛОДЕЖИ 21 — 23 декабря 1990
Думаю, что после третьей «Авроры» (которую уже обещают) все поймут, что фестиваль этот — закономерно главный из всех всесоюзных и традиционных. Кстати, уже можно штрих-пунктирно обозначить некоторые составляющие этой закономерности. Во-первых, место проведения — Питер (пояснения необязательны), во-вторых, декларированная направленность на поиск молодых групп (что, впрочем, не мешает вписывать в программу суперзвезд), в-третьих, неслабые средства рекламы (сам журнал) и, в-четвертых (что самое замечательное), у руля стоит известный писатель Житинский — человек не из рокерской среды (в серьезности и дальновидности обитатели которой еще не подозревались), а личность воспитанная в условиях профессионального отношения к любому делу — будь то издание книги или партия в преферанс. Александр Николаевич уже не раз уверял многих (в том числе и меня), что с роком стало заниматься неинтересно, что толкать уже никого не нужно — все сами умные и т.п. Однако наработанная за десять лет тема не отпускает и принимает все более разнообразные формы: уже вышла книга, выходит рок-альманах, учреждены издательство и тиражирующая студия… Иными словами целая империя. Что касается самого фестиваля, то был он в большинстве выступлений однообразным и неинтересным. «Чаиф», «Крематорий», «Разные люди» и еще пара молодых групп, вроде «Внезапного сыча» — маловато хорошей музыки для пяти больших концертов. Плюс ужасно дорогой буфет из двух-трех блюд и насквозь продуваемое фойе.
БОЛЬШОЙ КОНЦЕРТ РОК-МУЗЫКИ.
КОЛОМНА 2 марта ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА.
Наконец-то удалось устроить что-то стоящее и на родине АДО. Я старался активно повлиять на подготовку концерта, чтобы осуществить его главную идею — показать людям, что рок-н-ролл (а в Коломне с этим делом полный зеро) случается не только на танцах. И город и люди этого заслуживали. С этим согласился Армен и бесплатно привез КРЕМАТОРИЙ. Фактор КРЕМАТРИЯ имел безусловно решающее значение, да еще в сумме с АДО это предопределило успех концерта.
Выступления местных групп (их обилие — мой недосмотр) выявили теоретически интересные идеи — ГЕНОМ, например, но в целом, носили явно нагрузочный характер.
МОСКВА. ФЕСТИВАЛЬ «ФЕРМЕР-91».
«ОРЛЕНОК». 3 марта
Основное, что я понял — кантри может достать не хуже металла. Такое же однообразие звучания, повторяемость тем и так далее. Разумеется, это не касается выдающихся групп (СВОЯ ИГРА или, тем более, КУКУРУЗА). Все же остальное производило впечатление чего-то механического — человек по десять месяц сидели после работы за тупым разучиванием какой-нибудь классической баллады, а потом, приехав в Москву, отлабали все за пять минут, да еще (по требованию жанра) с праздником налицо.
АДО пригласили, видимо, для разнообразии (из инородных были еще ЯТЬ, МИСТЕР ТВИСТЕР…), заказав три песни. На концерте (как всегда, в последний момент) выяснилось, что времени остается только на две. Мы же решили всех поразить чувством меры и исполнили вообще одну и самую простую — «Я защищаю дом”.
ФЕСТИВАЛЬ «ИНДЮКИ».
МОСКВА. ДК им. РУСАКОВА. 26 — 28 апреля.
Журналу «Контркультура» (устроителю фестиваля) не повезло с помещением. ДК Русакова совершенно не подходил для рок-сборища: бестолковый и душный (особенно балкон) зал, неуютная сцена и самое ужасное — отсутствовало фойе, которое обычно становится вторым (в последнее время — главным) измерением фестивальной жизни.
Более двадцати групп на пяти почти аншлаговых концертах — большей частью музыкально убедительных (Р. ХО, В. СИНДРОМ, ВЫХОД и особенно — ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ). Хотя, интерес со стороны приличной публики и журналистов к подобного рода событиям начинает жестоко падать, во всяком случае череповецкий акустический аналог полуторагодичной давности при всей своем музыкальной ограниченности обнаружил к себе куда больше внимания.
Главные удивления личного характера: 1) билеты всего по три рубля; 2) кислое выступление КОМИТЕТА ОХРАНЫ ТЕПЛА; 3) заметное снижение сигаретной (в сторону папиросной) активности m-lle Сопруновой.
ЛИПЕЦКИЙ РОК-ФЕСТИВАЛЬ «Липа-91». 18-19 МАЯ
ДК ЛИПЕЦКОГО ТРАКТОРНОГО ЗАВОДА
Фестиваль, смею доложить, господа, был полной ж…ой. Та комплиментарная пресса, которую он успел получить в ряде изданий («РМГ», рязанский «Молодежный курьер») истине не соответствует.
Действительно был ряд неплохих групп: ДВА САМОЛЕТА, ГЛАВНЫЙ КАЛИБР, да один ТАМБУРИН чего стоит… Дружной компанией съехались в Липецк (чудное место, надо сказать, особливо в мае) АДО, НАИВ и ДОМ ХУДОЖНИКА… ну и много другого. Всего — около тридцати групп (дели на три концерта — забавная циферка получается). Ошалевшие в ожидании знаменитой рок-группы ЧАЙФ юные (буквально пионеры) организаторы фестиваля окончательно чокнулись, когда приехали не только ЧАЙФ, но и (подумать только!) деятели рязанского телевидения и сняли на видеопленку целый последний концерт фестиваля! Все остальное — транспорт, звук и другие мелочи — потеряло, в связи с этим, всяческий смысл. Пионеры носились и чуть не упали с тортами и ситром для вожделенных легенд рок-н-ролла, а также для Альберта преКрасного Огурца. Но самым ярким атрибутом, я бы даже сказал, венцом липецких концертов был их ведущий — полный урел, между нами, девочками, говоря… Данный даун с рок-звездной пеной у рта, представляя очередную группу, оттягивался перед зрителями перлами следующего примерно содержания: «… ну че, чуваки, клевый мы вам фестиваль сделали? Ура-а! Трам-там-там! Супер-шоу!».
Его мало беспокоило, что в мониторах ничего не было слышно (в зале чуть лучше и то только на тех группах, которые озвучивал наш Антон, которого мы предусмотрительно взяли с собой), что муниципальный транспорт ходил по случаю или не ходил вовсе и много другого, что и вспоминать не хочется.