Ришар Бери, сыгравший в вышедшем сейчас на экраны Франции фильме «Для Саши» режиссера Александра Арнади, и Джессика Форд, известная по картине «Раинетт и Нирабслла» (Эриха Ройера) решили пожениться довольно давно. Они держали в тайне свои отношения в течение трех лет, но, убедившись в том, что счастливы, теперь объявили о своем желании вступить в брак.
Посвящается М.
-Вам 40 лет. Верите ли Вы до сих пор в идеальную женщину, с которой можно встретить старость у семейного очага?
-Да, я ее встретил. Это Джессика. Я живу с ней вот уже три года. Это женщина моей жизни.
-Вы впервые так думаете о женщине: “Это женщина моей жизни»?
-Да, впервые. Со мной раньше такого не случалось.
-Вы подумываете о браке?
-Я не принадлежу к поколению, которое думает о браке. Но надо признаться, все чаще и чаще Джессика и я думаем пожениться. Однажды Бертолуччи, который тоже был против брака, решился на этот шаг. Понимая мое удивление, он объяснил: «Это сила символа». Так, и есть, в течение многих лет ты против брака, но вот сила символа настолько велика, что притягивает к себе.
-Однажды Вы уже были женаты на Жане Мансон…
-Да, но это не было настоящим браком. Мы просто совершили религиозный обряд на острове Морис.
-Чем занимается Джессика?
-Она комедийная актриса.
-Два комедийных актера, живущих вместе, это по- вашему идеал? Люди кино особенные.
-А как Вы относитесь к двум адвокатам, двум врачам? Это ничего не значит. Просто два человека живут вместе. Это или получается или нет.
-В 40 лет какими Вы видите отношения с женщиной, которую любите?
-У меня есть желание строить. Я не хочу вытаскивать зонтик, чтобы защититься от дождя. Ты защищен от дождя, но также от всего, в том числе солнца. В жизни надо рисковать, нужно давать, отдаваться, чтобы получать. Существует закон: надо потеряться в любви с тем, кого любишь. Невозможно жить, если не любишь.
-Необходима также страсть?
-0, страсть! Она приходит и уходит! Это как поднимающийся и спускающийся лифт. Самое главное, это строить. Необходимо иметь с женщиной, которую любишь, общие цели, делить, смотреть в одном направлении. То, что у вас общие цели, насыщает жизнь супружеской пары. Если хочешь воспитывать детей одинаково, появляется желание это делать, видеть их бегущими и идущими, на тех же улицах. Джессика и я, у нас столько общих идей!
-Вы фаталист? Вы легко переворачиваете страницу?
-Да, но мне это многого стоит. Одна из фраз в фильме «Для Саши» объясняет это чувство: «Когда хочешь сохранить любовь, она от тебя ускользает». Это так. Когда хочешь навсегда сохранить что-либо, оно уходит. Нельзя идти против течения. Брехт однажды произнес: по реке уносящей с собой все, что ей попадается на пути, говорят, что она жестока, но никто не обвиняет в жестокости берега, ее сжимающие».
-Вас воспринимают как бунтаря. Это так?
-Когда не бунтуешь, ты умер, спишь. Но бунтовать — это не обязательно драть глотку, быть жестким. Мятеж может приспосабливаться к обстоятельствам, принимать различные формы, обходить препятствия.
-Где Ваши корни, есть ли у Вас убежище?
-У меня его нет специально. Моим убежищем становится место, где я могу остаться наедине с самим собой, без искусственности, без условностей. В Агадесе, в Нигере, где мы только что провели несколько недель отпуска с Джессикой, я чувствовал себя очень хорошо. Там у нас дом. Возможно, это мое убежище. Там я могу почувствовать свои корни в девственном месте, где есть настоящие простые ценности: есть, пить — основные для большинства людей.
— Необходимы ли необыкновенные обстоятельства, чтобы проявилась великая любовь?
— Да, это огонь, который раздувается ветром. Преодолевая препятствия в совместной жизни, в любви, и проявляют себя супруги.