День Второй

Сегодня уже никого и ничем не удивишь.

Однако по порядку…

«Водопад им. Вахтанга Кикабидзе» ждали не из-за рекламы в журнале «Аврора» и некоторых местных изданиях: «буратинизированные» альбомы широко разошлись по стране. А тут еще слухи об их «завальном» (во всех смыслах) мартовском шоу в рок-клубе. Зритель, знающий группу только по записям, думал примерно так: «Интере-есно… Так, классная многоголосица… Солист, оказывается, и в самом деле умеет петь, пусть это и не совсем рок… Жалко, слова не разобрать, но вот пошли знакомые песни… Ура, «водопады!…»

Что говорить? «Рейганке» подпевал весь зал, но… На середине выступления мощный эмоциональный поток иссяк.

У «Водопада» отличный юмор «а-ля периферия», но любая шутка, повторенная дважды, начинает бить мимо, становится пошлой. Неоднократно «прославив» отечественную аппаратуру, ребята еще раз вернулись к этой теме. На фоне трафаретного «Аппаратчика» потерялась (по вине звукооператора?) отличная «Ария дырокола-компостера», а уж «Бардам России»… Хорошо, когда у человека есть свое мнение, но все-таки Новиков не тянет, чтобы стоять в одном ряду с Высоцким и Галичем.

Нет, в концертном варианте «Водопад» пока вряд ли закрутит даже игрушечную мельничку… Московский летний успех? Что ж, столичная околомузыкальная тусовка всегда любила опекать бедных провинциальных талантов. И греть на них руки: «Мой «Водопад» — мое богатство»…

У «Красного Хача» это было третье выступление на общеклубных мероприятиях. Впечатление? Марш на месте в сопровождении оглушающих фанфар. Сегодня уже мало прокричать в лицо зрителю обязательный конъюнктурный набор: бюрократия, коррупция, проституция и т. п. Может быть, хватит жаловаться: у меня нет того, у меня нет другого? Пора что-то делать. Или хотя бы искать это «что-то». При всей агрессивной подаче, песни «КраХа» вторичны, их темы еще в «те» времена были перепеты группами «первого эшелона» — и во многом убедительней. А то и просто грамотней. И вообще: третье выступление — и та же поднадоевшая программа, те же эпатажные прихваты «на публику», тот же наигранный экстаз… Алло, «Красный Хач», не боитесь ли вы, что ваш тиражированный протест может превратиться в банальную спекуляцию?

Еще совсем недавно для доказательства своей «преданности делу» достаточно было поэнергичнее бить себя в грудь кулаком и как можно более громко выкрикивать: «Мы!, Вперед!, Ура!..». Сейчас приходится преодолевать инфляцию высоких слов. Один зритель охарактеризовал раннее творчество группы «Флаг» словами популярного киногероя: «Нет, ребята, а пулемета я вам не дам!». Отрадно, что на этом фестивале С. Курзанов отказался от размахивания ультрар-р-революционным флагом по поводу и без повода, группа заметно выросла в инструментальном отношении, но…

Темы новых песен «Флага» (крещение Руси, Афганистан и т. д. и т. п.) — словно попытка положить на ноты содержание журнала «Огонек», исключая разве что кроссворд… Чисто «а-ля рюсс»: или уйти в дебри «загадочной славянской души», или же враз разрешить с провинциальным размахом глобальные проблемы, мучившие человечество до появления группы. По оценкам зрителей и прессы, эффект был нулевым…

Публика, пришедшая в субботу вечером во Дворец, молодежи, не хотела слушать никого, кроме НП.

С одной стороны, это вполне понятно: Бутусов со товарищи не часто появляются на площадках Свердловска — с другой стороны, это не повод, чтобы мешать выступлениям других групп. В этом отношении приходится лишний раз констатировать, что публика приходит «на имя», а отнюдь не за тем, чтобы слушать музыку. Так что у «Отражения» поддержки в зале практически не было.

Похоже, что этот факт только прибавил музыкантам злости, и они превосходно отыграли свою программу. Ее составили песни из нового альбома «Членский взнос». В центре внимания — человек, сознающий собственную ущербность и затерянность среди себе подобных, но пытающийся всеми силами удержать обломки собственного достоинства: «Я не такой, как все, хоть с виду ординарен»… Ощущение собственной недостаточности не вызывает у него агрессии (как это случается с некоторыми «героями» Шахрина), напротив — он замыкается в себе, понимая, что все будет так, как оно есть, даже если взять гитару и отдаться на волю рока… Образ, созданный П. Сытенковым (автор песен группы) не только узнаваем, но вызывает ответную человеческую реакцию. Он не свободен и понимает это так же, как мы, когда слушаем вместе с музыкантами «Отражения» пластинку «Полис», привезенную нашим товарищем из «кругосветки».

Ребята выступили очень уверенно. Драйв нарастал по ходу концерта, как это и должно быть во время работы первоклассной группы. Ритм-секция работала как хорошо отлаженный мотор, а взаимодействие гитары и клавишных было просто прекрасным! Введение в состав саксофона вполне оправдало себя. Саксофонист играл немного, но как раз тогда, когда возникала необходимость придать звучанию ансамбля дополнительную динамику и свежесть.

Выступление «Соляриса» я бы назвал так: «Ни шагу назад — за нами НП!». Впереди было «Отражение»… Трудно представить более невыгодное место в фестивальной программе для группы, которую многие заранее относили к разряду «проходных», равно как и вообразить о существовании стиля «соул-фанк» образца середины 70-х годов на свердловской рок-сцене, куда магистральные пути ведут от опытов Александра Пантыкина, а отнюдь не Бэрри Горди или Мориса Уайта. Поэтому неудивительно, что десяток парней с трубами и саксофонами поначалу смотрелся как очередная вылазка ВИА-эстрады. К тому же был задан темп, но не было наигранной легкости у духовых. К счастью, в группе есть саксофонист Кащеев и гитарист Старостин. Понемногу и медные начали вырываться за частокол пюпитров… Два слова о текстах «Соляриса»: они ровным счетом ничего не значили (даже в лучших номерах «Создатель» и «Ночи прохладный свет»), так как должны быть «про любовь» или «бугивандерлэнд», а если и не были таковыми, то это, опять-таки, ничего не значило… После выступления появилась надежда, что «Солярис» за отвагу представят к медали. А может, я поторопился с выводами: появление на сцене составом менее десяти человек через пару лет будет восприниматься как нонсенс.

Первым номером шли «Бриллиантовые дороги». Казалось, что они ведут на вершину совершенства, где «Наутилус» готов дать свой лучший концерт. Все было здорово: великолепное звучание, мощный «хор» синтезаторов, голос вокалиста, преодолевавший крутой подъем. Сценический образ требовал минимума изобразительных средств (черную повязку и Вячеслава Бутусова) — материал для видео-клипа был готов. Но вот песня закончилась, и начался… концерт в городе Свердловске.

Известно, «Наутилус Помпилиус» — культовая группа, поэтому сейчас неинтересно выяснять, что же в ней было такого особенного, если полный зал народу шевелил губами вслед за Бутусовым. Я пойду по обратному пути: буду убирать со сцены то, что мешало воспринимать песни и образ группы, как того требует их популярность. Нет, я не собираюсь драматизировать ситуацию, все было нормально: «Наутилус» был не в своей тарелке, Бутусов с черной повязкой на глазах был похож на покойника. Кто же охраняет этот покой?
а) Могилевский, чье рвение быть частью не существующего целого выглядит комично, особенно в момент громогласного «Хэй!» («Стриптиз»). На саксофоне Алексей играет без настроения, словно выполняет тяжкий подневольный труд… б) Гитарист Егор Белкин: при частых инструментальных перегрузках, от которых трещали конструкции песен НП, гитары просто не было… в) Многочисленные синтезаторы — там, где они форсировали темп, перегружали аранжировки нелепым украшательством («Князь Тишины», «Мальчик Зима» и т. д.). Синтезаторы обслуживали В. Комаров и А. Могилевский, но дело не в них, а в Алексее Павловиче Хоменко, клавишнике №1, и даже не в Хоменко, а в «ролэнде», хотя этот «ролэнд», как говорят, принадлежит Хоменко?

Итак, на сцене остались: силуэт барабанщика Зямы (его почти не было слышно), бас-гитарист Виктор Алавацкий, певец Вячеслав Бутусов и Ролэнд Хоменко, а также — «Бриллиантовые дороги», «Стриптиз», «Город братской любви», «Ворота, из которых я вышел» (ох уж этот Илья Кормильцев!). Впечатление от других новых песен («Мой брат Каин», «Теплый снег», «Чужой человек») — работа, сделанная наспех в кооперативе, где все скованы одной цепочкой подписей под трудовым соглашением. К сказанному остается добавить: «Наутилусv» в аварийном порядка надо менять концепцию поп-группы, иначе к следующему выступлению пустоты на сцене прибавится.


Обсуждение