Blues in Russia

”… Мощный драйв и лучшие сорта пива убедят вас в том, что блюз жив и в России..
/из рекламы SNС /

19 января, день последний.
Громадная толпа вытусовалась из метро «Измайловский парк”, и чертыхаясь и спотыкаясь на любимом йоко-оновском «тонком льду”, повалила к концертному комплексу. Метель была, препротивная — в снежной пурге скрылась не только миниатюрная церковка. Рождества Христова, что в Измайлове, но и гигантский Покровский собор.

На дороге весьма, некстати торчала/железная скульптура в виде круга с надписью, юзвещающая о том, что мы идем именно туда» — в концертный комплекс «Измайлово”. Правда, две первые буквы названия канули, в Лету, а. посему КЗ именовался не иначе, как «Майлово». Секущие в «иностранском» тут же разделили это слово на два англоязычных — «Му» и «Love»,- отчего конечная цель стала теплее и ближе к сердцу. А кто-то, идущий уже не в первый раз, придумал экспромт:
«Друзья, ужасен наш — союз –
А тут ещё изМАЯЛ блюз!»

Впрочем, за уши никто никого не тянул — желаюшдх и без того было достаточно. Уверены, что и предыдущие дни не были-исключением. К сожалению, самим созерцать начало действа не удалось, так как цена билетов — 24 рубля /написано поверх «застойных» 6 рэ/ — у любого отобьёт охоту что-либо видеть и слышать. Правда, добродушные кассирши утешали охающих зрителей тем, что у них «будет возможность сэкономить на Тверском пиве», но тех, кто не употребляет, такая экономия не прельщала. Так, ещё до концерта, самособой возникло сомнение в жизнерадостной песенке «Кроссроудс»:
«… Do It not for money
Do not for pay…»

Не будем тратить бумагу на описание разочарования пипла при виде 15-рублёвого «тверского», — разочарования, моментально переросшего стремление «ужраться им назло», — потому что это, в конце-концов, главное! Главное — то, что это был блюз! Блюз — в России!

Концерт открыли два ведущих программ на SMC — слегка стремающийся Андрей Евдокимов, вещающий cевановгородцевским голосом «Весь этот блюз» и ещё кто-то не стремающийся, — мы его не узнали. После традиционных тёплых слов, на сцене появились… ашхабадские «BLues Office». Вокалист в черных очках — Стас Терёхин, браво объявив о том, что его команда «представляет южный блюз», исполнил на английском «Огни большого города», попутно делая челюстями возвратно-поступательно-жевательные движения. Критиковать не будем; — сказали же вам — «южный блюз». Наташа Тёрёхина, как две капли воды похожая на молодую, ещё не опопсевшую Сюзи Кватро, весьма профессионально тиранит бас—гитару, и вообще, группа заслуживает всяческих похвал, если- учесть, что- ребята играют вместе всего два года, а саксофонист выступает с ними 4 месяца. А реплики зрителей /»Иди в Парк Культуры, кабан!» – неожиданная реакция на блюз «I need a woman» / были весьма некстати, но, как говорится, и в «Измайлово» — не без урода! Да и пиво, надо сказать, сыграло не совсем положительную роль.

Тем временем, ребята с честью отыграли «Сумасшедший блюз» с весьма традиционным текстом:
«Hey, when I make crazy Blues — ооо…»,
и приступили к чудесному инструменталу — «Песне без слов». Зал прибалдел, и наивные попытки вокалиста — заставить зрителей хлопать — отзыва не получили. Слишком уж серьёзная вещь, — понимать надо.
Группа закончила своё выступление известной песней из репертуара Стива Рэй Воэна и, под одобрительные апплодисменты, покинула сцену. Интересно, каково было бы телевизионным операторам, если во время работы их так же «доставали», как они поступали с музыкантами? Согласитесь, что нелегко играть, когда кто-то с огромной камерой лезет тебе под гриф или снимает крупным планом твои пальцы, бегущие по клавишам! Но известность — вещь коварная, а посему приходится терпеть.
Ведущий, между тем, объявил: «Опасные соседи» из Санкт-Петербурга! Группа считает «Rolling Stones» самой крутой группой, в то же время отдавая предпочтение Мадди Уотерсу! Группу поддерживают музыканты из «ДДT»! Девиз группы — «Блюз вам в печенку!» Оглушающий звук. Мастерская игра. Не слабо. Это — «Опасные соседи»!

«Be-вор a –Lula, She’s му ваву», подпевают все, кто знают, а кто не знает — тоже подпевает! Вспомним, что сказал Сергей Воронов из «Кроссроудс»: «На русском- петь блюз нелегко, т.к. русский язык — во-первых – великий и могучий, а во-вторых— многосложный. Но жизнь нас научила, и этому…». По-видимому, и воспринимать блюз на русском – тоже нелегко, — сами понимаете, где корни блюза! Возможно, этим объясняется воодушевление зала при исполнении давно знакомых и любимых с детства, песен, и явный неуспех русскоязычных блюзов, типа:
«Когда замученное солнце
Уйдёт к себе за бугор…
Когда затраханное солнце.
Уйдёт к себе за бугор…»

Клёво, конечно, но воспринимается не так, как «Blues SweeT Shoes». И зрители мгновенно чуют перемену, передние ряды вскакивают… Правильно! Ежели б ребята не смогли поднять с места, ни одного зрителя — грош была бы им цена.!
Из зала: «Давай, пей! / пой?/» И ребята, попытавшиеся было закончить программу, «продолжают. «Slow down»! Вспотевший вокалист снимает очки. На местах, в считанные секунды — превратившихся в «стоячие», творится нечто невообразимое. Ещё бы — это же «Rock around the clock» — «Рок круглые сутки», так сосредоточенно «переводившийся» у нас: в своё время как «рок вокруг часов»!
Вконец измученных ребят отпускают. Ведущий констатирует факт, что
«Опасные соседи», оказывается, не такие уж «опасные», и объявляет перерыв. Уторчавшийся пипл набрасывается на остатки пива, вино и коньяк. Пока, пили, кто-то отыграл. Впрочем, этого никто не заметил. Потому что на сцене появился молодой человек, которого представили как «Энди Рэя, — не из Калифорнии, а из Риги». Получив такую замену вместо гернманской «Six paск», народ, кто ещё был способен/’ взволновался – а равносильна, ли замена? Тем временем, скромный Энди, чем-то похожий на молодого Боба Марли, когда, тот ещё не «торчал» от конопли, тихо говорит: «Блюз поразил меня своим откровением. Наибольшее влияние на
меня оказали Джон ли Хукер и Мадци Уотерс. А сейчас я исполню вам акустический блюз»… Вконец разбушевавшийся зритель» подбодрил»: «Ригу давай…!» /Дальше — нецензурно./ Энди начинает играть, но — вот неудача, — струна рвётся! Энди расстроен, — всё это отражается у него на лице. Но жестокий зритель, требующий за свои прайсы «хлеба и зрелищ» кричит: «На низких играй!» Пипл, это же — блюз! Как же можно! Пощадите артиста!
«Дайте ему гитару!» — «находится» кто-то. Но Энди не ждёт. На оставшихся струнах он исполняет:
«Every day and every night
I have a blues…»

Зрители хлопают, подбадривая. Энди разводит руками: «Ну, что мог, то и исполнил. Очень трудно, играть без струны.»
Наконец меняют гитару. /Аплодисменты — как при выступлении Брежнева, десять лет назад/. Кого-то выносят из зала — кажется, зрителя,
который требовал «гигу». Дозрел, значит. Таким надо было «дабл» прямо в зале ставить — чтоб далеко не бегать.
Искренне жаль, что пипл явно не подготовлен к восприятию акустического блюза. Энди — действительно талантлив, но этого, кажется, никто не замечает. А музыкант играет, закрыв глаза. Зрители: «Притомил уже!» Да, пиво явно пошло кому-то не на пользу.

Но вот на помощь Энди приходит группа. Блюз становится более ритмичным — такую музыку народ еше способен воспринимать. Энди явно забывает о былой неудаче, и даже, закуривая, вставляет сигарету в гитарный гриф. Между тем, на сцене появляется девушка, и не совсем вежливо вырывает у музыканта гитару, оставляя ему в награду «бычок. Зал ешё не успел прийти в себя от изумления, — а девушка уже поёт!
На сцене — королева питерских подземных переходов, «самая крутая тусовщица Питера”, солистка «BLues street priends» – очаровательная сцену выскакивает солистка каунасской «Veto bank» Арина. Вместе с Терри она исполняет прекрасный блюз. Зал бушует. Воистину это -коронный номер вечера!
Между тем, на сцене появляется «Удачное приобретение» из Москвы. Зал восторженно приветствует ветерана блюза Алексея «Уайта» Белова, играющего аж с 70-го года. Ещё не забыто зрит елями его появление на фестивале рок-н-ролла, и ритм-н-блюза в ДК МЭЛЗ в ноябре 1987 года» когда он изрёк: «Всю жизнь мечтал играть «музыку для толстых», но играю рок-н-ролл, т.к. другой музыки просто не существуете»
Блюз — это музыка, общения. Своеобразный диалог со зрителями. Многие пытаются играть эту музыку, но не все умеют. «Уайт Белов прекрасно справляется с этим:
«Да, мы — «тяжёлое приобретение», это не приобретение веников за рубль. «Удачное приобретение» — это не группа. «Удачное приобретение» — это жанр!»
Приветствие его — это своеобразное введение зрителя в тему: Тему выступления. А она — одна. Это — блюз:
«Здравствуйте, дорогие друзья! Очень приятно видеть такое количество народа. Не одним хлебом и колбасой питаются люди!’ Спасибо вам всем — каждому, кто здесь находится! Я исполняю’ блюз уже 20′ лет и вижу, что его можно играть даже без колбасы. Блюз; играли все — начиная с «Битлз» и кончая*джазовыми музыкантами. Блюз нравится воем, кроме глухих и дураков. А сейчас прозвучит минорный блюз, который в своё время исполнял белый гитарист из rpvnnH «Флитвуд Мак». /Последние олова тонут в овациях/.
«Wнем I ware up in the morning –
My love is coming out…» —
плывёт над залом. Это блюз. И он — бесконечен.
Белов представляет зрителям своих друзей. Владимир Большаков исполняет ритм-энд-блюз, все танцуют. И «пританцовывают. Впрочем, не важно. Клёво, одним словом. Зал – на рогах.. Такого воодушевления не видели и «металлические» сейшена… Впрочем, «коз» достаточно. По привычке.

Владимир Большаков исполняет мажорный блюз из репертуара. Эрика Клаптона.. Это тот случай, когда не выдерживают струны. И нервы. Вдадимир творит чудеса — порой даже трудно сказать, какую партию исполняет певец, а какую — гитара, — настолько слились воедино инструмент и человеке Где же Алексей? Он катапультирует — не знаю, как нервы, а струна всё-таки не выдержала! Группа отдувается без него. Но неожиданно на сцене появляется неизвестный саксофонист и помогает «Удачному приобретению”. Вот это — блюз — взаимовыручка и взаимоподдержка!
Ведущий: «Следующая группа парадоксальна, когда все пели по-русски, они пели по-английски, потом, когда все запели по-английски, они стали петь по-русски. Приветствуем анонимную группу… все ее знаете!.. ”
Зрители: «Лига Блюза!»

И это — действительно они: Николай Арутюнов — вокал, Игорь Кожин — гитара., Виктор Тельнов — бас-гитара, и Андрей Шатуновский — барабаны.
Это группа, которая очень любит сюрпризы! Сегодня вся программа состоит из песен Джимми Хендрикса! Короля гитары можно пародировать по-разному. Умело и неумело. С мастерством и без. А с юмором? Можно, оказывается, и так. Николай Арутюнов: «Сейчас я расскажу вам основное содержание исполняемой нами песни. Эта песня, как и все вещи Хендрикса — философская, о смысле бытия, о жизненных ценностях. Вот содержание первого куплета: «Я пришёл в этот дом издалека, меня здесь не было очень долго — 99 дней.» /Смех в зале./ Второй куплет: «Какая-то лажа, с ключами — что-то не подходят. И неожиданный вывод: «Я думаю, что моя женщина здесь не живёт. /Хохот в зале./ Третий куплет: «Ну, ничего, если она не хочет меня любить — пусть сестра её меня полюбит! /Истерика, в зале./
Итак — «Rock house blues»!»
И ещё: — очень много знакомых вещей Хендрикса! «На помощь» музыкантам приходят две совсем не нужные гирлы — Ира и Юля, но Николаи с присущей ему несерьёзностью доказывает, что раз они — красивые мужнины, то рядом о ними должны быть красивые женщины!
И наконец — «Angel», «т.к. ещё не было песен романтических и для детей. Зал несколько успокаивается при исполнении этой лирической вещи, но не отпускает группу до тех пор, пока та не исполняет забойную «I’m your pussy pussy man». Это триумф! Это — праздник!: Это — блюз!
Rocky

BLUES IN RUSSIA и БЛЮЗ В РОССИИ
17.01-19.01 1992

«Blues Office» (Ашхабад)
«Опасные соседи» (С.-Петербург)
«Удачное приобретение» (Москва)
«Sats Blues Band» (Эстония)
«Six Pack» (Германия)
«Лига блюза» (Москва)


Обсуждение