Звездная дорожка Вима Вендерса

Вим Вендерс
Вим Вендерс

U2, DEPECHE MODE, R.E.M. и другие рок-звезды записали музыку для фильма Вима Вендерса

«Если вы выбрасываете фильм в прокат по всему миру, — объясняет Вим Вендерс, пуская дым колечками в номере фешенебельного отеля высоко над Манхеттеном, — в нем должно быть много машин и рок-н-ролла. Дорожная «киношка» — ничто без рок-н-ролла!» И, придерживаясь этого принципа, немецкий режиссер для своей последней картины «End of the World» («Конец мира») составил «звездную» звуковую дорожку, украшенную новыми вещами R.E.M., Лу Рида, Патти Смит, DEPECHE MODE и U2. Этот фильм — невероятно растянутая и колоссально амбициозная история о любви, технологии и научных открытиях конца XX столетия. Действие происходит в 1999 году, когда над миром (в который раз) нависает смертельная угроза ядерного уничтожения.

Вендерс замыслил поставить типичное «муви» еще в 1977 году, однако, только к концу 80-х с выходом на экран «Крыльев желания» (1988) ему удалось выполнить намеченное им десятилетием ранее.

Музыка всегда играла заметную роль в фильмах Вендерса, но, по его словам, «Конец мира» — первый случай, когда он может себе позволить выбрать именно тот материал, который он хочет.

Как правило, Вендерс объясняет замысел эпизодов картины, однако он всегда против того, чтобы сообщать музыкантам слишком много. «Я боюсь, что если буду в этом плане излишне пунктуален, то они воспримут все чересчур буквально, — объясняет Вендерс, — я думаю, что с появлением в «муви» рок-н-ролла всегда существует опасность, что лирическая нить дорожки слишком уж совпадет с линией сюжета и превратится в нечто подобное сухому комментарию».

Все песни «саундтрэка» были написаны специально к фильму. Исключение составила версия песни «Days» группы KINKS, исполненная Элвисом Костелло, а также песня «Sax and Violins», взятая из альбома «Naked» (1988) группы TALKING HEADS, но все равно они органично «вписались» в замысел картины.

«Я всегда боялся, что музыканты будут сочинять одинаковые вещи, и я буду идти по сути дела с одной песней через весь фильм, — рассказывает Вендерс, — однако мы никогда в действительности не колебались, в каком именно эпизоде поставить ту или иную песню. Исключение было сделано лишь для группы U2, песня которой — настоящий рок-боевик — стала замечательной концовкой фильма. Все остальное расставлено так, чтобы «идти в ногу» с ритмом действия на киноэкране».

Несмотря на апокалиптический смысл «Конца мира» рок-музыканты остались на удивление привержены канонам рок-н-ролла. «Все они знали, что действие происходит в 1999 году, и я думал, что получу обилие «футуристического варева», но все вышло как раз наоборот: большинство сделало свои вещи просто и традиционно. Даже исполнители, ориентированные больше на электронную музыку, вернулись к гитарам», — рассказывает режиссер.

Таким образом, 46-летний Вендерс прилагает значительные усилия, чтобы идти в ногу с музыкальными инновациями, хотя, конечно, он более склонен работать с «рок-консерваторами», с которыми «подрастал» он сам: «Я думаю, только классическая рок-н-ролльная форма определенно не бывает пустой и блеклой».

Музыка может быть предельно откровенной, но вместе с сюжетом в конечном итоге должна создавать нечто хаотическое.

Запись звуковой дорожки шла продолжительное время. Лу Рид лишь через две недели после контакта с Вендерсом расстарался на «What’s Good» (впрочем, славно сделанную), Ниней Черри предоставила «тысячу» различных вариантов своей легкой, воздушной «Move With Me». Песни всё прибывали, в то время как сам Вендерс продолжал снимать фильм.

Наиболее тесные отношения у Вендерса сложились с музыкантами U2, поскольку запись их альбома «Achtung Baby» по времени и месту совпала с берлинской съемкой «Конца мира».
«Мы довольно часто встречались, — вспоминает Вендерс, — в барах или еще где-нибудь. Как- то я спросил у ребят, не хотят ли они сделать песню для меня. Они сказали, а что если мы назовем ее «Until the End of the World» («До конца света»)?» И я ответил, что это будет круто!»

Дэниэл Лануа, помогавший продюсировать «Achtung Baby», также имел некоторые интересы касательно звуковой дорожки: он предложил свою собственную песню «Sleeping in the Devil’s Bed», a также взял на себя продюсированние дорожки Питера Габриэля, который, правда, из-за контрактных осложнений на альбоме не появился.

«Я люблю такое кино, — объясняет Вендерс, — которое оставит возможность зрителю осмыслить по-своему происходящее на экране. Этой свободы с каждым днем становится, к сожалению, все меньше и меньше. Музыка так-же все быстрее превращается в замкнутую систему, не оставляя места для индивидуальных размышлений».

Вендерс беспокоится, что наследство музыкального видео (прежде всего MTV) окажется непомерно тяжелым: «Я думаю, мы прощаемся со временем, когда можно было свободно ассоциировать свои образы с песней».

И асе же Вендерс ощущает энтузиазм в отношении новаторского использования музыки в фильме. Он чувствует, что с помощью «Untii the End of the World» ему удастся охватить совершенно новую аудиторию зрителей.

«Я надеюсь, что музыка действительно сделает мой фильм более доступным, — признается Вендерс, — тысячи подростков, которых я видел в кинотеатрах всего мира, от Монреаля до Токио — были привлечены туда именно такой музыкой».

Перевел из журнала «Rolling Stone» Михаил БОГОД
Фоторепродукция Леонида Фомина


Обсуждение