Азербайджанский рок… Спросите: ничего смешнее не придумать? Все равно, что «японские частушки» или «нанайская электроника»… Однако, как это ни странно, азербайджанский рок-н-ролл имеет место быть, и Ваш покорный слуга попытается поведать об этом.
Следует отметить, что разговор пройдет только о городе Баку, так как 99% рокерствующего населения республики приходится на ее столицу.
Баку заразился рок-н-роллом в середине 70-х. Как принято говорить в таких случаях, «ошалев от Битлов», бакинские сорванцы бросились осваивать гитару. То тут, то там, как колхозы после 1929 года, стали появляться патлатые группы ребят, называющие себя громким словом ансамбль. ХАРРАМИТЫ, ЭСКУЛАП, РАСТ и многие другие доисторические команды лабали свой ненавязчивый хард и ритм-энд-блюз. Верхом крутизны, естественно, считался «съем». «Снимали» в основном (с переменным успехом) БИТЛЗ, ДИП ПЕРПЛ, САНТАНУ. «Иисус Христос — суперзвезда» и др. Кроме того, предпринимались попытки синтеза рок-музыки и мугама.
Тут мне придется сделать отступление, чтобы у читателя не сложилось, и приведи Господь, впечатления о массовом характере рок-дела в Баку. Отнюдь, господа! Рок-н-ролл в Баку был и остается уделом кучки «ненормальных», преимущественно состоящей из русскоязычного населения. (Прошу не путать с русскими, ибо в русскоязычное население входит часть азербайджанцев, армян, евреев и др.) На что есть свои причины: во-первых, местное население крепко «держится корней», т. е. народной музыкальной традиции; во-вторых, в силу географических, исторических, психологических и др. факторов здешние жители менее восприимчивы к европейским музыкальным формам. Восток, как известно, дело тонкое. Азия-с!
…Так вот, без всенародной поддержки трудящихся масс первая волна бакинского рока приказала долго жить. «Узок был круг революционеров, — как говаривал товарищ Ленин, — страшно далеки они от народа, но их дело не пропало…» Это время стало классной школой для многих теперь уже профессиональных и известных музыкантов, и, например, такой супергитарист как Фарад Ханджан, закаленный в те далекие 70-е, ныне может украсить своим участием группу любого уровня. С другой стороны,заразительный пример бакинских проторокеров стал другим наукой.
Это «другие» заявили о себе в середине 80-х. Да, это были совершенно «другие » рокеры, — нового поколения. Они уже не шалели от Битлов, а тащились все больше от Блэк Саббат, Джудаст Прист, Айрон Мэйден, Металлики. И взяться за гитару и перо их заставили не те четверо из Ливерпуля, а записи МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, ВОСКРЕСЕНЬЯ, АКВАРИУМА. Они вместе с кучкой своих фанов громом и молнией стали проноситься сквозь замшелые бакинские Дома Культуры, оставляя за собой оглушенных слушателей и разбитые кресла. Как вы уже, вероятно, догадались, новое поколение выбрало металл. Вся эта новая кухня была малоинтересной, вторичной и непрофессиональной. Хотя следует отметить, что в этом хаосе стали проявляться неплохие музыканты. Например, молодой гитарист А. Саркисян (гр. ПОСКРИПТУМ, ПРИОРИТЕР), обладающий хорошей техникой игры.
После того, как рок-музыка была официально дозволена, возникла необходимость в организационном оформлении движения. В виду отсутствия наличия хоть какого-нибудь рок-андеграунда созданием рок-клуба занялся не КГБ, что имело место кое-где, а туземный комсомол. Итак, в 1988 году был создан так называемый рок-клуб и прошел первый фестиваль «Рок-Панорама — 88». Первая «панорама», на которой ловить было нечего (в смысле музыки), парадоксальным образом стала мощным толчком для бакинского рок-н-ролла. Уже в марте 1989 года вышел в свет первый номер самиздатовского бюллетеня «Рок Око» (ред. В. Мустафаев). Музыканты и фанаты получили самобытный, независимый и никем не контролируемый орган — два или три десятка страниц о советском, зарубежном, а самое главное — местном рок-н-ролле. Строгий, но справедливый бюллетень стал дополнительным стимулом для молодых рок-музыкантов.
В апреле второй фестиваль «Рок-Панорама — 89». На сей раз, наряду с уже ставшим традиционным «металлом» появились любопытные команды с новым саундом. Среди них такие группы как БЕЗ ГРИМА (рук. Я. Бахишев), МИНАРЕТ (П. Булак), ИНСТИТУТ КРАСОТЫ (К. Пилипенко). В полный рост заявили о себе талантливые музыканты: гитарист Т. Кулиев (РАЗУМ), клавишница М. Захарова (АЭРОЛИТ), барабанщик А. Хачатуров (КОМЕНДАНТСКИЙ ЧАС). На этом же сейшене дебютировала команда с весьма странным названием ЧАРЛИ АТЛ (что означает, не знает никто). ЧАРЛИ АТЛ (рук. Г. Бакили), пожалуй, самое интересное явление в бакинском роке. И это как раз тот случай (помните начало статьи?), когда можно говорить об азербайджанском начале рока. Но об этом ниже…
В октябре комсополиты провели полупопсовый фестиваль «Золотая осень — 89», который бы не стоил даже упоминания, если бы не группа ЮХУ из Сумгаита. Интересна команда была тем, что пела на азербаджанском языке и тем, что все хард-роковые гаммы и арпеджио гитариста ЮХУ Н. Нагдалиева были основаны на азербайджанских ладах.
А потом начались совсем не роковые тусовки. После жуткой январской «мясорубки» 90-го года в Баку часть рокеров вынуждена была срочно эвакуироваться, а у оставшихся надолго пропала охота что-либо делать. Большинство групп прекратили свое существование, хотя официально о распаде не заявлял…
Главным событием нынешнего года, на мой взгляд, можно считать запись группой ЧАРЛИ АТЛ (в обновленном составе) альбома «Посвящается жертвам индийского кино» (продюсер Г. Бакили). Это первый полноценный и качественно записанный альбом в рок-истории Баку. Что же касается содержания альбома, то хочется отметить необычный саунд, сплошные эксперименты с ритмом, волшебный звук тара, авангардистские «задвиги” и крутые философские тексты. А главное — после выхода альбома можно уже говорить об азербайджанском варианте рок-н-ролла. И дело даже не в азербайджанских текстах, а скорее в общем звучании, совместившем в себе несовместимые вещи. Замечательно сказал о ЧАРЛИ АТЛ один мой знакомый: «Они вышли на тонкий как волос, острый как лезвие мост между Востоком и Западом, и смогли на нем удержаться.» Короче — если попадется — слушайте! (Кстати, этот альбом уже появился в Питере)