(продолжение; начало в №1)
С момента возникновения и до начала 70-х годов группа «Wailers» последовательно меняла свой стиль от ска и рок-стэди к рэггей. Боб Марли примкнул к движению растафарианцев, одновременно он связал свою активность с фирмой грамзаписи «Island», организованной белым уроженцем Ямайки Крисом Блэкуэллом, способствовавшей широкому распространению музыки реггей.
После выступлений в США, в Лос-Анджелесе, Боб Марли был окончательно признан критиками «королем реггей». Он завоевал себе авторитет не только как легендарный борец за справедливость, но и как композитор. В списках лучших авторов 70-х годов, публикуемых журналами, например «Роллинг Стоун», его имя находилось рядом с именами выдающихся представителей негритянской музыки Стиви Уандером и Смоуки Робинсоном. Стиви Уандер, вдохновленный музыкой реггей, нередко вставлял элементы присущих ей фактур в оркестровки своих песен («Boogi On Reggae Woman»).
Общественная и музыкальная деятельность Боба Марли имела особое значение для наций стран третьего мира, гораздо большее, чем для черного населения США, находившегося под обаянием собственных форм протеста и самосознания, выраженных в музыке соул и фанк. Более того, исследователи отмечают, что в 70-е годы предпочтение трансляции музыки реггей отдавали скорее белые американские радиостанции, чем негритянские.
Успех Боба Марли подготовил почву для широкой деятельности таких групп с Ямайки, как «Toots And The Maytals», «Birnmg Spear», «Big Youth» солистов Джимми Клиффа, Питера Тоша. Распространению и популяризации музыки реггей в США и Европе способствовали и выдающиеся белые рок-музыканты. В американских хит-парадах 1972 года появилась песня Пола Саймона «Mother And Child Reunion», близкая к реггей, а также «I Can See Clearly Now» Джонни Неша, ставшая синглом номер один. В 1974 году английский гитарист Эрик Клэптон записал песню Боба Марли «I Shot The Sheriff».
В Англии возникли первые собственные реггей-группы: «Aswad», «Black Slait», «Steel Pulse». Интересно отметить, что уже в середине 70-х годов прослеживается связь между лондонским панк-андеграундом и музыкой реггей, которая, особенно в лице Боба Марли, ассоциировалась с бунтарством, с вызовом обществу и не имела ничего общего с преуспевающими белыми грэм-рок-группами, утратившими всякую социальную остроту. Истинные панки открыто заявляли, что не могут слушать никакой музыки, кроме реггей. Владелец лондонского панк-клуба «Рокси» Энди Чесовски пригласил туда в качестве диск-жокея одного из деятелей растафарианского движения — Дона Леттса, пропагандиста ямайского реггей. Взаимная симпатия двух направлений материализовалась в появлении соответствующих песен. Так, Боб Марли в 1977 году сочинил песню «Punky Reggae Party», а панк-рок-группа «Clash» записала песню гитариста из ансамбля Боба Марли Джуниора Марвина — «Police And Thiefs».
На снимках Боб Марли; Пол Саймон; Эрик Клэптон.
Алексей Козлов.
(окончание в следующем номере)