С разрешения автора и редакции вестника «38 Попугаев» предлагаем вашему вниманию рецензию на вышедший в 1995 году альбом Ольги Арефьевой и группы КОВЧЕГ.
Дебютный компакт-диск — «Батакакумба» Ольги Арефьевой, на котором представлена часть ее реггей-программы, наверняка привлечет внимание не одних любителей растаманских ритмов. Слишком неординарна музыка, к счастью, совсем не похожая на вечно мрачный и матерный псевдокультовый отечественный реггей; тексты достаточно серьезны и концептуальны. Хотя «Все Мы Пойдем За Джа». «Если Джа Хочет, То Джа Хлопочет» и подобных «молитв» божеству с Ямайки в альбоме предостаточно, запоминается он прежде всего не этим и никак не вписывается в рамки «чистого реггей». Но об этом поговорим чуть позже. Главное, CD демонстрирует добротность конкретной работы Ольги, абсолютно не отражая творчества Арефьевой-музыканта, Арефьевой-поэта вообще.
Позвольте небольшое отступление. По микроскопическому срезу живой ткани хороший гистолог без особого труда определит не только ее тип, но и орган, и его состояние, класс и род животного, может быть, даже биологический вид — но вряд ли воссоздаст в точности все подробности облика, тем паче характер, ареал обитании и т.д. Нечто подобное и с «Батакакумбой», которая — лишь тонкий срез многомерного мозаичного творчества Арефьевой.
Ольга никогда не давала клятвы верности никому и ничему, ни одному стилю или же музыканту. Состав ее группы с весьма символическим названием КОВЧЕГ (за творчеством которой я имею счастье следить с 90-го года) меняется беспрерывно, порой даже не успев как следует «устояться» И происходит это вовсе не потому, что Ольге не везет с инструменталистами — очень даже везет! Просто одна из лучших учениц Льва Лещенко и любимица Доктора Кинчева (а он-то ох как редко нисходит до похвалы коллегам), Арефьева пребывает в непрерывном поиске, который по скорости и частоте «переключений» порой может напоминать броуновское движение. В ее багаже несколько акустических программ, абсолютно разных — от духовных баллад и этнических опытов до постмодернистских экспериментов; здесь же программа, подготовленная с лучшим акустическим рок-гитаристом Ceргеем Калугиным (с которым произошел своего рода обмен любезностями: для композиции «Танец Казановы» на компакте Сергея »NIGREDO» Ольга пропела все голоса довольно сложного католического хора; сама же, вдохновившись калугинской вычурной монументальностью, создала одну из интереснейших своих баллад «Черная Флейта»).
Был и блюзовый период, совершенно неожиданный после акустической лирики, когда тяжелый, почти «цеппелиновский» саунд, помноженный на сильный и чуть резковатый голос с характерными вокализами, вызывал у слушателей ощущение что «отрастают еще два уха» (по выражению журналиста Дмитрия Иванишева). Теперь Ольгу потянуло чуть ли не в гранж, хотя она давно одержима идеей создания группы, способной исполнять весь диапазон ее творческих изысков.
Однако изюминка вовсе не в том, что автор пробует делать разное, порой абсолютно полярное, а в том, что он это полярное воплощает! Причем воплощает очень хорошо, отбирая для каждого конкретного случая не только музыкантов, но и перестраивая свой собственный голос. И если в блюзе была необходимая резкость, то в акустике присутствует характерная мягкость и лиричность, переходящая в драматизм; в реггей — необходимая развязность; легкая хрипотца, быть может даже агрессия — в гранже. В этом смысле Арефьева — уникальное явление отечественной рок-сцены.
Если принять пресловутую теорию о нисходящем с небес вдохновении, то придется признать, что Ольга не просто пеленгует горние флюиды, но и умеет каким-то способом перестраивать некий внутренний гетеродин для приема во всем доступном диапазоне. Не об этом ли поет она в «Магии Чисел» одной из лучших своих реггей-композиций.
Вот если бы одновременно вышло несколько компактов, а не только маленький кусочек реггей… Увы, в нынешних условиях российского музыкальною рынка это полнейшая утопия. Своя рука владыка, и как только у музыканта появляется возможность, он издает то, что для него злободневно. Хотя будь на то моя воля, я начал бы издание с архива, с ранней акустики (написанной зачастую на стихи малоизвестных переводных поэтов), не забыв о циклах «Майя» и «Аку-Аку» — пожалуй, более сложных, чем нынешнее реггей.
Да и реггей ли это? Если брать только ритмическую основу, то несомненно. Когда же доходит до аранжировок, становиться сложнее. Не затрагивая тематики песен заметим, что флейта и медные духовые вроде бы не самые типичные инструменты для музыки карибского происхождения. А участие в записи альбома народного ансамбля ГОРНИЦА лишь подчеркивает: для Арефьевой реггей лишь субстрат, почва, в которую вносятся семена мелодий с удобрениями аранжировок. В результате пышные и яркие цветы. А из них, извольте — и ягодки.
В роли таких ягодок-хитов на альбоме видятся упомянутая уже «Магия Чисел», отрада неофеминисток «Женщина», великолепный пацифистский плакат «На Хрена Нам Война». Неоднократно снимавшаяся с эфира на радио и ТВ из-за трусости редакторов, композиция эта вполне могла бы считаться песней 95 года, не будь она написана раньше, выпущена на CD позже, при этом в принципе находясь вне времени. Предположу, что через какое-то время эта песня займет в российской музыке ту же нишу, что и «Give Peace A Chance» Джона Леннона.
Итак, у хорошего автора (я умышленно ни разу не назвал Ольгу певицей — очень она этого не любит) вышел отличный альбом. Но зная, что это лишь тонкий срез, жаждешь погружения в глубины.
Дмитрий Урюпин, Москва