В день, когда не будет завтра…

…С каждым шагом они уходили все дальше и дальше в чащу леса. Пока они шли, настала ночь и поднялся сильный ветер. Ребятишки дрожали от холода и страха. Им казалось, что со всех сторон воют волки и бегут к ним, чтобы съесть их. Дети боялись разговаривать и оглядываться по сторонам. Вскоре еще хлынул проливной дождь и насквозь промочил их. На каждом шагу они спотыкались скользили, падали в канавы и вставали все перепачканные грязью. Наконец они выбрались на ровное место и решили немного передохнуть. Осмотревшись по сторонам, они увидели вдали маленький огонек…

Текст из какого-то полузабытого произведения русской литературы, ставший речитативным фоном песни “Бесы” и выбранный мною в качестве эпиграфа, мне кажется, как нельзя лучше выразил то настроение, что присутствует в новом альбоме Я-хи “Ноябрь”.

Как и в предыдущем “Белом свете”, здесь минимум аранжировочных изысков (акустическая гитара, перкуссия и подпевки “таинственной” КБ) и максимум смысла, выраженного образным поэтическим языком питерского рок-маргинала. Но, в отличие от прошлогоднего альбома, на этот раз все десять песен “Ноября” исполняются в ритме реггей. Это и заставило меня вновь задуматься о совместимости инородных культур, жизнеспособности проявлений эклектики, космополитизме и прочих околомузыкальных вещах.

Один хороший человек, по словам Я-хи, назвал его творчество “скоморошеством в стиле регги”. Сам Я-ха выбрал себе другой ярлык – “псевдо-недо-регги расейской сборки”. А еще кто-то считает “Ноябрь” альбомом о конце света. И если первые два определения относятся в основном к музыкальной стороне обсуждаемого альбома, то третье очень верно указывает на его “глобальную” концепцию и личное Я-хино мироощущение.

Автор этих строк и сам редко страдает избытком оптимизма. Но в такую квинтэссенцию отчаяния, что наполняет Я-хины тексты, ему не приходилось погружаться уже давно. Рваный ритм и рвущий душу стих. Абсолютная, доведенная до крайности надрывность…

Апокалиптический “Ноябрь”, однако, не оставил меня на темном дне беспросветного отчаяния. Каждый удар по струнам с акцентом на вторую долю как-бы указывает путь назад, за “Край света”, подальше от “Бесов” вечной российской зимы. Ритм этот – словно ступеньки лестницы, пробившей “Деревянное небо” и зовущей к солнцу бесконечной радости.

Я-ха, отправив в Йошкар-Олу свою кассету, поставил меня в довольно сложную ситуацию. Рецензировать “Ноябрь” как образец российского андеграунд-рока я не имею права, ибо не позволяет тематика издания. Но не рассказать читателям SE LA о выходе этого альбома (что я и попытался сделать) мы тоже не можем, поскольку форма подачи содержания у Я-хи, умело “эксплуатирующего” реггей, вполне соответствует нашему желанию полно и объективно представлять реггей-ситуацию в нашей стране.

Выручил Гильфан Дохин, приславший свой материал. Передавая ему слово, еще раз поздравляю Я-ху с выходом замечательного альбома.

Иван Земцов


Обсуждение