Кора Дуба

обложка журнала "Кора Дуба"
обложка журнала «Кора Дуба»

Можно лишь догадываться, какие причины заставили вдруг одного из редакторов «Коры Дуба» (Михаила Малышева) написать нам и прислать 4-й номер этого большого и толстого (А4 / 84 стр.) журнала. Наш маленький и худенький «SE LА», несколько выпусков которого были незамедлительно отправлены в Ростов-на-Дону, — жалкая попытка отблагодарить издателей этого роскошного самиздата. Как справедливо заметил Майк Хватов (газета «Мухи») «такой журнал сделал бы честь любому самиздатику».

«Мы, кажется, слегка из другого рассказа, но под одной обложкой», — сказал в своем письме Михаил Малышев. А мне, честно говоря, хочется, чтобы было наоборот. Чтобы не только обложка, ярлык с надписью «самиздат» и причастность к миру альтернативной прессы объединяли «SE LА» и «Кору Дуба». И не только интервью с СОЛИСТОМ группы СВЕТОФОР, которое теперь можно прочитать и на наших страницах.

Желать этого, можно, конечно, но лишь потеряв последнюю самокритику. Не потому что планка, поднятая «Корой Дуба», слишком для нас высока (в Йошкар-Оле, если поискать, можно обнаружить не менее интересных авторов — поэтов и писателей, эссеистов и рецензентов, коллажистов и художников графиков). Просто мы, задумав выпускать «SE LA», с самого начала надели на глаза некие тематические шоры, дабы никуда не сворачивая, «пройти весь путь до конца».

А вот «Коре Дуба» — издание универсально-эклектичное. И потому «цепляет» любого, кому попадает в руки. Организатором и вдохновителем журнала, выразителем его идейных позиций выступает некий Петр Свиридов — весьма утиный и нестандартно мыслящий человек. Его статья, открывающая номер, — яркое тому доказательство. Ему же принадлежит авторство «Конспекта речи» — текста выступления по «еврейскому вопросу» в ДК «Картонажник», воспроизведенного репринтным способом.

О политике материалов мало, и это вызывает самые добрые чувства. Они, по крайней мере, не бросаются в глаза. Единственная статья, замеченная мною и проходящая под этой рубрикой озаглавлена выразительно и недвусмысленно — «Говно это все».

Наиболее интересными с литературной точки зрения мне показались рассказы «Утро вечера не трезвее» А. Купина и «Аарон» О. Постниковой, серия позитивных миниатюр Волка Свагена (каждая ИЗ них начинается словом «хорошо»), а также эссе «здесь и сейчас», тема которою не поддается дефиниции (наверное, оно тоже о политике). Ну и, конечно, музыкальные рецензии аннотации и интервью, коих так много, что перечислять слишком долго. Самое неизгладимое впечатление оставляет после себя текст И. Ламилина «Про Дон-ТР».

Многообразие жанров и тем, затронутых в журнале, оправдывается единым отношением к нашей российской жизни, характерным для большинства авторов «Коры Дуба». Здесь очень многое определяет несогласие, всепронизываюший нонконформизм. Не побоюсь сказать (хотя могу этим обидеть издателей тупикинской «Утопии», колоколовского «Шиповника» и многих других журналов), что по степени несогласия с устройством реальности «Кора Дуба» — абсолютный лидер. Квинтэссенция несогласия! В жизни не читал другого такого антипопсового, антиамериканского, антителевизионного антижурнала.

Любой самиздат — не важно, политический он, литературный или музыкальный — явление, в сущности, антигосударственное. Самиздат взрывает систему, делая смехотворным насаждаемое власть имущими — массовую официальную культуру, стереотипы мышления, всяческие шаблоны, штампы и трафареты. Спектр способов морального уничтожения попсы предлагаемых «Корой Дуба» весьма широк — от прямой критики и демонстрации последствий ее пагубного влияния на человеческую психику до ироничного псевдовосхваления ее «лучших представителей», переходящего в отчаянное самобичевание. Последний из названных способов — явно собственное изобретение «Коры Дуба», имеющей смелость столкнуть, к примеру, Петра Мамонова и группу НА-НА. Лучшей пары для сравнения (в пользу группы НА-НА, конечно) придумать просто невозможно!

«Кора Дуба» не просто впечатляет. Любое впечатление, которое можно выразить словами, в мыслях всегда соотносится с чем-то ранее увиденным и услышанным. А здесь — нечто такое, что требует искусственно сконструированных суждений и заново изобретенных мнений. Допускаю, однако что искушенные знатоки самиздата смогут назвать десятки других журналов, аналогичных «Коре Дуба». Мне же это сделать пока вряд ли удастся.

Несколько слов об оформлении «Коры Дуба» — совершенно неожиданном и в подлинном смысле слова, улетном. Создатели журнала решили отказаться от какого-либо единого стиля, тексты иллюстрируются очень весело живой и компьютерной графикой, коллажами, полароидными снимками и прочими изображениями. Авторам оригинальных рисунков, помешенных в «Коре Дуба», — честь и хвала! Каждый из них заслуживает отдельной рецензии. А многие иллюстрации могут вполне выступить как самостоятельные произведения графического искусства. Когда, наконец, в самиздате начнут писать не только о музыкантах, но и о художниках?

Радует в журнале еще и то, что издание это не выходит за рамки утилитарности, не превращается в красивый сувенир, артефакт, «вещь в себе». Если самиздат — это искусство (а в том, что это искусство, думаю, никто и не сомневается), то искусство преимущественно камерное, не массовое. Что касается «Коры Дуба», то это скорее образец искусства прикладного журнал одинаково хорошо читается и в компании, и в одиночестве, и на жарком пляже, и в прохладно-кафельной «комнате отдыха».

И, конечно, нельзя ничего не сказать об «автономном» аудио-приложении под названием «Корни». На эту кассету записаны песни под гитару шести авторов, информация о каждом из них так или иначе присутствует в «Коре Дуба».

Алексей Голубовский, творчество которого, без сомнения, станет вехой в развитии отечественного реггей конца XX века, представлен здесь, как и другие авторы, в акустике. Студийным записям СВЕТОФОРА (спасибо тебе за них еще раз. Михаил!) эти три песни нисколько не проигрывают, хотя, может быть, с бас-гитарой они звучали бы круче. Самое главное — в них есть драйв, есть чувства, есть искренность.

Песня Михаила Малышева под названием «Пепел» — тоже реггей, но с каким-то очень заоблачным ритмом. Вещь эта, по крайней мере, может исполняться как реггей (это я, кстати, уже давно делаю для своего маленького сына, которому она очень нравится).

Но если бы меня спросили, кого из шести авторов я бы выбрал музыкальной визитной карточкой «Коры Дуба», то я, не задумываясь, назвал бы Дениса Третьякова. Мрачные, инвективно-лексические, но до безумия образные песни Дениса как нельзя лучше выражают дух журнала, его апокалиптично-оптимистический характер.

Впрочем, в своей попытке рассказать о ростовском журнале «Кора Дуба» мне, пожалуй, следовало бы как-нибудь обойтись без громких слов и ярких эпитетов. Хочется еще похвалить, да боязно не вызовут ли мои дифирамбы лишь раздражение у издателей? Этот журнал надо бы хорошенько обругать! Обвинить его во всяческих нехороших вещах пошлости, скудоумии, человеконенавистничестве и т. д. Только такая реакция, полагаю, сможет убедить этих «безграмотных скотов и плюгавых насмешников, маленьких мерзавцев и жалких засранцев» в том, что их дауноподобное детище несмотря ни на что жизнеспособно. А заодно и нас с вами, наблюдающих его агонию. Вот только кто из нас все-таки болен?

Иван Земцов.

Дли всех, кто заинтересовался журналом «Кора Дуба» и желает выйти на контакт с его издателями, сообщаем почтовый адрес: 344032, г. Ростов-на-Дону, а/я 7370.

В рубрике «Самиздат» мы и в дальнейшем намереваемся рецензировать самые интересные для нас самиздат-релизы, причем не только содержащие материалы о репей-музыкантах. Мы пока не знаем, что у нас будет в следующем номере, но уверены, что за ближайшие полгода библиотека редакции SE LA пополнится новыми шедеврами самиздата, и нам очень захочется рассказать об этом своим читателям.

А коллегам-самиздатчикам будет, наверное, интересно узнать следующее: в «Новой молодежной газете», что выходит раз в неделю в Йошкар-Оле, появилась страница под названием «Мир альтернативной прессы». В планах ведущего страницы, коим является ваш покорный слуга, — обзоры самиздата (с контактными адресами), рецензии, фрагменты наиболее выдающихся текстов и многое другое. Заинтересовались? Пишите! Встретимся на страницах «Молодежки»!


Обсуждение